В конце марта - начале апреля обстановка в Краснодарском крае резко обострилась. Краевые власти резко усилили давление на месхетинских турок. Турки отрезаны от всех источников дохода, идут повальные проверки "паспортного режима" с наложением штрафов, милиция и казачьи группировки проводят акции устрашения. Законодательным Собранием края приняты новые акты, подтверждающие особый статус турок и устанавливающие порядок депортации лиц, не имеющих местной прописки. Губернатор края объявил о начале массового выдворения "нелегальных мигрантов". Федеральные власти не реагируют на происходящее и тем самым недвусмысленно поддерживают действия краснодарских властей.
В настоящее время в Краснодарском крае живет от 15 до 18 тыс. месхетинских турок. Они составляют примерно 0,3% населения края и сосредоточены в основном в четырех сельских районах на его западе и юго-востоке. В Крымском районе, который почему-то принято называть местом "компактного проживания" турок, их доля в составе населения достигает приблизительно 6,5%. От 11 до 13 тыс. краснодарских турок не имеют регистрации по месту жительства. Они прибыли в край в 1989-1990 гг. из Узбекистана; краевые власти произвольно отказали им в прописке и продолжают отказывать до сих пор. Из-за этого их вопреки закону не признают российскими гражданами, хотя они постоянно жили на территории РФ к моменту распада СССР, были советскими гражданами и не отказывались от российского гражданства. Таким образом, юридически они являются гражданами РФ, а фактически остаются в положении, сходном с положением лиц без гражданства, иными словами, являются де-факто лицами без гражданства. Непрописанные (в том числе оформившие российское гражданство в других регионах РФ или за границей, живущие в Краснодарском крае, но не имеющие местной прописки) лишены практически всех прав. Не признаются их права собственности на жилые помещения и приусадебные участки, трудовые права, права на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, не регистрируются браки, в свидетельства в рождении детей не вносят данные об отцах, невозможно получить паспорта или иные личные документы, невозможно продолжать образование после средней школы и т.п.
Краевые и местные власти фактически проводят "мягкую этническую чистку" и открыто это признают: месхетинцам создаются невыносимые условия жизни, чтобы вынудить их уехать. Это давление принимает разные формы: помимо "просто" лишения всех основных прав - регулярные "проверки паспортного режима", открытые угрозы выселения, враждебные кампании в прессе, казачьи рейды, напоминающие обыкновенные бандитские "наезды".
Несколько раз в крае принимались нормативные акты, которые устанавливали для турок особый режим нахождения в регионе. С июня 1997 г. их заставляли перерегистрироваться по месту пребывания каждые 45 суток и платить за это по 188 рублей с человека. На основании Постановления Главы администрации края № 877 от 9 декабря 1999 г., их зарегистрировали по месту пребывания на 8 месяцев. Затем в августе 2000 г. Постановлением Главы администрации края № 573, регистрацию продлили еще на 5 месяцев. Она истекла 1 февраля 2001 г., после чего начались массовые милицейские проверки "паспортного режима", во время которых месхетинцев штрафовали за проживание без регистрации. 12 марта 2001 г. было издано новое Постановление Главы администрации Краснодарского края № 173 "О проживании турок-месхетинцев в Краснодарском крае". Краевому ГУВД было предписано осуществить регистрацию по месту пребывания на один год до 1 марта 2002 года "лиц турецко-месхетинской национальности, фактически проживающих на территории Краснодарского края". 20 февраля 2002 г. Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Постановление № 1363-П "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края".
В марте-апреле 2001 г. проходила перерегистрация турок в соответствии с Постановлением Главы администрации края № 173 сроком на один год. Многим туркам даже в такой временной регистрации было отказано под различными надуманными предлогами: не регистрировали тех, кто не мог предъявить справки о более ранней регистрации, кто имел постоянную регистрацию в других регионах России, кто нанимал, а не имел в собственности жилье. В результате годичную регистрацию получили немногим более 3 тыс. чел. (Письмо № 41/12 от 04.01.02 за подписью первого заместителя начальника Службы общественной безопасности МВД РФ Н.И.Гетмана на имя председателя Краснодарского краевого отделения Международного общества месхетинских турок "Ватан" С.М.Тедорова.)
В последние месяцы давление усилилось.
Во-первых, туркам практически полностью закрыт доступ к правосудию. В середине 90-х гг. несколько десятков месхетинцев смогли восстановить свои права в судебном порядке. Люди через суд подтверждали свои права собственности на купленные ими домовладения и обжаловали отказы в регистрации по месту жительства. С 1997 г., после прихода к власти Н.И.Кондратенко усилилось давление администрации на судебные органы, и суды стали выносить неправосудные решения, ссылаясь на краевые нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Также известно много случаев, когда решения судов в пользу турок не были исполнены паспортно-визовыми службами. Подобная практика продолжается и в настоящее время.
Несколько десятков месхетинских семей с помощью краснодарской правозащитной организации "Доброе дело" пытаются в судебном порядке решить три проблемы: подтвердить права собственности на домовладения, обжаловать отказы паспортно-визовых служб в регистрации и в порядке особого производства удостоверять факты постоянного проживания в крае на 6 февраля 1992 г. для последующего признания гражданства. Судьи под надуманными предлогами делают все возможное, чтобы не принимать иски к рассмотрению по существу, или выносят заведомо неправосудные решения.
В 2001 г при помощи "Доброго дела" были поданы в Европейский суд и приняты к рассмотрению две жалобы в защиту интересов М.А. Эминова и З.П.Эминовой, которым Крымский районный и Краснодарский краевой суды отказали в праве установить в судебном порядке факт проживания на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Закона РФ "О гражданстве".
Во-вторых, туркам перекрывают те немногие источники заработка, которые у них оставались. Почти всех месхетинцев, не имевших местной прописки, но работавших по найму на основании срочных трудовых договоров, уволили в 1997-1999 гг. Основными источниками дохода остаются аренда или субаренда земельных участков у частных лиц и коллективных хозяйств для выращивания овощей, мелкооптовая и розничная торговля на рынках, продажа продуктов с приусадебных участков.
Под давлением районных администраций договоры аренды с турками в массовом порядке расторгались в 1997 и 1998 г. Турки в основном арендовали земли через подставных лиц, тех, у кого есть местная прописка. За последние месяцы все эти договоры опять же под давлением властей были расторгнуты. С 1999 г. туркам не выдают в органах местного самоуправления справки о наличии у них приусадебных участков. Без этих справок продавцов не допускают к торговле на рынке, а тех, кто пытается торговать, штрафует налоговая инспекция.
В-третьих, турок стали штрафовать якобы за самовольный захват земельных участков. Ранее отказав под различными надуманными предлогами в выдаче правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на приусадебные земельные участки и домовладения, администрации Крымского и Абинского районов стали привлекать месхетинских турок к ответственности именно за отсутствие этих документов. Создана комиссия по контролю за использованием и охраной земель Крымского объединенного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. В своих постановлениях о привлечении к административной ответственности комиссия указывает, что "без наличия оформленных в установленном законном порядке документов подтверждающих право пользования землей, используется земельный участок, расположенный при домовладении, приобретенном по ручной сделке (расписке)". Комиссия квалифицирует это как нарушение пункта 1.1. статьи 125 Земельного Кодекса РСФСР – самовольное занятие земельного участка, налагая штрафы до 1500 рублей, а в случае неуплаты - до 10000 руб.
У турок, как правило, нет денег для уплаты таких штрафов; в таких случаях административные органы возбуждают исполнительное производство и арестовывают имущество неплательщиков - продукты, посуду, мелкий скот.
Попросту говоря, турок стали вымаривать голодом.
Кроме того, администрация Крымского района пообещала штрафовать владельцев "незаконно занятых" или "незаконно возведенных" строений (то есть, не имеющих регистрации домовладений, как у турок) и приступить к сносу этих домов.
Давление резко усилилось в начале 2002 г. После истечения 28 февраля годичной регистрации казаки и милиция начали массовые подворные обходы турок и проверки документов. У месхетинцев требуют вновь оформлять временную регистрацию на 45 суток, у нескольких человек были изъяты паспорта.
Постановление Законодательного Собрания № 1363-П "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" от 20 февраля 2002 г. (Кубанские новости. 2002. 6 марта.) формально требует от администрации, всех служб и местных самоуправлений "принять меры по снижению напряженности в межнациональных отношениях", предлагает МИДу РФ возобновить переговоры с Грузией о переселении турок, а краевой Администрации - подготовить предложения об изменении Договора между федеральными органами власти и органами власти края и приостановить прием заявлений для краевой комиссии миграционного контроля о разрешении регистрации для лиц без гражданства. Постановление предписывает краевому ГУВД активнее выявлять лиц, "незаконно прибывших на территорию края", а Комитету по земельным ресурсам и землеустройству "регулярно проводить проверки законности выделения использования земель в местах компактного проживания в крае этнических групп". Действительный смысл документа в другом: на турок распространяется особый режим, их регистрация в крае недопустима, необходимо и дальше не позволять туркам пользоваться их собственными земельными участками и оказывать на них давление милицейскими проверками; краевая власть не согласна с федеральным законодательством и будет требовать для себя особых условий.
18 марта 2002 г. в Абинске прошло собрание краевого административного актива, посвященное проблемам миграции. Выступивший на нем губернатор заявил следующее: "Кубань - это казачья земля, и все об этом должны знать. В ближайшие дни мы увеличим штрафы за отсутствие регистрации до 6000 рублей. Это будет способствовать тому, что незаконные мигранты станут сами уезжать с территории края." (Краевые газеты не поместили подробного отчета о совещании в Абинске, поэтому цитата приводится по: На Кубани будут смотреть на окончания фамилий. // Иностранец. 2002. 26 марта.) А.Н.Ткачев предложил создавать при РОВД фильтрационные пункты, куда будут свозиться мигранты для последующей депортации в течение трех суток. Из других предложений, прозвучавших на совещании: организовать на средства краевого бюджета чартерные рейсы Краснодар-Ташкент для депортации месхетинцев, установить для каждого района обязательные для выполнения планы по количеству выдворяемых месхетинских турок, принять Постановление Законодательного Собрания "О выдворении мигрантов".
Постановление, предусматривающее создание фильтрационных пунктов, действительно принято в конце марта. Поступили сообщения о первых попытках выдворения нескольких турецких семей из поселка Нижнебаканского.
Выступая 18 марта в Абинске на совещании краевого актива, губернатор А.Н.Ткачев заявил следующее: "президент поддерживает настроения наши и дал мне поручение активно действовать, не дожидаясь принятия федерального законодательства по этой проблеме." Он имел основания так говорить. Верный признак этого заключается уже в самом отсутствии какой-либо реакции из Москвы.
Политика "выдавливания" турок продолжается уже более 12 лет. Действия краевых властей грубо нарушают Конституцию и федеральное законодательство, но Москва не только не сделала ничего, чтобы положить этому конец, но и не заявила несогласия даже в самой мягкой форме. Концептуально федеральные власти разделяют отношение краевой администрации к туркам. От представителей федеральных ведомств можно было услышать то же, что и от краснодарских руководителей: о том, что турки живут в крае "нелегально", поскольку в 1989 г. для них в России была установлена черта оседлости, о том, что якобы сохраняют силу прописочные ограничения, установленные для Краснодара в советское время, что региональные нормативные акты должны пользоваться приоритетом перед Конституцией и федеральными законами, поскольку край якобы страдает от "избыточной" миграции, что турки сами по себе - нежелательная группа и для Краснодара и для России в целом. Москва делает ставку на то, чтобы отправить месхетинцев куда-нибудь подальше - в Грузию, в Турцию или даже в Узбекистан.
Распоряжением Правительства РФ № 1129-р от 18 июля 1994 г. была создана Межведомственная комиссия по решению проблем турок-месхетинцев, проживающих на территории Российской Федерации. Почти с момента своего создания комиссия пыталась умереть естественной смертью и потому не сделала ничего конкретного. Два раза ее реанимировали Распоряжениями Правительства Российской Федерации № 627-р от 28 мая 1998 г. и № 1280-р от 14 сентября 2000 г. Комиссия имеет большие полномочия - ее решения, принимаемые в соответствии с компетенцией, обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти представленных в комиссии субъектов федерации. Судя по кратким эпизодам ее деятельности, свою задачу комиссия видела отнюдь не в защите месхетинцев в РФ, но в создании условий для их переселения в Грузию. Члены комиссии несколько раз в последние годы выезжали в Краснодарский край и делали там заявления, открыто поддерживавшие позицию краснодарских властей. Например, член комиссии, руководитель Департамента по делам национальностей Минфедерации России Н.Ф.Бугай 28 мая 2001 г. участвовал в региональной конференции "Проблемы и пути развития межнациональных отношений в Краснодарском крае", где призывал к насильственному выдворению "этнических мигрантов" и к принятию закона "О депортации". (Попов А. "Проблемы и пути развития межнациональных отношений".// Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. Май-июнь 2001, С.32.)
Характерный штрих - первый состав комиссии включал в себя представителей Министерства социальной защиты и Российского Красного Креста; в последнем составе 2000 г. "гуманитариям" места не нашлось, зато в комиссию был введен В.А. Клинышков - заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом 2-го Департамента ФСБ России. Работу комиссии обеспечивало Министерство по делам федерации, а министр по делам федерации являлся ее председателем по должности. Ликвидация Министерства вновь вернула комиссию в состояние клинической смерти.
Ниже - выдержки из официальных ответов на обращения турецкого общества "Ватан".
Точка зрения представителя МВД РФ: "… в течение ряда лет в соответствии с краевыми нормативными актами турки-месхетинцы получают длительную временную регистрацию по месту фактического проживания, при наличии которой имели возможность решать практически все социально-бытовые вопросы (это заведомая неправда - А.О.)… Турки-месхетинцы, проживающие на территории Краснодарского края по паспортам бывшего СССР, перешли в категорию лиц без гражданства. Приобретение российского гражданства теперь может быть оформлено ими только по ходатайству на имя Президента Российского Федерации, через 5 лет после документирования видом на жительство в индивидуальном порядке… МВД России, администрация и ГУВД Краснодарского края обеспокоены ситуацией в местах компактного проживания турок-месхетинцев, которая оценивается как конфликтная, что зачастую усугубляется совершением ими преступлений в отношении местного населения. Анализ состояния преступности за последние 4 года показывает, что в 1998 г. турками-месхетинцами было совершено 35 преступлений, в 1999 г. - 47, в 2000 г. - 39, за 11 месяцев 2001 г. - 33. Ряд из них имели широкий общественный резонанс среди местных жителей… По неполным данным за 2001 г…. к административной ответственности на территории Краснодарского края было привлечено более 4,2 тыс. человек турецко-месхетинской национальности." (Письмо № 41/12 от 04.01.02 за подписью первого заместителя начальника Службы общественной безопасности МВД РФ Н.И.Гетмана на имя председателя Краснодарского краевого отделения Международного общества месхетинских турок "Ватан" С.М.Тедорова.)
Позиция представителя Генеральной Прокуратуры РФ: "Установлено, что органы законодательной и исполнительной власти края неоднократно принимали акты, направленные на ограничение прав граждан этой этнической группы, действие ряда положений которых привело к тому, что значительная часть турок-месхетинцев не получила российского гражданства и имеет статус временно проживающих на его территории. … Большинство турок-месхетинцев не имеют правоустанавливающих документов на приобретенное жилье, что осложняет их регистрацию по избранному месту жительства. Не имея постоянной регистрации, указанные лица не имеют права на признание их гражданами Российской Федерации в порядке ст.13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". … Вопрос о приобретении российского гражданства лицами из числа месхетинцев, компактно проживающих на территории Краснодарского края, должен решаться в индивидуальном порядке в строгом соответствии с названным законом. При анализе сообщений средств массовой информации статей, направленных на разжигание национальной, религиозной вражды, унижение национального достоинства не выявлено…" (Письмо № 27/2-498-00 от 29.06.01 за подписью заместителя начальника Управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Генеральной Прокуратуры РФ Ю.Н.Титова на имя председателя Международного общества месхетинских турок "Ватан" Ю.Сарварова.)
Месхетинское общество "Ватан" регулярно обращается в различные федеральные ведомства и получает в ответ отписки подобные приведенным выше. От краснодарской проблемы откровенно отмахнулись Уполномоченный по правам человека О.О.Миронов и новый министр по делам национальностей В.Ю.Зорин.
С 2000 г. поддержка политики "выдавливания" федеральными властями становится более явной и активной.
Миграционными "проблемами" активно занимается аппарат представителя Президента в Южном Федеральном округе. Сотрудники аппарата и сам представитель настроены по отношению к мигрантам и меньшинствам, мягко говоря, недружелюбно. Аппарат полпреда весной-летом 2001 г. непосредственно обратился и к месхетинской проблеме. По его поручению Главным управлением Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю вместе с другими ведомствами в августе была проведена проверка деятельности краснодарского отделения турецкого общества "Ватан". Отделению было вынесено подряд два предупреждения о несоответствии деятельности организации уставным положениям. "Ватану" в основным вменяли в вину две вещи: задержку с подачей годового отчета в регистрирующий орган за 2000 г. и то, что "Ватан" проводит деятельность, "направленную на оседание и закрепление в Краснодарском крае", хотя Устав предусматривает содействие туркам в возвращении на историческую родину. Ликвидация филиала общественного объединения в судебном порядке не является простым делом, и территориальный орган Минюста на это не пошел. О проверках уставной деятельности казачьих организаций в крае пока ничего не слышно.
"Выдавливание" месхетинцев оказывается в общем русле федеральной кампании по "зачистке" страны от граждан бывшего СССР и граждан стран СНГ. В 2000 г. они приравнены к иностранцам из "дальнего зарубежья": на них распространено действие неопубликованных актов МВД, требующих документирования видами на жительство и ограничивающих одним месяцем срок регистрации по месту пребывания. Кроме того, прекратил действие упрощенный порядок приобретения российского гражданства, заканчивается действие паспортов бывшего СССР, готовится новый закон о гражданстве. Те бывшие советские граждане, которые живут в РФ без регистрации по месту жительства и с паспортами бывшего СССР (то есть, как турки в Краснодаре), оказываются лишенными всех прав и каких-либо социальных перспектив. Цели этой политики очевидны - добиться выезда всех этих людей из страны.
Понятие "нелегальные мигранты" в РФ применительно к гражданам бывшего СССР (исключая граждан стран Балтии, с 1998 г. - Туркмении, а с 2001 г. - Грузии) лишено смысла. Именно российские власти в 90-е гг. сделали все, чтобы оно утратило содержание. Нельзя быть правонарушителем вообще, можно нарушать только какую-то определенную правовую норму. Граждане бывшего СССР, живя в России, никаких законов не нарушают. В РФ нет закона об иностранцах, формально продолжают действовать Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" от 26 июня 1981 г. и "Правила пребывания иностранных граждан в СССР", утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР № 212 от 26 апреля 1991 г. Закон СССР не применяется по отношению к бывшим советским гражданам (кроме граждан стран Балтии), а Постановление № 212 - не применялось до конца 2000 г. Таковой была позиция российского руководства, и если бы даже бывшие советские граждане (в том числе граждане стран СНГ) захотели бы воспользоваться процедурами, предусмотренными этими актами (регистрация в УВИРе, получение вида на жительство), у них бы ничего не получилось.
Бывшие советские граждане из стран СНГ могли (и могут сейчас за некоторыми исключениями) въезжать в РФ без виз или иных разрешений, для них не было установлено ограничений по срокам пребывания, они не должны были ни с кем согласовывать цели приезда. Самое важное здесь - на них распространялись те же самые правила регистрации по месту жительства и пребывания, что и на российских граждан. Это было подтверждено и Постановлением Правительства РФ, и актами МВД. Порядок регистрации для иностранцев, следовательно, является уведомительным, а не разрешительным. Существенно - законом практически не ограничены трудовые права иностранцев.
Разумеется, приехав в РФ, люди сталкиваются с российской паспортной системой со всем произволом и всеми ограничениями. Многие не могут получить постоянную регистрацию не по своей вине, а из-за произвольных отказов, и вынуждены жить по временной регистрации или вообще без регистрации.
Самое главное - прописка/ее отсутствие никоим образом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ критерием легальности/нелегальности миграции. Отсутствие регистрации - административное правонарушение, которое не делает само по себе нелегальным нахождение на территории страны. В большинстве же случаев люди - бывшие советские граждане - не имеют регистрации не потому, что они так захотели, а потому что им в этом произвольно отказано. Они и не должны привлекаться к ответственности, поскольку в их действиях отсутствует признак вины.
Мотивы федеральной политики объявлены достаточно четко: сократить число мигрантов, которые воспринимаются как угроза государственной безопасности, и избавиться от "неподходящих" национальностей. Это вполне созвучно настроениям краснодарских властей.
Комментарий.
Что и требовалось доказать. Россия - расистская страна, причем примитивно расистская. Имеет место организуемая и направляемая государством "мягкая этническая чистка" под прямыми и ясными лозунгами избавления от "неподходящей" этнической группы. Федеральная власть недвусмысленно поддерживает подобные начинания на местах. Всенародный "одобрямс"- не проблема, что, в частности, показала 22 марта передача "Свобода слова" на НТВ.
Положение хуже, чем может показаться на первый взгляд. Краевая власть обещает депортировать по меньшей мере тысячи человек и не скрывает, что кандидаты на выселение будут отбираться по этническому признаку. Ситуация выглядит запредельной и невозможной - достаточно на минуту представить, как такое может происходить. Отлов нелегалов с "неправильными" фамилиями, женщины, дети и старики, которых выволакивают из своих домов, колючая проволока, "фильтры", конвой с автоматами, собаки. Масса исторических ассоциаций и параллелей. И все это в присутствии снимающей и пишущей публики. И куда вывозить "нелегалов"? Грузовиками на границу Ростовской области, чтобы они через пару дней вернулись обратно? Или чартерными рейсами в Ташкент или куда-то еще за границу, как обещал Ткачев? Какая страна примет такие рейсы? Казалось бы, грандиозный скандал обеспечен. Ткачев своими заявлениями, что называется, "повязал" федеральную власть. Казалось бы, эта власть должна вмешаться и осадить зарвавшееся краевое начальство, чтобы в очередной раз не сесть в лужу.
Похоже, что дела обстоят несколько по-другому. Маловероятно, что имеет место какой-то хитроумный план, продуманный и скоординированный в Москве и в Краснодаре. Но, похоже, и там, и там знают, чего хотят, и не боятся за последствия. Ткачев не производит впечатление идиота. Вряд ли бы он стал выступать с провокационными заявлениями, не убедившись предварительно, что ничем не рискует и что может рассчитывать на поддержку Москвы.
Выселить или выгнать из своих домов большое число людей так, чтобы никто особенно не обратил на это внимания, не так уж сложно. Не буду обращаться к примерам из советской истории, пусть даже из времен перестройки. В ноябре 1992 г. из Северной Осетии были "вычищены" десятки тысяч ингушей. Около 9 тысяч человек были высланы из Москвы после октябрьских событий 1993 г. Десятки тысяч были фактически насильственно перемещены во время обеих войн в Чечне. Никто по этому поводу особенно не волновался кроме самих перемещенных.
Заявления Ткачева и открытая подготовка краснодарских властей к депортациям - это, разумеется, демонстративные акции. В Краснодаре прекрасно понимают, что Москва не собирается останавливать "зачистку" страны от так называемых "нелегалов" и "нежелательных" национальностей. Все сомнения снимает волшебное слово "безопасность". "Мигранты" - люди, над которыми так или иначе ослаблен государственный контроль, соответственно, с точки зрения нормального "совка", они не могут не угрожать безопасности государства. Следовательно, резкая негативная реакция на краснодарские инициативы невозможна, возможна только более или менее закамуфлированная поддержка. Действия краснодарского руководства - это попытка подтолкнуть Москву к более решительным действиям. А для Москвы действия Краснодара - удачный эксперимент, возможность оценить, каким образом будет проходить "зачистка" от "нелегалов" и какие последствия вызовет.
Изгнание более десяти тысяч месхетинцев из Краснодара или нескольких миллионов бывших советских граждан из страны совершенно справедливо представляется невозможным просто по техническим и экономическим причинам. Неверным является само допущение, что собираются выселять ВСЕХ. В такого рода делах важен процесс, а не результат. Можно демонстративно выселять так называемых "нелегалов" небольшими группами. Например, вполне реально с технической точки зрения вывезти десяток семей месхетинцев на границу Азербайджана, особенно тех, у кого последняя прописка была в Азербайджане. Для остальных "нелегалов" это эффектная акция устрашения, для "правоохранителей" - возможность отчитаться о проделанной работе и повод увеличить размер взяток. Для средств массовой информации выселение какого-то небольшого числа "кавказцев" - не самая интересная тема и уж ни в коем случае не повод для возмущения. У остального населения такие акции могут вызвать скорее одобрение. Бороться с теми, кто мешает нам жить, - дело привычное. Сначала были буржуи, потом кулаки, потом шпионы, потом тунеядцы и стиляги, затем диссиденты, потом бюрократы и партийная мафия, теперь появились "нелегальные мигранты". Все сверху донизу молчаливо согласились, что миграция может считаться "нелегальной" только потому, что начальство неодобрительно к ней относится.
Нет оснований думать, что гонения на какие-то группы населения по этническому признаку и откровенно шовинистические заявления начальства представляют серьезную угрозу для стабильности "многонационального государства". В Кремле это, похоже, прекрасно понимают. В последние годы стихийно вырабатывается формула существования "российского многонационального народа: "коренные народы" России дружат против "некоренных", "нормальные" граждане - против "мигрантов", "этнические россияне" - против соответственно "неэтнических россиян", или "этнических нероссиян".
Нельзя не отметить - согласие руководства страны с тем, что кто-то от имени или с молчаливого разрешения государства разжигает националистические страсти и натравливает одну часть населения на другую - это выбор стратегического значения, или даже своего рода исторический рубеж.
Разумеется, ситуация в крае балансирует на гране столкновений. В любой момент события могут развернуться по такому сценарию: группа казаков приходит в село и начинает выгонять или "просто" избивать турок (как не раз бывало), наконец-то получает отпор, приводит подмогу, турки делают то же самое, и понеслась… В этом случае ни местное, ни московское начальство ничего не теряет: турок легко можно выставить виновниками и опять-таки ускорить выселение.
Разумеется, не все довольны происходящим. Недовольны правозащитники и сами жертвы, но на них, как показывает опыт, можно не обращать внимания. Международные организации можно успокоить одним только выражением "нелегальная иммиграция" - вряд ли найдется много желающих вникать в детали. В крайнем случае, можно объяснить происходящее "межэтническим конфликтом": дескать, не государство преследует турок, а турки что-то там не поделили с казаками, следовательно, в значительной степени сами виноваты. Престиж страны, конечно, не может не пострадать, но в Чечне он страдает в гораздо большей степени. Население и чиновники приучаются изъясняться на откровенно расистском и шовинистическом языке? Ускоряется разложение милиции и прочих "правоохранителей"? Власть показывает настоящую цену пресловутым "диктатуре закона" и "укреплению властной вертикали"? Военизированные группировки, именующие себя "казаками", доведены до полной утраты чувства реальности? Полноте, кого волнуют такие мелочи.
Александр Осипов