5 июня 2003 г.,
ИзвестияТеория большого взрыва
Террористка-смертица подорвала автобус с военными. Погибли 17 человек
Владимир Демченко
В четверг в Моздоке террористка-смертница взорвала на себе пояс шахида рядом с автобусом, в котором ехали служащие военного аэродрома. В результате 17 человек, не считая самой террористки, погибли, еще 16 получили ранения различной степени тяжести. Большинство погибших - женщины.
Если не считать захват "Норд-Оста", в котором принимали участие более 20 шахидок, моздокский теракт стал уже четвертым за последнее время, совершенным чеченкой-камикадзе.
В четверг утром, как всегда, служебный автобус "Лаз" следовал по привычному маршруту - из центра города на военную авиабазу в северной части Моздока. За рулем был рядовой-контрактник Олег Ангелопов. В половине восьмого утра автобус проехал железнодорожный переезд на трассе Моздок-Прохладное и медленно начал набирать скорость. До конечного пункта оставалось около полутора километров. В салоне автобуса было от 40 до 45 человек.
- Свидетели рассказали, что на дороге стояла женщина в белой одежде и голосовала, - рассказал "Известиям" начальник управления ГО и ЧС Моздока Сергей Бабаев, - но автобус не остановился - водителю строго-настрого запрещено брать гражданских. А когда автобус поравнялся с женщиной, прогремел взрыв.
Как установили прибывшие позже на место следователи, на женщине был так называемый пояс шахида, начиненный болтами и шариками от подшипников. Саму террористку разорвало на куски, вчера оперативники так и не смогли установить ее личность. Голова, отлетевшая примерно на двадцать метров, слишком сильно обгорела.
Взрыв был такой силы, что снесло стоявший неподалеку забор, а в доме напротив взрывной волной вышибло все рамы. Правый бок автобуса превратился в решето. Шесть человек, находившихся в салоне, погибли сразу. Большинство из них сидели или стояли недалеко от кабины водителя и передней дверцы.
Из 17 погибших одиннадцать - представительницы слабого пола. Среди них были как военнослужащие, так и гражданские. Двадцатисемилетняя Мария Донскова была бухгалтером, двадцатипятилетняя Надежда Комиссарова - телефонисткой. Погибли также телеграфистка Мария Тикишева, инженер инженерно-авиационной службы Ольга Чалая, бухгалтер Ольга Авраменко, радист-кодировщик Лариса Винокурова, сотрудница военторга Елена Сергеева, а также Лидия Щербина, Татьяна Кухли, Елена Черкасова и Валентина Листровая.
Врач медицинской службы Елена Сысоева ехала на заднем сиденьи. Ее муж, начальник медслужбы майор Александр Сысоев стоял перед ней и погиб, закрыв от осколков жену. Сама Елена Сысоева не получила ни царапины.
Из мужчин, находившихся в автобусе, погибли шесть человек. Кроме Александра Сысоева, начальник отделения радиотехнического обеспечения Владимир Вовченко, прапорщик Валерий Климов, а также Игорь Слаук, Анатолий Измаилов и Эрик Сабитов.
- Безумно жалко всех, - с горечью поделился с "Известиями" один из офицеров авиабазы. - Например, Анатолий Измаилов, старший прапорщик. Он сам из Моздока, ему было 52 года, из них 32 он на этом аэродроме прослужил. Бойцы называли его отцом, а он к ним относился, как к внукам. Остались четыре дочери, все разъехались, повыходили замуж. На телефонисток наших огромная нагрузка ложилась, но они всегда были общительные и веселые. Почти у всех женщин остались дети. У Вали Листровой - сын и дочь, у Ольги Чалой, Лидии Щербиной, Ларисы Винокуровой - по двое детей. А девушки молодые Маша Донскова и Надя Комиссарова вообще всегда были душой компании на всех вечеринках, которые здесь устраивались. Очень любили пошутить, и постоянно над нами подшучивали. Особенно любили выражения Николая Фоменко. Надя Комиссарова всего год назад вышла замуж, а тут такое.
- Террористка планировала попасть внутрь автобуса, - заявил "Известиям" Владимир Руденко, -- и если бы ей удалось это сделать, то жертв было бы значительно больше. Но она явно была готова к тому, что водитель не остановит машину. Этот автобус каждый день в одно и то же время следует по одному и тому же маршруту. По всей видимости, террористы давно за ним следили и знали, что в этом месте после переезда машина снижает скорость.
Шестнадцать человек с ранениями разной степени тяжести были госпитализированы в районную больницу Моздока и военный госпиталь. Вчера в госпитале находились лейтенант Александр Быханов, состояние которого оценивалось как тяжелое, прапорщик в отставке Николай Назаров, у которого проникающее ранение печени, и Таира Голоева. Ее состояние врачи оценивали как среднетяжелое. По словам начальника госпиталя Владимира Сухомлинова, вчера весь день врачи боролись за жизнь раненых, некоторые сразу по прибытии поступили на операционные столы.
В центральную районную больницу Моздока были доставлены Людмила Антонова, Вера Баклан, Татьяна Гузоверова, Елена Долматова, Нина Захаркина и Татьяна Максимова. Еще одна женщина, личность которой пока не установлена, находилась в реанимации без сознания в тяжелом состоянии.
Три человека - старший прапорщик Дмитрий Свинков, водитель автобуса Олег Ангелопов и служащая российской армии Светлана Долженкова - были в срочном порядке направлены самолетом военно-транспортной авиации в Ростовский окружной военный госпиталь. У них в основном осколочные ранения. Их состояние медики оценивали как средней степени тяжести.
По горячим следам задержать тех, которые могли быть причастны к теракту, правоохранительным органам вчера не удалось. Как заявил глава правительства Северной Осетии Михаил Шаталов, в республике были введены повышенные меры безопасности.
- Все ключевые объекты и места массового скопления людей взяты под усиленную охрану, - заявил Михаил Шаталов, - милиция республики перешла на усиленный вариант несения службы. Правительством республики принято решение об оказании помощи семьям пострадавших в результате теракта.
По информации "Известий", женщина-камикадзе караулила автобус два дня подряд, и подошла именно к автобусу авиабазы, хотя по этой дороге следовали и другие служебные автобусы из других воинских частей.
Владимиру Путину о теракте доложил генпрокурор Владимир Устинов, который прибыл в Кремль на рабочую встречу с президентом. В то же время в Ростове-на-Дону перед журналистами выступил заместитель генпрокурора Сергей Фридинский. Он не исключает, что террористка изначально намеревалась попасть на саму авиабазу, но в последний момент ей пришлось "скорректировать планы".
В ФСБ России не сомневаются в том, что взрыв готовился чеченскими сепаратистами.
- Последние теракты неизменно проходят по одному и тому же сценарию, - заявил "Известиям" руководитель Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко. - Каждый раз через некоторое время ответственность на себя берет Басаев, а Масхадов неизменно уходит в сторону, заявляя через своих представителей, что не имеет к подготовке акции никакого отношения. На самом деле мы уверены в том, что все теракты готовятся арабскими наемниками Абу Аль-Валидом и Абу Омаром Ас-Сейфом, которые потом прикрываются именем Басаева. И Масхадов, безусловно, в курсе всего. Все эти люди входят в состав Высшей военной Маджлисуль Шуры объединенных сил моджахедов Кавказа, где планируются и реализуются теракты. ФСБ усиленно работает по установлению этих и других членов Маджлисуль Шуры как на территории России, так и во взаимодействии со спецслужбами других государств.
Этот взрыв - уже четвертый за последние полгода теракт с участием террористок-камикадзе. 27 декабря прошлого года террористы, среди которых была одна женщина, на двух грузовиках, в каждом из которых было около тонны взрывчатки, прорвались на территорию Дома правительства Чечни в Грозном и подорвали себя. В результате погибли 72 человека, около двухсот получили ранения. 12 мая в селении Знаменское Надтеречного района Чечни неподалеку от здания районного управления ФСБ террористами-смертниками был взорван начиненный несколькими тоннами взрывчатки "Камаз". В его кабине тоже сидела одна женщина. Погибли 60 человек, более 250 были ранены. А 14 мая недалеко от селения Илисхан-Юрт Гудермесского района, где проходил религиозный праздник и собралось много народу, женщина-террористка с поясом шахида взорвала себя в нескольких метрах от Ахмата Кадырова. Погибли 16 человек, более 140 получили ранения.
Россия столкнулась с новым, женским, терроризмом. По оперативным данным, все женщины-камикадзе - вдовы боевиков, погибших во время последней чеченской кампании.