30 октября 2000 г., Новая Газета №60

На улице Бородина в Грозном опять ждут нашей помощи

В доме престарелых чеченской столицы заканчиваются продукты

Анна Политковская

Наши постоянные читатели помнят: о положении Грозненского дома престарелых мы пишем уже почти год. Сначала пытались спасти стариков из-под бомбежек, потом — от голода и холода.

Почему мы это делали? Мы считали своим долгом помочь нашим маломощным госорганам социальной защиты и поддержать стариков, которых чиновники оставили без внимания. Однако в Министерстве социального развития России и администрации главы Чеченской Республики Ахмада Кадырова нас явно неправильно поняли. Ни в министерстве в Москве, ни в Гудермесе у Кадырова так и не нашлось людей, которые начнут наконец делать свою работу и обратят внимание на бедственное положение стариков.

И вот недавно из Грозного от старшей медсестры дома престарелых пришло письмо. Мы решили опубликовать выдержки из него, они более чем красноречивы:

“К нам продолжают поступать тяжелые больные. Женщин мало, больше мужчин. Проблема выживания стариков после этой жестокой войны остра как никогда. Просятся и просятся в наш дом-интернат, потому что не могут прокормиться... К нам идут письма от моих бывших опекаемых, которых распределили по городам России. Просятся назад на родину, в Грозный, в наш дом-интернат.

Если бы не ваша московская благотворительная акция, о нас бы никто не знал и нас действительно ожидал бы голод...

Но сколько можно держаться на гуманитарной помощи? Я благодарна всем москвичам, которые откликнулись на нашу беду. Но ведь посудите: по линии государства и нашего министерства мы еще не получили ни одной копейки! Ни для опекаемых, ни на зарплаты для сотрудников. Наше правительство никак не утвердится... А мы и наши проблемы — есть.

...Опять у правительства возникают вопросы — быть или не быть такому дому в Грозном или в Чечне, потому что считают: стариков чеченцы досматривают у себя дома. Пусть приедут в наш дом и посмотрят, каких людей мы опекаем. Мне, например, разницы нет, кто есть кто. Он для меня опекаемый, который ждет от меня помощи. И все.

Неужели никогда не кончится эта проклятая война... Сколько можно издеваться над народом? И что же это за такая антитеррористическая операция, которая длится больше года? И которой не видно конца?..”

Если называть вещи своими именами, это крик о помощи. Положение стариков опять стремительно ухудшается. Несколько тонн продуктов, которые мы отвезли в Грозный в середине августа, явно уже на исходе. И причина понятна. Мы рассчитывали, что наших продуктов хватит на всю зиму для 20–30 стариков. Но, заслышав о гуманитарной помощи из Москвы, на улицу Бородина стали стекаться бабушки и дедушки со всего голодного Грозного... На тепло и миску горячей каши. Если в таких условиях Министерство соцзащиты все-таки примет решение о ликвидации дома престарелых в Грозном, это будет не просто позор, а преступление. Трудно себе представить, как только что нашедшие приют и пищу бездомные старики, жертвы войны, опять разбредутся по руинам и заминированным подвалам. На верную смерть.

В подобных условиях нам ничего не остается делать, как продолжить нашу акцию по спасению Грозненского дома престарелых. В ближайших номерах мы объявим, где и когда будет проходить сбор всего необходимого для несчастных одиноких людей, оставшихся без социальной поддержки.