29 марта 2006 года состоялось заседание Комитета по безопасности, правопорядку, и взаимодействию с силовыми структурами Верхней палаты парламента Чеченской Республики.
Вел заседание председатель Комитета Ибрагим Хултыгов. На заседание были приглашены: уполномоченный по правам человека в ЧР Н.Нухажиев (с опозданием на полчаса пришел заместитель, А. Дзубайраев), министр внутренних дел Р.Алханов (не пришел), зам.начальника отдела УУР МВД ЧР В.Е.Петров, военный комендант ЧР Г.П.Фоменко (не пришел), прокурор ЧР В.А.Кузнецов (пришел его заместитель Калугин), военный прокурор ОГВ(с) М.Л.Топориков (не пришел), секретарь Совета Безопасности ЧР Х.М.Висенгиреев (прислал заместителя Р. Хасбулатова) начальник Департамента по законности и правопорядку Правительства ЧР В.Х.Гакаев, начальник УБОП МВД ЧР А.А.Алаудинов, начальник ОРБ-2 (прислал сотрудника, У. Дузаева), начальник ГУ МЧС РФ по ЧР Р.Х.Автаев, начальник управления по идентификации тел и розыску мест захоронений и эксгумации В.Ахмадов, сотрудник ПЦ “Мемориал” Н. Эстемирова, представители прессы.
Первым с докладом “Похищения людей в Чеченской республике и меры, принимаемые по недопущению похищений и розыску лиц, пропавших без вести” должен был выступить Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.Нухажиев, который не смог присутствовать.
С докладами выступили И.А.Хултыгов и В.Х. Гакаев.
После этого слово взял присутствовавший депутат парламента Мицаев и потребовал, чтоб было предпринято давление на прокуратуру с целью сурового осуждения лиц, которых он считает причастными к убийству его сына, сотрудника милиции.
Далее слово взял сотрудник Совета безопасности ЧР Астамир Мурдалов и призвал активизировать работу по установлению местонахождения сотрудников силовых структур, совершивших тяжкие преступления в ЧР и скрывающихся от следствия у себя на родине.
С большим вниманием было выслушано выступление сотрудницы “Мемориала” Натальи Эстемировой. Возражал ей только сотрудник ОРБ-2 Дузаев, который заявил, что ИВС при ОРБ-2 существует на законных основаниях, и каждый день его проверяет сотрудник прокуратуры Асабаев. Однако многие из участников совещания признали претензии к ОРБ-2 обоснованными.
На совещании были приняты решения, которые будут предложены для рассмотрения на пленарном заседании парламента.
Приложения:
Выступление Натальи Эстемировой (Правозащитный центр “Мемориал”, Грозный):
Проблема людей, пропавших без вести после 1999 года, в ходе вооружённого конфликта и “контртеррористической операции”, в последнее время перестала быть запретной. Об этом теперь говорят не только правозащитники, но и многие сотрудники властных структур. Однако, как правило, в выступлениях последних все ограничивается заявлением темы.
Я здесь коснусь лишь нескольких вопросов, которые, по нашему мнению, необходимо решить в первую очередь, если мы все хотим прекратить “исчезновения” людей и добиться расследования ранее совершённых преступлений.
Во-первых, в последнее время много говорят о создании Межведомственной комиссии, которая вроде бы решит проблему поиска похищенных людей. Вряд ли Комиссия сама по себе решит задачу. Прежде всего, потому, по мысли создателей, в неё должны войти прежде всего представители силовых структур. Тех самых структур, что, если не сами похищают людей, то покрывают похитителей. Как, интересно, они сами себя будут контролировать и хватать за руку? Работа, таким образом, созданной комиссии будет обречена на провал. Мы это уже проходили нечто подобное в 2002 году. Тогда это был Гражданский форум и созданные по его следам “переговорные площадки”. Ни на какие наши конкретные вопроси представители силовых и правоохранительных органов не отвечали. Единственным существенным итогом стал приказ командующего Объединённой группировкой Молтенского №80, который, впрочем, нарушался и сразу после издания, нарушается и теперь.
Похищения и “исчезновения” людей - проблема не только Чечни. Через это прошли многие страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Там тоже сталкивались с бездействием правоохранительных органов, органов государственного надзора, и пришли к выводу о том, что одних только “силовиков” для этой работы мало. Более того, их участие как членов таких комиссий нежелательно. В Аргентине, а потом и других странах были созданы Комиссии правды, которые и добивались конкретного результата в расследовании обстоятельств похищений и установления местонахождения похищенных.
Во-вторых, для успешного расследования преступлений необходимо решить проблему безопасности. Главная роль в такой комиссии должна принадлежать, конечно, прокуратуре. Но прокуратура в Чечне, по словам покойного Рудника Дудаева, превратилась в “статистический орган”. Прокуратура ведет себя крайне робко в расследовании преступлений, связанных с похищениями. Почему так происходит? Возьмите любое заявление и обязательно найдете там слова: “вооруженные люди в камуфляжной форме увезли в неизвестном направлении”. С 2000 по 2003 год большинство этих “людей в камуфляжной форме” было на БТРах, в последние годы - на автомашинах ВАЗ 21099 серого цвета. Что это значит? Это значит, что, если сотрудник прокуратуры предпринимает решительные шаги по пресечению таких преступлений, эти же “вооруженные люди в камуфляжной форме” могут явиться и в его дом. Это касается и гражданских прокуроров, которые вместе с семьями живут не за каменной стеной. Это касается и военных, которые, хоть и “за каменной стеной”, но безопаснее себя не чувствуют. Ведь те, кто похищает людей, находятся с ними по ту же сторону стены. Известны случаи, когда бандиты врывались в дома сотрудников прокуратуры, избивали их. Случаи, когда им угрожают, - при личной встрече или по телефону, - менее известны. Но последствия этих угроз ощущают близкие без вести пропавших, когда получают на свои заявления ответы: “участие военных в похищении не установлено”. Как будто бандиты из леса могли взять у кого-то БТР напрокат!
В расследовании похищений и “исчезновений” людей прокуратура нуждалась в поддержке общественности. В разных странах в Комиссии правды входили представители родственников без вести пропавших, выдающиеся общественные деятели, люди культуры и искусства, и, конечно, сотрудники прокуратуры. Те, чьи действия расследовали, силовики, в эти комиссии не входили. Ведь они, если не сами похищали, то укрывали похитителей, являлись соучастниками преступлений. Входить в эти комиссии они не имели права. С ними разговаривали только в кабинетах прокуратуры, - так, что они должны были давать четкие ответы, а не расплывчатые обещания и предложения написать новое заявление.
Таким образом, прокуратура получила бы серьезную поддержку в своей деятельности. Необходимо продумать и другие меры обеспечения безопасности сотрудников прокуратуры и их семей, чтобы за работу с них можно было спросить в полной мере.
Вообще, проблема безопасности – из тех, что необходимо решать в первую очередь, если мы хотим добиться успеха в расследовании совершенных и предотвращении новых преступлений. Особенно важна в этом плане защита свидетеля. Как ни странно, именно в нашей республике, где сотрудников многочисленных силовых структур на одного жителя приходится, наверняка, больше, чем в иной тюрьме охранников на одного заключенного, потерпевшие и свидетели не чувствуют себя в безопасности. Поэтому многие дела по расследованию похищений не сдвигается с места, поэтому невозможно призвать к ответу преступников. Эта проблема, которую может попытаться решить парламент. Свидетель в суде теперь защищен, показания в суде можно давать анонимно, но не все жители знают об этом. Даже, наверное, не все судьи знают. Но никто сегодня не гарантирует безопасность потерпевших и свидетелей на стадии предварительного расследования. В Чечне это развязывает руки преступникам. Давно зашли в тупик дела по установлению местонахождения жителей Аргуна, Мескер-юрта, Цоцин-юрта, пропавших в ходе массовых зачисток 2000-2003 годов. Давно пора перестать изводить бумагу на отписки и возбудить уголовные дела против руководителей тех “спецопераций”, - таких как генералы Богдановский, Броницкий, Студеникин. Потребовать этого должны потерпевшие, то есть родственники похищенных. Но они не решаться этого сделать, если не почувствуют поддержку государства и общества, - так, как это было в делах Буданова и Ульмана.
Третья проблема – одна из самых тяжёлых. Каждая мать надеется, что ее сын вернется к ней. Но большинство из похищенных все-таки были убиты. И тут встает еще одна проблема Чечни – неопознанные тела. Нигде их нет столько, сколько у нас. Но нигде не относятся к этой проблеме так формально и пренебрежительно. Сведения о них мертвым грузом лежат в милиции и прокуратуре. У родственников пропавших людей никакого доступа к этой информации нет. Работа по опознанию этих останков не ведется. Необходимо обеспечить доступ к этим сведениям для всех, у кого пропали родственники. Тогда количество “без вести пропавших” в республике значительно уменьшится.
Четвёртое по порядку, но, пожалуй, самое главное сегодня - это предотвращение похищений. В последнее время часто говорят, что количество похищений снизилось. Связано это, скорей всего, не с повышением уровня законности, а с широким распространением мобильных телефонов – люди успевают быстро сообщить, куда только можно – по официальным каналам и по знакомству, и, порою, похищенный человек не успевает “исчезнуть”. Тем не менее, полностью решить эту проблему можно только общими усилиями всех силовых структур. Для этого, прежде всего, необходима координирующая структура с реальными полномочиями, а в ней - контактный телефон, по которому можно дозвониться в любое время суток. Дежурный должен принять вызов, и запросить силовые структуры, которые базируются на территории республики. Если выяснится, что ни одна из них к задержанию непричастна, все они должны быть подняты по тревоге, и искать похитителей всеми доступными им средствами, включая тотальную проверку автотранспорта, невзирая ни на какие удостоверения и спецталоны.
Наконец, необходимо также изменить отношение прокуратуры к срокам возбуждения уголовных дел по похищениям. У нас, так же как и по всей России, уголовное дело возбуждают спустя трое суток после подачи заявления. Ведь, говорят, за эти семьдесят два часа может выясниться, что человек просто где-то загулял. Однако ситуация у нас другая. Даже если похищенный в течение трех суток возвращается домой, против него все равно было совершено преступление.
Кроме того, очень часто этот “исчезнувший” человек на самом деле находится в ОРБ-2, где “специалисты” соответствующего профиля без адвоката способны получить от него какие угодно показания, а потом зафиксировать его задержание по документам более поздним числом, совершая тем самым должностное преступление. В Чечне сложилась практика, когда суд выносит обвинительный приговор, основываясь только на признательных показаниях, данных в ОРБ-2. Эта система работает благодаря тому, что при ОРБ-2 незаконно существует место содержание задержанных людей, не предусмотренное законом, но легализованное как ИВС, а прокуратура сквозь пальцы смотрит на то, что там творится.
Эти лишь первоочередные проблемы: создание действительно независимой и дееспособной комиссии; обеспечение безопасности свидетелей и тех, кто расследует преступления; организация работы по опознанию найденных тел; незамедлительная реакция правоохранительных органов на сообщения о похищении людей; прокурорский надзор и наведение порядка в местах содержания задержанных. И в их решении готовы участвовать правозащитные организации. Хотелось бы пожелать, чтоб органы власти и правоохранительных органов регулярно встречались с правозащитниками и с пониманием относились к их деятельности.
Выступление И.А.Хултыгова (Председатель Комитета парламента ЧР по безопасности, правопорядку)
Нашим Комитетом проводится заседание по вопросу “Похищения людей в Чеченской Республике и мерах принимаемых правоохранительными органами по недопущению похищений и розыску лиц пропащих без вести” не для галочки, а для того чтобы этот вопрос стал объектом обсуждения на Парламентских слушаниях в Парламенте Чеченской Республике. Нам хорошо известно, сколько заседаний Совета Безопасности, сколько совещаний при Президенте проводилось по данному вопросу, сколько было вынесено решений и предложений по предотвращению преступлений данной направленности и розыску пропавших людей, но как говорится в народе “А воз и ныне там”. Никаких изменений нет, люди как похищались, так и похищаются, нужен действенный механизм, и такой механизм может выработать Парламент, выступив с инициативой перед Правительством Российской федерации по созданию межведомственной комиссии по расследованию преступлений по похищениям людей и выявлению лиц и структур причастных к данным преступлениям, и приданию этой комиссии особых полномочий от Федерального центра для привлечения к ответственности всех причастных к таким преступлениям властных структур и должностных лиц, как за действия, так и за бездействия.
Из общего числа похищенных людей в 76 случаях имеются даты, время задержания и номера блокпостов на которых они были задержаны, номера военной техники, фамилии, имена и отчество военнослужащих, участвовавших в задержании, их радиопозывные, наименования подразделений. Вызывает недоумение и тот факт, что при их очевидной подследственности военной прокуратуре, они необоснованно расследуются территориальными прокуратурами, именно этим наверно объясняется крайне низкий процент раскрываемости преступлений данной направленности всего -3.5%.
Какие бы рапорта не шли на верх, какие бы цифры не приводились с Al И11 (аналогичный период прошлого года) о снижении преступлений по похищениям людей -положение критическое. В 2005 году за первые три месяца похищено - 28 человек, а за первый квартал 2006 года -12 человек, казалось бы, есть положительная динамика к снижению преступлений этой направленности, но кому от этого легче.
На сегодняшний день список пропавших граждан на территории Чеченской Республики составляет по разным сведениям от 2680 до 2730 человек и их число с каждым днем растет.
Это горе огромного количества людей, это мать, отец, брат, сестра, дети, родственники пропавшего, друзья, товарищи и так далее.
Это горе нам представителям народа, которым народ доверил довести до государственных структур свои беды и негодования. А народу есть от чего негодовать. При попустительстве государственных структур, которых предостаточно для пресечения этого беспредела, беспредел продолжается. Главным оружием на сегодняшний день в борьбе с преступностью должен быть закон, беззаконие порождает преступность. Я, думаю, мы все виноваты в той или иной мере в этом.
Если все мы, кому народ и государство доверило свою безопасность и соблюдение законности, будем руководствоваться в своих действиях законами, будет порядок, а для этого нужны компетентные работники в правоохранительных органах, у которых болит душа за каждого человека.
В своих действиях нельзя руководствоваться домыслами, доносами и собственными умозаключениями, а исходить из реальных эпизодов, от реальных источников и т.д. Только суд может определить виновность человека в том или ином преступлении, а времена судов “Линча” как в Америке прошли, мы живем в 21 веке.
Нашими правозащитными организациями, уполномоченным по правам человека собрана огромная информация, в которой прямо указывается на непосредственное участие военнослужащих к незаконным задержаниям жителей Чеченской Республики, и, как правило, эти люди потом пропадают.
По данным социологического опроса проведенного аналитическим управлением Совета Республики Парламента Чеченской Республики (опросили 500 человек), основным мотивом вступления молодых людей в ряды НВФ является месть за насилие, и бесчинства творимые силовыми структурами на территории Чеченской республики с самого начала антитеррористической операции и по сей день, так считают 65,7% опрошенных.
Участие сотрудников силовых структур и военнослужащих федеральных сил в похищениях людей, привели к тому, что 69,7% опрощенных не считают себя полноправными гражданами России. Я и дальше могу оперировать подобными цифрами, но они никакого оптимизма не внушают. Также эксперты предполагают, что ситуация с похищениями людей может привести к массовым митингам и акциям неповиновения со стороны родственников похищенных обивающих пороги властных структур в поисках своих родственников. Такой ход событий может бросить тень и на внешнеполитическом имидже России, так и на действия нашего правительства, лично Рамзана Ахматовича Кадырова и Президента Чеченской Республики. Ситуация с похищениями людей настолько запущена, что уже Верховный Комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур обратилась к Президенту Чеченской Республики Алханову Алу с просьбой оказать содействие в поисках Мурадова Мурада Хамидовича, руководителя общественной организации “Спасем поколение”, который был задержан 15 апреля 2005 года во время проведения специальных операций в микрорайоне Ипподромный г. Грозного. С тех пор его никто не видел. И подобных случаев достаточно много.
Почему правоохранительные органы немы к просьбам о розыске пропавших без вести, занимаются отписками, почему стал возможен этот правовой беспредел, когда люди в камуфлированной форме (в большинстве своем сотрудники правоохранительных органов без соблюдения элементарных процессуальных норм, без санкции судебных органов) позволяют увозить людей в неизвестном направлении. Кто бандит?.. Тот кто бегает по горам или же с удостоверением в кармане, вооруженный до зубов, без каких-либо оснований врываются в дома и квартиры и забирают людей в неизвестном направлении и эти их действия как удобрение для растений множат ряды бандитов. Ответ по моему ясен каждому ....
У нас существуют все ветви власти. Есть Президент, Правительство, Парламент. И мы не позволим никому на территории Чеченской Республики чинить беспредел и будем наказывать того, кто не подчиняется закону или же действует в обход закона.
Даже нам, депутатам Парламента стараются чинить препятствия сотрудники правоохранительных органов (начиная с постового у шлагбаума и кончая руководителем того или иного правоохранительного органа), так я представляю какое отношение у них тогда к рядовым гражданам. Хотел бы отметить, что при решении любых вопросов связанных с исполнением своих обязанностей, согласно закона “О статусе депутата” у нас- достаточно полномочий, и тот кто будет нарушать этот закон, будет наказан по закону. Посему прошу руководителей ознакомиться самим и довести до сведения подчиненных этот закон.
Увезли человека - знают кто и куда увезли, потеряв веру к работникам правоохранительных органов - люди сразу же бегут к нам - депутатам ведь мы их избранники. Ведь мы стоим ближе к народу, наши помощники работают с народом, откуда мы выдвигались и в других районах по необходимости. Так, что нам знакомы все законные и незаконные методы работы правоохранительных органов.
И когда приходишь в ОРБ-2- тебе говорят: “Нет, такого человека мы не задерживали”. А я говорю: “Задерживали”, и через месяц нашли труп этого человека под мостом. Об этом может доложить зам. председателя Комитета по безопасности, правопорядку и взаимодействию с силовыми структурами Радван А.Г.
На наш взгляд, необходимо сосредоточить внимание на вопросах розыска и возвращения домой увезенных из собственных жилищ ни в чем не повинных людей. К великому сожалению таких фактов немало. Нужно, безусловно, вести розыск и тех, бесследно исчезнувших людей, на которых у правоохранительных органов было достаточно улик для задержания и привлечения к ответственности за совершенные преступления, в которых они подозревались. Для устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства по делам похищенных людей, хотел бы рекомендовать Прокуратуре Чеченской Республики принять меры прокурорского реагирования в отношении всех субъектов оперативно- розыскной и следственной работы. Не будем лукавить, говоря друг другу приятные слова. Давайте заглянем правде в глаза, наши силовики зачастую настолько превышают свои полномочия, добывая показания пытками и истязаниями задержанных, что те готовы принять на себя все, что угодно. Такие показатели нам не нужны, мы слуги народа, нам народ платит за профессионализм в работе.
Разгул преступности вызывает у людей не только беспокойство за свою жизнь, здоровье, но и создает распространенное мнение о неспособности официальной власти управлять общественно-политической ситуацией в республике. Нам необходимо принять безотлагательные меры по повышению ответственности должностных лиц правоохранительных органов. Необходимо усилить контроль над соблюдением ими принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и преступления независимо от принадлежности к тем или иным структурам, должности, которые занимают те или иные лица, перед законом все равны.
Я, также хотел заострить ваше внимание и на таком не менее важном вопросе как вопрос о существовании Управления “Чеченидентификация”. Это Управление было создано в 1997 году, по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом Минобороны Российской Федерации, которое в свою очередь исходило из того, что Ростовская лаборатория в связи с большим объемом работы не в состоянии решать возложенные на нее функции. О необходимости такой лаборатории на территории Чеченской Республики мы с вами прекрасно знаем. Если речь сегодня мы ведем о тех, кто пропал без вести то отсчет нужно вести с того времени как пришел к власти режим Дудаева. Работы для этой лаборатории на территории Чеченской Республики предостаточно, и нам нужно приложить все усилия, чтобы эта лаборатория у нас была и работала в полную силу, чтобы у них не было проблем с помещениями, финансами и спецтехникой. Мы с вами прекрасно знаем, сколько отцов и матерей ждут идентификации тел своих близких и родных для их захоронения. У нас есть еще, я не побоюсь этого слова, много мест массовых захоронений еще не известных нам. Их мы будем находить, и кто бы там не находился их нужно идентифицировать и предать их тела земле. И мы с вами должны поставить вопрос в нашем решении заседания об Управлении “Чеченидентификация”, как об одном из важном звене в вопросе по похищении людей.
И в заключение, хотел бы отметить, что только создание межведомственной комиссии на Федеральном уровне позволит нам сдвинуть дело с “мертвой точки”.
Мы не можем и не должны успокаиваться статистической отчетностью правоохранительных органов, где за каждой графой зачастую боль и страдания людей.
Если руководители, кому по долгу службы положено заниматься розыском похищенных людей, а это не удается, то необходимо ставит вопрос о его соответствии занимаемой должности.
Решение данной проблемы, на наш взгляд на республиканском уровне уже невозможно.
Исходя из вышеизложенного депутаты Совета Республики, думаю, полностью поддержат инициативу Комитета вынести эту проблему на Парламентские слушания и там выработать законодательную инициативу с привлечением компетентных людей для создания межведомственной комиссии на федеральном уровне (Государственной Думой РФ) и наделение этой комиссии полномочиями о которых мы выше говорили.
Мы на этом заседании должны определить круг лиц от заинтересованных министерств и ведомств, для подготовки и выработки предложений для вынесения на Парламентские слушания по обозначенной проблеме и мы их в нашем протоколе в части вынесенных решений обозначим.