С начала боевых действий в Чечне к нам и к другим правозащитным организациям постоянно поступают многочисленные жалобы местных жителей о грабежах, которые осуществляют военнослужащие. Об этом же писали СМИ. Фактически грабежи стали обычной повседневной практикой. Однако органы военной прокуратуры РФ упорно продолжают утверждать, что жалобы и сведения о грабежах со стороны военнослужащих бездоказательны.
Мы представляем два документальных доказательства грабежей и уничтожения домов военнослужащими в селе Дуба-Юрт. Эти документы вместе с соответствующим запросом будут направлены нами в Главную военную прокуратуру.
1) |
Российская Федерация
Чеченская Республика
Администрация Шалинского района
с. Дуба-Юрт
13.03.2000 №08
Вх. № 102 от 16.03.2000 г.
Заместителю Председателя
Правительства РФ, Полномочному
представителю
Правительства
РФ в ЧР КОШМАНУ Н.П.
И.о. главы Временной администрации
ЧР МУСАЛАТОВУ Х.
Военному коменданту ЧР
БАБИЧЕВУ
Командующему Восточной группировкой
федеральных войск МАКАРОВУ С.
Начальнику территориального управления
МЧС РФ по ЧР
Главе Администрации Шалинского района
АЛИХАДЖИЕВУ Ш.У.
Военному коменданту Шалинского района
БЕСПАЛОВУ А.Н.
Впервые с начала т.н. «контртеррористической операции» 31 декабря 1999 года село Дуба-Юрт Шалинского района ЧР было подвергнуто артиллерийскому обстрелу западной группировкой федеральных войск. При этом мирное население села, где проживало 6644 человека, не было хоть каким-то образом предупреждено об этом. Артобстрел и бомбардировки села продолжались весь период до 27 февраля 2000 года. На территории с. Дуба-Юрт, занимающего площадь в 120 га, не было ни одного оборонительного сооружения, не допускалось каких-либо провокаций и выстрелов в сторону федеральных войск.
По мере приближения военных действий к Аргунскому ущелью боевиками были заняты позиции на южной окраине нашего села, примерно за 1-2 км в сторону с. Улус-Керт. Об этом Вам достаточно хорошо было известно. За весь период обстрелов, пока население находилось в селе, в том числе и я, глава администрации, имам мечети, систематически разрушались дома, но ни разу не было случая, чтобы они болели.
Думаю, нет смысла и необходимости излагать масштабы человеческих жертв и страданий. Время расставит все по своим местам. На все есть воля Всевышнего.
27 января и 5-6 февраля 2000 года все жители села, спасая свои жизни, вынужденно вышли из Дуба-Юрта, без официально предоставленного коридора, через КПП «Южный» в сторону пос.Чири-Юрт.
С 6 февраля в с. Дуба-Юрт нет ни одного жителя вообще, а с 22.02 здесь начали впервые гореть дома. В первый день сгорело 13 домов, на следующий день — 6 домов, 25.02 — 14 домов. Таким образом, до настоящего времени продолжают гореть дома. 1 марта с. г. я, как вновь назначенный глава администрации села, вместе с представителем военной комендатуры и МЧС РФ находился в селе, видел всю картину разрушений на тот период, как солдатами после грабежей сжигались дома мирных граждан.
11.03. вместе с военными я вновь находился в селе и снова видел аналогичную
ситуацию. В этот день мы видели горящие дома:
1. Гайтарова Саид-Хусина —
ул. Шейха Мансура
2. Ясадова Махмуда — ул. Шейха Мансура, 79
3. Байсаева
Сайд-Хусина — ул. Подгорная
4. Эльмурзаева Кюри Адаевича — ул. Родниковая,
7
5. Тушаева Хамзата Шамсутдиновича — ул. Родниковая, 6
6. Асмулатова Абдурахмана —
ул. А.Шерипова, 99
Все эти противоправные действия, которые никак нельзя отнести к «контртеррористической операции», продолжаются, хотя село Дуба-Юрт занято федеральными войсками еще 28 февраля с.г. и никаких боевых действий здесь не велось. Войска продвинулись значительно выше по Аргунскому ущелью, заняли практически все населенные пункты, расположенные выше Дуба-Юрта, а в некоторые из них значительная часть населения уже вернулась. Несмотря на все это, мы по-прежнему с представителями военной прокуратуры, МЧС РФ и другими службами, находящимися на блок-посту на окраине пос Чири-Юрт, продолжаем каждый день видеть произвол военных, все новые и новые горящие дома. Такую обстановку реально видят многие тысячи жителей соседних сел, так как Дуба-Юрт расположен на возвышенности.
В связи с вышеизложенным, по поручению и от имени всех жителей села, прошу:
1. Незамедлительно принять меры по прекращению грабежей и последующих поджогов домов мирных жителей с.Дуба-Юрт
2. Перевести все основные воинские подразделения, расположенные близко от села, с передислокацией их на левый берег реки Аргун
3. Предоставить возможность жителям села в условиях безопасности вернуться к своим разрушенным домам с целью сберечь хотя бы оставшуюся часть имущества и приступить к восстановлению разрушенных домов
4. Выделить 360 тыс. штук кровельного шифера, 60 тыс. кв.м. оконного стекла и трубы разных диаметров (для газопровода и водопровода) в порядке частичной компенсации жителям
5. Организовать доставку полномасштабной экстренной гуманитарной помощи населению села до полного улучшения ситуации в нашем регионе
Принятие срочных и исчерпывающих мер по указанным проблемам реально могло бы способствовать определенной стабилизации положения дел на данном этапе. В противном случае придется через 2-3 недели экстренно решать вопрос обустройства палаточного городка для 6644 человека вынужденных переселенцев из Дуба-Юрта.
В день подготовки данного сообщения в селе горят 12 очередных домов.
Глава администрации с. Дуба-Юрт
А.Яхъяев
12 марта 2000 года
(подпись, печать)
2)
|
Акт
Мы, нижеподписавшиеся:
Глава н. п. Дуба-Юрт Яхъяев А.Ф.
Представитель
МЧС п-к Войченко Ю.П.
Зам. командира в/ч 69771 ВР п/п-к Ларичев С.В.
составили
настоящий акт осмотра и совместного наблюдения села Дуба-Юрт в том, что
проходящие через село колонны военной техники (находящийся в них личный
состав)систематически грабят и поджигают дома мирных жителей.
(Подписи, печать в/ч 69771)
Документ кажется безумным и невозможным — но только на первый взгляд. Офицер воинской части, стоящей в районе села Дуба-Юрт (276-го мотострелкового полка) во-первых, не заинтересован в ухудшении отношений с местным населением, а во-вторых, этим документом он очевидным образом фиксирует непричастность к марадерству своих солдат. По дороге через Дуба-Юрт в горные Шатойский (Шаройский, Чеберлоевский) и Итум-Калинский районы двигались многочисленные военные колонны, солдаты и офицеры которых не думали о взаимоотношениях с жителями предгорного села Дуба-Юрт.