Правозащитники против московской мэрии
В Московском городском суде будет рассматриваться заявление Комитета помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие” о признании недействительными и не подлежащими применению некоторых пунктов Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденных совместным постановлением правительств Москвы и Московской области от 30.03.99 г. № 241-28.
Интересы “Гражданского содействия” представляют юристы-консультанты Сети “Миграция и Право” Правозащитного центра “Мемориал” Маргарита Петросян и Валентина Головач, и руководитель организации “Гражданское содействие” Светлана Ганнушкина.
Слушание дела должно было состояться 1 ноября в 13 час. в зале №211. Вследствие телефонного хулиганства все слушанья в этот день в Мосгорсуде были отменены и перенесены без объявления даты переноса.
Однако мы надеемся, что слушание дела назначат на ближайшее время. Информация о дате слушаний будет немедленно помещена на нашем сайте.
Год назад, в ноябре, протест в отношении отдельных пунктов Правил был принесен Генеральной прокуратурой мэру Москвы и губернатору Московской области, однако никакой реакции на протест со стороны правительств Москвы и Московской области не последовало. После принятия 6.10.99 г. Федерального закона №184-ФЗ граждане и общественные организации получили правовую возможность обжаловать в судебном порядке правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина (п.4 ст.27 закона). Недавно Движением “За права человека” была сделана первая попытка использовать эту правовую возможность – и увенчалась успехом.
Московские Правила регистрации устанавливают ограничительные условия регистрации в Москве и Московской области, противоречащие Закону о праве на свободу передвижения и выбор места жительства и федеральным Правилам регистрации, что само по себе является нарушением ст.76, ч.5 и ст.71, п. “в” Конституции РФ, и тем самым меняют установленный законом уведомительный порядок регистрации на разрешительный, восстанавливая отмененный институт прописки. “Привязывая” к регистрации возможность реализации гражданских и социальных прав, московские власти нарушают не только ст.3 Закона о свободе передвижения, согласно которой регистрация не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, но и конституционный принцип равенства граждан перед законом.
По Закону о праве на свободу передвижения регистрация является обязанностью граждан. Однако московские власти препятствуют гражданам осуществить эту основанную на законе обязанность и одновременно применяют к ним санкции за невыполнение этой обязанности. Возникает “двойной стандарт”: граждане несут ответственность не только за свои действия, но и за действия должностных лиц.
Поскольку действия мэра и правительства Москвы не опираются на закон и Конституцию, в чем они вполне отдают себе отчет, для оправдания они обычно ссылаются на защиту интересов москвичей и опасность проникновения в Москву криминального элемента. Однако именно ограничения в регистрации приводят к тому, что этот криминальный элемент получает возможность ускользнуть от внимания правоохранительных органов и затеряться среди массы вполне добропорядочных граждан, которым отказывают в регистрации. А возможность “сшибить деньгу” с тех, кто вынужден находиться в Москве без регистрации, развращает работников правоохранительных органов и способствует их коррумпированности. Закрывая рынок труда для людей, готовых выполнять те виды работ, за которые неохотно берутся москвичи, московские власти вынуждают их работать нелегально, за гроши, лишая городскую казну тех средств, которые могли бы поступать в нее в виде налогов, тогда как сейчас эти средства уплывают в теневой бизнес. Вряд ли такую политику можно признать соответствующей интересам москвичей.