В УЗБЕКИСТАНЕ И ПО ВСЕМУ СНГ ПРЕСЛЕДУЮТ - В РОССИИ ПРОТЕСТУЮТ
6 апреля 1999 года у посольства Узбекистана в Москве состоялся пикет протеста российских правозащитников против полицейского произвола и нарушений прав человека в этой стране, последовавшими, в частности, после взрывов 16 февраля в центре Ташкента. Участвовали в пикете 25 представителей Правозащитного центра “Мемориал”, Московской Хельсинкской группы, Общество содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии, Исламского конгресса России и общества “Ватан”. Они держали в руках плакаты и скандировали лозунги следующего содержания: “Свободу узникам совести Узбекистана”, “Свободу политзаключенным”, “Немедленно освободить Мамадали Махмудова, Рашида, Комыла и Мухаммада Бекчановых, Юсуфа Рузимурадова и Кабула Диярова”, “Полицейскому государству - НЕТ, правовому демократическому Узбекистану - ДА”, “Прекратить уголовные преследования верующих” и другие. В заключение акции секретарю посольства Узбекистана в Москве было вручено следующее обращение:
ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
КОПИЯ: В СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРОТИВ БЕЗЗАКОНИЯ И НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ
Как известно, 16 февраля 1998 года в центре столицы Узбекистана - Ташкенте произошла серия взрывов у административных зданий министерств и других правительственных учреждений. Спустя несколько часов после этих шести (по официальной версии) взрывов, не дожидаясь даже первых результатов расследования, Президент Каримов заявил, что произошедшее - дело рук исламистов-ваххабитов, выступающим против стабильности и благополучия в стране. И пригрозил отрубить им руки. Спустя десять дней власти Узбекистана столь же необоснованно стали обвинять в причастности к этим взрывам Демократическую партию “Эрк” и ее лидера Мухаммада Салиха.
За эти недели в Узбекистане, по оценкам местных правозащитников, в связи с февральскими взрывами было задержано более двух тысяч человек. Среди них известный писатель Мамадали Махмудов, Рашид и Комыл Бекчановы, члены партии “Эрк” и братья Мухаммада Салиха, активисты исламского движения Миннура Насреддинова (мать шестерых детей, супруга известного имама Обидхона Кари) и его брат Умархон Назаров.
Арестованы также имам мечети “Буриджар” Абдувахид Юлдашев и брат пропавшего ранее без вести имама мечети “Сахобиллар” Абдулла Эргашев. В прилегающем к этой мечети районе были схвачены еще десять верующих, в том числе отец работавшего в ней Кабула Мурадова, загадочно погибшего в тюрьме в ноябре 1998 года через месяц после ареста.
В городе Коканде за это время было арестовано более 200 верующих, в основном регулярно посещающих мечеть молодых людей. Известно только два имени арестованных в махалле Калвак - Каххор и Восит.
Представители исламских кругов и демократической оппозиции в Узбекистане и за его приделами заявили о своей полной непричастности к взрывам 16 февраля; при этом правоохранительные органы не обнародовали ни одного факта, доказывающее обратное.
За последний месяц с их стороны резко усилилась охота по всему миру на будто бы подозреваемых в данном теракте лиц, а на самом деле беженцев, давно преследуемых властями Узбекистана по политическим или религиозным мотивам. Так, 15 марта в Киеве были задержаны активисты партии “Эрк” - еще один брат Мухаммада Салиха Мухаммад Бекчанов и Юсуф Рузимурадов. У них был проведен обыск, отобраны материалы, относящиеся к деятельности партии “Эрк”. После этого были арестованы Кабул Дияров, член народного движения “Бирлик” и его племянник. 24 марта стало известно, что власти Украины 18 марта в нарушение международно-правовых норм (без учета того решающего факта, что задержанные с 1995 года являлись политическими беженцами, вынужденно проживающими в Киеве) тайно выдали их в Узбекистан.
По некоторым данным более сорока представителей мирных мусульман и светской оппозиции были схвачены узбекскими спецслужбами в Киргизии и Казахстане.
Служащих и преподавателей, подозреваемых в инакомыслии и связях с оппозицией режиму Каримова увольняют с работы. За приверженность мусульманским обрядам и ношение женской мусульманской одежды исключают из вузов сотни студентов. Страх перед произволов карательных органов достиг таких масштабов, что люди в Узбекистане боятся даже огласки ареста своих близких из-за того, что после обнародования фактов последуют еще более жестокие репрессии по отношению к арестованных и остающимся на воле.
Мы полагаем, что только с участием представителей ООН, привлечением специалистов Интерпола и развертыванием широкой международной компании протеста против беззакония и нарушения прав человека можно добиться беспристрастного и объективного расследования теракта в Ташкенте и найти реальных виновников взрывов. Мы призывает правозащитные организации и независимые СМИ выступить с осуждением репрессий, проводимых властями Узбекистана, и требует немедленного и безоговорочного освобождения всех незаконно задержанных и арестованных.
Участники пикета протеста
возле посольства Узбекистана
Москва
6 апреля 1999 года