21.04.99 Московские новости


ФАКТ И КОММЕНТАРИИ

Бутырский межмуниципальный суд столицы вынес решение о ликвидации московского регионального общественно-политического движения «Русское национальное единство»

РНЕ всего лишь утратило правовой статус

Константин КАТАНЯН

Радостное известие, которое с удовлетворением восприняла общественность, давно уже требовавшая прекращения деятельности РНЕ, было, однако, омрачено юридической неопределенностью сообщений о решении Бутырского суда. Дело в том, что закон о противодействии политическому экстремизму, принятия которого так давно добивается Минюст России, еще даже не начал рассматриваться в Госдуме. А именно этот документ вводит такое понятие, как запрет общественного объединения, деятельность которого осуществляется в неприемлемых для общества формах.

Сейчас законодательством предусмотрена лишь отмена в суде акта о регистрации партии либо другой общественной организации, а также о лишении ее статуса юридического лица. Однако общественное объединение может продолжать свою деятельность, даже не имея печати и иных государственных реквизитов. И именно это положение позволяет лидеру РНЕ Александру Баркашову спокойно реагировать на решение, оглашенное судьей Мариной Голубевой.

«Согласно федеральному закону об общественных объединениях мы, как общероссийская организация, можем действовать без государственной регистрации на всей территории России, в том числе и в Москве», — сказал Баркашов. И приходится с сожалением признать, что он прав.

Суд действительно удовлетворил требования, изложенные в заявлении прокурора Москвы Сергея Герасимова. Основанием для его обращения в суд послужил ряд нарушений законодательства столичной организацией РНЕ. Представители ответчиков, естественно, возражали и пытались доказать, что в ликвидации организации «заинтересованы отдельные лица в правительстве Москвы», а «начало процессу положил запрет мэра Москвы на проведение съезда общероссийской организации РНЕ». Но представитель истца, старший помощник прокурора Евгений Манеркин, отметил, что «в суде не приводилось ни одного политического довода».

И хотя, как уже отмечалось, законодательство позволяет баркашовцам и далее открыто отстаивать свои политические взгляды, столичные власти готовы предпринять решительные действия по пресечению любых незаконных выступлений праворадикального движения РНЕ в случае, если они последуют. Такое заявление мэр Москвы Юрий Лужков сделал сразу после оглашения решения Бутырского суда.

Как пояснил начальник государственно-правового управления столичной мэрии Геннадий Пономарев, вступление судебного решения в силу будет означать, что РНЕ «в Москве больше нет» и движение здесь не сможет выступать как юридическое лицо при проведении массовых акций.

Что касается сообщений о том, что суд фактически лишил РНЕ возможности участвовать в парламентских выборах, то это просто неправда. РНЕ и раньше не могло зарегистрироваться в качестве избирательного объединения на выборах федерального уровня. Ликвидация же одного из региональных отделений движения означает, что в Москве баркашовцы действительно не могут претендовать на участие в выборах. Но на выборах в Думу незарегистрированное движение вполне может войти в состав какого-либо избирательного блока, либо его члены будут бороться за места в одномандатных округах. И нам остается надеяться лишь на то, что и в этом случае ни одного депутатского мандата политикам нацистского толка не достанется.