Заявление Правозащитного центра "Мемориал"

30 апреля в районе села Дарго было обнаружено захоронение десяти тел сотрудников Пермского ОМОНа из числа тех, кто 29 марта попал в засаду в районе Жани-Ведено.

Пресс-центр Объединенной группировки федеральных сил в Чечне сообщил, что эти сотрудники МВД были взяты в плен, а затем расстреляны членами чеченских вооруженных формирований.

Еще 2 апреля на сайте "Кавказ-Центр", выражающем точку зрения радикальной части сторонников независимой Чечни, было размещено так называемое "Официальное заявление Чеченского Командования". Согласно ему "Чеченская сторона официально заявляет о готовности обменять 9 русских военнопленных омоновцев из Перми, захваченных в бою близ Жани-Ведено", на полковника российской армии Буданова, арестованного по подозрению в изнасиловании и убийстве жительницы села Танги-Чу. В противном случае "все 9 пленных русских агрессоров будут расстреляны. <...> Это решение продиктовано законом военного времени и прямой обязанностью государства защитить честь и достоинство своих граждан".

5 апреля там же сообщалось, что 9 пленных сотрудников Пермского ОМОН были казнены, а еще один скончался от полученных в бою ран. Пленные находились непосредственно в распоряжении командования "Центрального фронта чеченских вооруженных сил".

Правозащитный центр "Мемориал" заявляет, что в данном случае есть все основания полагать, что командование вооруженных отрядов ЧРИ виновно в грубейших нарушениях международного гуманитарного права.

На военные действия в Чеченской Республике, которые по всем критериям следует квалифицировать как вооруженный конфликт немеждународного характера, распростаняются действия норм гуманитарного права, касающихся внутренних вооруженных конфликтов. В таких конфликтах следует требовать соблюдения соответствующих положений этого права от всех противостоящих сторон, в том числе и от антиправительственных сил.

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, а также Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям абсолютно запрещают в немеждународных вооруженных конфликтах убийства, осуждение и применение наказания, без предварительного судебного решения, тех лиц из состава вооруженных сил, которые сдались или были пленены.

Убийство пленных сотрудников ОМОН безусловно грубейшим образом нарушает эти нормы, и никакой "закон военного времени" не может оправдать этого преступления.

Вместе с тем, командиры чеченских вооруженных формирований могут пытаться оправдывать убийства других плененных российских сотрудников МВД или военнослужащих, ссылаясь на "приговор Шариатского суда". Например, на том же сайте "Кавказ-Центр" 5 апреля сообщалось, что "решением Шариатского Суда приговорены к смертной казни наемники-контрактники, которые подписали контракт с российскими военными на 6 месяцев". Далее перечилялись 5 фамилий военнослужащих. В связи с этим Правозащитный Центр "Мемориал" специально подчеркивает, что в соответствии с международным гуманитарным правом и международно признанными нормами в области прав человека судебная процедура для вынесения приговора должна отвечать определенным критериям.

Так например, согласно статье 6 (пункт 2а) Второго дополнительного протокола к Женевским конвенциям, "никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правонарушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности. В частности:

а) процедура должна <...> предоставлять обвиняемому до и во время суда над ним все необходимые права и средства защиты;

б) ни одно лицо не может быть осуждено за правонарушение, кроме как на основе личной уголовной ответственности ..."

Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах провозглашает, что "каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему <...> иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником, <...> допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него.<...> Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону".

Не касаясь даже вопроса о том, насколько ныне действующий в горах Чечни "Шариатский суд" сформирован и действует в соответствии с установлениями шариата, можно утверждать, что он выносит приговоры в результате процедуры, не соблюдающей вышеизложенные положения международных документов.

Руководство противостоящей федеральным российским силам чеченской стороны, если оно действительно, а не только на словах, привержено нормам международного права, обязано немедленно пресечь все попытки расправ над плененными российскими военнослужащими и сотрудниками МВД, а также найти и наказать виновных в уже совершенных убийствах.

02.05.2000

телефон для справок: 200-65-06