30 января 2001 г., Известия
Идти в Чечню с миром
Денис Аношин
Магомед Шейман-Исмаилов - член Президиума Российской партии самоуправления имени Святослава Федорова, член Политического Совета общероссийского леводемократического движения "Россия". Он называет себя патриотом Чечни, вкладывая в это понятие не столько политический смысл, сколько реальную способность внести свой вклад в решение коренных проблем чеченского народа.
- Магомед Ужахович, такое определение чеченского патриотизма - это вызов противоборствующим силам, действующим по принципу: "Кто не с нами - тот против нас!". Для этого нужны и смелость, и убежденность. Думаю, вы это понимаете...
- Патриотизм - не мода на один сезон. Это состояние души и совести человека. Я - чеченец, а значит, гражданин Российской Федерации. Этим все сказано. Чечня - часть России. Родина, Чечня, Россия - для меня единое великое целое. Распад СССР, думаю, многим из нас продолжает терзать душу. Уверен, что уничтожение Чечни, муки и страдания ее народа сегодня так же больно видеть многим российским гражданам.
Дудаев, Яндарбиев, Масхадов довели прогрессивную идею национального возрождения до фанатичного национализма, кровавого экстремизма и международного терроризма.
Федеральная власть, вначале бездумно потворствовавшая воинственному чеченскому сепаратизму (а как иначе объяснить неоднократные последние выводы регулярных войск и оставшиеся в республике "горы" современного оружия?), стала затем навязывать решения, противоречащие духу и традициям моего народа. Имперскую политику попытались опереть на амбициозных лидеров. Ружье, висевшее на стене в начале пьесы, выстрелило, но до финала еще далеко...
- Вы считаете ситуацию по-прежнему критической и опасной?
- Бомбы и ракеты перепахивают некогда плодородную землю. Разрушены многие города и села, жилые дома и предприятия, школы и больницы. Народ загнан в землянки и палатки, находит укрытие в соседних республиках, забивается в российскую глубинку. Исчезает многовековая культура, уничтожается среда обитания.
Безусловно, бандиты, руки которых обагрены русской и чеченской кровью, должны быть беспощадно уничтожены. В этом смысл антитеррористической операции, акт справедливого возмездия тем, кто причинил горе и страдания мирным жителям Чечни - и чеченцам, и русским, и людям других национальностей. Но снаряды не различают своих и чужих, детей и взрослых, правых и виноватых. Они убивают и калечат всех, кто оказывается в зоне поражения. Если на ваших глазах, пусть даже от непреднамеренного выстрела, погибает ребенок или рушится ваше жилище... И если это произошло (и происходит) с тысячами мирных жителей?.. Какие чувства вы будете испытывать?
Я склоняю голову перед горем русских и чеченских матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей. В этой братоубийственной необъявленной войне они стали заложниками преступной политики. Убежден - чисто военного решения проблемы не существует. Победить даже самый маленький народ можно, только полностью уничтожив его.
- Где же выход?
- На днях президент России В.В. Путин принял принципиально важное решение - перенести акцент в антитеррористической операции в Чечне на спецслужбы. Надо бороться с главарями бандформирований, а не с мирными жителями, тем самым невольно толкая их в ряды боевиков.
Решение это абсолютно правильное, но ведь это только часть дела. Пулями - не накормишь, автоматы - это орудия убийства, но не орудия труда. Необходимы срочные и действенные меры (а не их видимость) по обустройству мирной жизни в Чечне. Помощь, которая идет из регионов России, гуманитарная помощь из-за рубежа - это очень важно и нужно. Но невозможно подачками содержать целый народ.
Справедливо утверждал основатель нашей партии академик Святослав Федоров, что человек должен жить результатами своего труда. Чеченцы талантливы на умелых людей. Мы любим работать - строить дома, учить детей, лечить больных, выпекать хлеб.
Необходимы не отдельные (даже очень правильные) действия, а продуманная, долговременная, комплексная Федеральная программа восстановления Чеченской Республики именно как субъекта Российской Федерации. Наша экономика - прежде всего нефтедобывающая отрасль, всегда была и останется неотъемлемой составной частью единого народнохозяйственного комплекса. Что же делать?
Логично восстанавливать нефтедобычу с помощью, например, нефтяников Тюмени. Отстраивать Грозный - совместно с москвичами. Сельское хозяйство - поднимать с соседями из Ставрополья и Краснодарского края...
Сегодня многие машиностроительные заводы в регионах России не работают. Дайте госзаказ на производство мини-предприятий модульного типа. Для их монтажа и запуска в Чечне не требуется сложная инфраструктура. Зато можно будет быстро наладить массовый выпуск столь необходимых стройматериалов, продуктов питания, переработку сельскохозяйственного сырья и т.д. И заметьте, при высокой оборачиваемости финансовых средств.
Не деньги надо перечислять в Чечню - их или бездарно потратят или разворуют. Нужны технологии, оборудование, необходимая продукция.
Ведь это новые рабочие места по всей России, в том числе и в Чечне.
Совместный труд на благо живущих и во имя будущего сближает и объединяет людей. Они забывают распри и вражду, делят друг с другом радости и печали.
Вспомним. Чеченцы не раз мужественно и самоотверженно, не щадя своих жизней, защищали честь, свободу и независимость страны.
К сожалению, сегодня мужчины воюют, а женщины, старики и дети - страдают. Чечня бьется в смертельной агонии, но сколько еще жизней оборвутся? Убивают священнослужителей и глав администраций, российских солдат и чеченских милиционеров, просто честных людей.
Пришло время чеченским и русским матерям вместе возвысить свои голоса с требованием к власти и политикам - прекратить убивать. Убежден, что переломным для развития ситуации в Чечне могло бы стать и обращение высших лидеров религиозных конфессий России - православия, ислама, иудаизма, католицизма - с призывом к миру и благоразумию.
Верю в законодательную силу Государственной думы, с высокой трибуны которой можно и нужно говорить о путях разрешения чеченской проблемы. Знаю, что мой народ с глубоким уважением относится к Г.Н. Селезневу, не раз проявлявшему мудрость и взвешенность в сложных политических ситуациях.
Заботой международных организаций могло бы стать содействие сотрудничеству России с зарубежными странами по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Лучший способ борьбы с нарушением прав человека - это помогать, прежде всего, реализации права каждого на труд, образование, лечение, словом, на достойную жизнь.
Еще не так далеко ушло от нас время, когда чеченские девушки выходили замуж за русских парней, а русские девушки - за чеченских. И счастливо жили. Вместе растили детей и заботились о стариках. Вместе верили в будущее. Ведь будущее всегда начинается в настоящем. Вот почему сегодня надо идти в Чечню с миром...