Правозащитный центр “Мемориал”

Международная федерация лиг прав человека

Москва, 11 февраля 2000 г.

Совместное заявление
о положении в зоне вооруженного конфликта в Чечне

С 6 по 10 февраля 2000 г. совместная миссия в составе трех представителей Международной федерации лиг прав человека (FIDH) и двух наблюдателей Правозащитного центра “Мемориал” работала в Республике Ингушетия. Совместная миссия собрала около пятидесяти свидетельств вынужденных переселенцев из Чечни.

Бомбардировки находившихся в объявленной федеральным каомандованием “зоне безопасности” сел Ачхой-Мартановского района (Закан-Юрт, Шаами-Юрт, Катыр-Юрт) в начале февраля, привели к гибели сотен мирных жителей. Согласно некоторым рассказам, больница в Ачхой-Мартане переполнена ранеными, для лечения и ухода за которыми катастрофически не хватает лекарств и медицинского персонала. Между тем, российские власти по-прежнему не пропускают на чеченскую территорию иностранные гуманитарные организации.

Использование в горных районах на юге Чечни, в том числе в долине Аргуна, мощных объемно-детонирующих авиабомб ОДАБ-500 и –1500, о котором заявил генерал Корнуков, подтверждает намерение российского военного руководства и в дальнейшем вести неизбирательные действия, ставящие под угрозу жизнь гражданского населения. Федеральные войска не допускают завоз продовольствия в эти районы и не организуют гуманитарные коридоры для выхода оттуда жителей.

Гибель большого числа мирных жителей, в том числе и преднамеренные убийства, многочисленные исчезновения произвольные и незаконные задержания людей, подозреваемых в связях с чеченскими боевиками позволяют говорить о кампании террора, развязанной в Чечне федеральными силами.

Главный военный прокурор РФ Ю.Демин на встрече с членами миссии, состоявшейся 11 февраля, сообщил только о том, что войска Министерства обороны потеряли в Чечне около 1000 человек убитыми, и что число погибших мирных жителей можно будет установить лишь после завершения “контртеррористической операции”. Он заявил, что свидетельства, собранные миссией в лагерях беженцев, недостоверны, и что по крайне мере третья часть беженцев – скрывающиеся террористы. Он также заявил, что террориста можно определить “по возрасту, полу, телосложению, косвенным признакам ношения оружия или сбритой бороде“. Объяснения прокурора не повлияли на выводы миссии.

Между тем, ситуация в лагерях беженцев Карабулак, Спутник, Северный, где находятся свыше 22000 человек из 210000, находящихся в Ингушетии, находится на грани гуманитарной катастрофы. Люди страдают от холода и простудных заболеваний, от недостатка продуктов питания. Детское питание для новорожденных по-прежнему отсутствует.

Их правовое положение до сих пор не определено - этим людям, число которых ежедневно увеличивается на 500 человек, не предоставляют статус вынужденного переселенца, который давал бы определенные права. Беженцы убеждены, что федеральные власти поддерживают неприемлемые условия их жизни с тем, чтобы вынудить покинувших Чечню людей вернуться обратно, в так называемую “зону безопасности”, где возобновились или могут возобновиться боевые действия.

Мы считаем необходимым до выхода совместного доклада FIDH и “Мемориала”, потребовать:

- немеденно прекратить “контртеррористическую операцию”, ведущей к массовой гибели гражданского населения;

- немедленно допустить в зону конфликта на территорию Чечни гуманитарных и неправительственных организаций, в первую очередь для оказания помощи раненным;

- немедленно предоставить вынужденным переселенцам из Чечни соответствующий статус, поскольку невозможно их возвращение в разрушенные города и села;

FIDH и Мемориал призывают международное сообщество обратиться к российскому руководству с требованием соблюдать международные соглашения, в частности Европейскую конвенцию о защите права человека и основных свобод, ратифицированную Российской Федерацией в 1998 г.