Информационный центр по правам человека в Центральной Азии
Правозащитный центр “Мемориал”

Политические преследования в Узбекистане

В Узбекистане за последние месяцы арестованы более 100 членов исламской политической организации “Хизб ут-Тахрир”. 14 мая 1999 года в Ташкентском городском суде закончилось рассмотрение уголовного дела в отношении 12 активистов этой организации.

Справка:

Суннитская религиозно-политическая организация “Хизб ут-Тахрир” (Партия освобождения)1 была основана в 1953 г. известным религиозным деятелем, судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани.

Согласно документам этой организации, “Хизб ут-Тахрир” является “политической партией, идеологией которой является Ислам”. Цель партии –содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни (“все стороны жизни должны основываться на нормах шариата”) и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства – Халифата.

В документах “Хизб ут-Тахрир” правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем Уммы объявляется “отсутствие Ислама в ее повседневной жизни”, в том числе “отсутствие исламской системы правления”. Согласно тем же источникам название “Хизб ут-Тахрир” (Партия освобождения) подчеркивает стремление ее членов достичь “полного освобождения от господства неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира”.

Предполагается, что борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии, на первой из которых формируется партийное ядро, “готовятся люди, которые верят в цели, задачи и методы Партии”, на втором происходит активное “взаимодействие с Уммой”, третья стадия начинается после установления исламского государства и включает, среди прочего, “миссию донесения Ислама до остального мира”.

Что касается временных рамок воссоздания Халифата, согласно документам “Хизб ут-Тахрир”, их “не знает никто”. “Победа исходит от Аллаха”. “Как мусульмане мы… совершаем столько усилий, сколько можем”, и “не можем дискутировать о том, почему успех пока не угоден Аллаху” 2.

По данным российского востоковеда Александра Игнатенко, филиалы “Хизб ут-Тахрир” проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и Западной Европе3.

Поскольку члены узбекской организации “Хизб ут-Тахрир” до последнего времени избегали контактов со светскими структурами, у правозащитных и исследовательских групп имеется лишь отрывочная информация о времени создания и деятельности “Хизб ут-Тахрир” в Узбекистане.

Согласно информации, полученной от исламского источника в Ташкенте, деятельность “Хизб ут-Тахрир” в столице Узбекистана зафиксирована по крайней мере с 1995-1996 гг. Другой исламский источник сообщает о появлении аналогичной организации в Коканде в 1992-1993 гг. Оба источника сходятся на том, что соответствующие группы в Ташкенте и Коканде (называющие себя “Хизб ут-Тахрир” или “Хифс”) были преимущественно молодежными по своему составу. Их членов отличало стремление не столько к строгому соблюдению исламских канонов (представители т.н. “ваххабитов” обвиняли их в несоблюдении ряда религиозных норм)1, сколько к оппозиционной религиозно-политической деятельности. “Халифатисты” осуждали “безбожную власть” в Узбекистане, зарубежных “врагов ислама” в лице США и Израиля и призывали к созданию исламского государства. Вступающей в ряды “Хизб ут-Тахрир” узбекской молодежи импонировали оппозиционность и открытое обсуждение политических вопросов, в то время как ведущие узбекские религиозные лидеры, представляющие различные течения, демонстративно заявляли о своем неучастии в политике2.

Организационная иерархия узбекистанской организации “Хизб ут-Тахрир”, согласно официальной публикации в газете “Народное слово”, включала шесть ступеней: мутамад (главный руководитель), масул (региональный руководитель), мусоид (помощник масула), накиб (руководитель района), мушриф (руководитель одного или нескольких звеньев), рядовой член3. Первичной ячейкой организации являлась халка (звено), объединявшая обычно до пяти чел.

На судебном процессе в Ташкенте в апреле 1999 года заявлялось, что активисты “Хизб ут-Тахрир” знакомились в мечетях с верующими молодыми людьми и предлагали им прочитать одну из брошюр организации, изданных на узбекском языке. На изучение каждой брошюры отводился месяц. Полный комплект включал 4 брошюры, после прочтения которых заинтересованным предлагали вступить в ряды “Хизб ут-Тахрир”. Если молодой человек соглашался, он давал клятву верности партии и обязывался хранить тайну, после чего он получал статус дарыса (рядового члена). Через три месяца дарыс мог претендовать на статус мушрифа, который получал право создавать свою халку (звено).

По сообщениям из Ферганской долины, в ходе внутренних дискуссий региональные активисты “Хизб ут-Тахрир” обсуждали теоретическую возможность одновременного захвата власти в нескольких странах в целях воссоздания единого Халифата, однако подобные “радикальные разговоры”, о которых сообщают источники в Коканде, Андижане и Намангане, носили теоретический характер и не подкреплялись практической деятельностью (например, закупкой оружия, боевой подготовкой и т.п.). Тем не менее, в 1998 году в Намангане и Андижане в исламской среде нередко можно было услышать мнение о “Хизб ут-Тахрир” как о радикальной исламской организации, намного более опасной для узбекских властей чем т.н. “ваххабиты”.

Печатные издания “Хизб ут-Тахрир” на узбекском языке получили хождение в исламской среде в Ташкенте и в Ферганской долине начиная с 1996 года. Среди распространявшихся материалов были переводные религиозно-политические брошюры арабских авторов4 и несколько номеров выходящего в Иордании журнала “Аль-Ваъи”, также переведенные с арабского на узбекский язык5.

С мая 1998 года активисты “Хизб ут-Тахрир” начали распространять написанные от имени этой организации листовки, содержащие критические оценки правящего в Узбекистане режима и призывы к созданию исламского государства. По данным следственных органов МВД РУ, такие листовки, в частности, распространялись в Ташкенте (в Старом городе и на Ипподроме) и в Намангане. В июне образцы этих листовок попали в руки узбекских правоохранительных органов

9 июля 1998 года в Ташкенте был арестован Мусаджанов Гулямсобир Насырович, 1958 года рождения, руководитель филиала одного из небольших частных магазинов в Старом городе, отец шестерых детей. Мусаджанов, ранее известный как один из сторонников преследуемого властями имама Обидхона-кори Назарова, был обвинен в хранении наркотиков и оружия (ст.248 и 276 УК РУ)6. Позднее ему были предъявлены обвинения в посягательстве в интересах организованной группы на конституционный строй (ст.159 ч.3 п.“б”) и организации деятельности запрещенных общественных объединений (ст.216). По материалам суда вина Мусаджанова состояла в контактах с гражданином Иордании, членом организации “Хизб ут-Тахрир”, с которым подсудимый “вступил в сговор” с целью создания филиала этой организации в Узбекистане. Для организации филиала “Хизб ут-Тахрир”, выступающей за построение исламского государства, гражданин Иордании передавал подсудимому деньги и литературу (некоторые издания были обнаружены при обыске). 19 октября 1998 года Юнусобадский районный суд г.Ташкента приговорил Мусаджанова к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества7. По непроверенным данным, осужденный был одной из заметных фигур в ташкентской организации “Хизб ут-Тахрир”.

В августе-ноябре 1998 года были арестованы еще не менее 15 активистов ташкентской организации “Хизб ут-Тахрир”.  

Массовые аресты членов “Хизб ут-Тахрир” в Ташкенте в были проведены в период со 2 января по 10 февраля 1999 года. Согласно одному из источников в столице Узбекистана, к середине февраля 1999 года число находящихся под арестом членов “Хизб ут-Тахрир” превысило 80 чел. и, возможно, достигало 100. Другой источник сообщал о более 60 арестованных в Ташкенте к середине февраля, а к концу марта, по тем же данным, эта цифра возросла более чем до 80 чел. Аресты производились, в основном, в Шайхантахурском, Акмал-Икрамовском и Сабир-Рахимовском районах города.

10 февраля 1999 года в Акмал-Икрамовском районном суде г.Ташкента под председательством судьи Умарали Баймурадова начался судебный процесс над тремя лицами, предположительно являвшимися членами “Хизб ут-Тахрир”. Как и в других аналогичных случаях, помимо участия в деятельности незаконной религиозной организации, фигурировали обвинения в хранении наркотиков и оружия, вероятно, подброшенных сотрудниками правоохранительных органов. Подсудимые полностью отрицали свою вину, объясняя признательные показания на следствии применением к ним мер физического воздействия. По свидетельству очевидцев, значительную часть времени судья уделял не конкретным эпизодам, а общим рассуждениям о вреде … “ваххабизма”! 15 марта 1999 года был вынесен приговор. По информации правозащитника Михаила Ардзинова,

Умаров Фахриддин, арестованный 8 сентября 1998 года, был признан виновным по ст.216, 248 ч.1 и 276 ч.1 УК РУ, осужден на 8 лет лишения свободы.

Мирзаахмедов Мирахмир8, арестованный 2 ноября 1998 года, был признан виновным по ст. 248 ч.1 и 276 ч.1 УК РУ, осужден на 5 лет лишения свободы.

Рахматов Мухаммад, арестованный 29 сентября 1998 года, был признан виновным по ст. 248 ч.1 и 216 УК РУ, осужден на 4 года лишения свободы.

В конце 1998 – начале 1999 года несколько человек, подозреваемых в причастности к “Хизб ут-Тахрир”, были арестованы в Андижане, Коканде и Намангане. В Коканде число арестованных один из источников оценивает в 7 чел. По неподтвержденным сведениям, в декабре 1998 г. в г.Кувасае Ферганской области были задержаны около 20 “халифатистов” (информация об их дальнейшей судьбе отсутствует).

В Андижане, по некоторым данным, в начале февраля 1999 года по обвинению в антиконституционной деятельности были осуждены трое членов “Хизб ут-Тахрир”, признавших свою принадлежность к этой организации. Неофициальные источники сообщают о быстром росте популярности “Хизб ут-Тахрир” в Андижане начиная с осени 1998 года.

По сообщению российского журналиста Николая Митрохина, в Бухаре в начале 1999 г. был задержан член “Хизб ут-Тахрир”, пытавшийся распространявший переведенную с арабского на узбекский язык брошюру этой организации. Задержанный был освобожден после “профилактической беседы” с сотрудниками Службы национальной безопасности. Во время “беседы” в СНБ он утверждал, что главой нового халифата станет 70-летний араб по имени Закир (или Забир)9, или назначенный им другой халиф из числа арабов.

В узбекских СМИ “Хизб ут-Тахрир” не упоминалась до февраля 1999 года.

В начале февраля 1999 г. президент Узбекистана Ислам Каримов в интервью корреспонденту газеты “Туркистон” впервые публично изложил официальную позицию в отношении “Хизб ут-Тахрир”:

“В отдельных исламских государствах существуют определенные организации, поставившие своей целью восстановление средневекового мусульманского халифата. Они обладают большими средствами и возможностями идеологического влияния. Естественно, ныне невозможно восстановить ту реальность, которая существовала четырнадцать веков назад. Однако их стремления заключаются в том, чтобы на основе политизации исламской религии взять власть в свои руки, установить свое господство, образовав единое идеологическое пространство. По их мнению, между государствами, где проживают мусульмане, не должно быть никаких административных границ, и все эти государства должны управляться из единого халифатского центра.

Среди этих сил своей особой активностью отличается организация “Хезби тахрири исломия”. Её представители пытаются вести в нашей стране скрытую, тайную деятельность. Они стремятся увлечь в свои сети в основном еще незрелую, неопытную молодежь, различными путями воздействовать на умы, не жалеют никаких средств для того, чтобы превратить эту молодежь в заклятых врагов своего народа. Естественно, мы не можем допустить и не допустим подобных враждебных происков”10.

После совершенных 16 февраля террористических актов в Ташкенте другие официальные лица стали упоминать эту организацию в своих публичных выступлениях - наряду с такими привычными “врагами государства” как “ваххабиты” и “исламские фундаменталисты”. Например, глава СНБ РУ Иноятов, выступая по национальному ТВ на следующий день после взрывов в Ташкенте, заявил: “В течение одного месяца мы найдем преступников – всех террористов, “ваххабитов”, фундаменталистов, “хизби тахрир”.

Вслед за этим заявлением последовали новые аресты. Известны фамилии 6 человек, арестованных в Ташкенте во второй половине февраля 1999 года по подозрению в причастности к “Хизб ут-Тахрир”. Это:

Курбанов Абдулазиз, 1970 года рождения, образование среднее, арестован 28 февраля 1999 года, предъявлено обвинение по ст. 248, 276 УК РУ.

Негматов Юсуп, 1968 года рождения, арестован 19 февраля 1999 года, проживал Шайхантахурском районе г.Ташкента.

Очилов Шухрат, 1972 года рождения, арестован 26 февраля 1999 года.

Рахматуллаев Уткур, 1970 года рождения, арестован 26 февраля 1999 года, проживал в Шайхантахурском районе г.Ташкента.

Шарахметов Шамахмуд, 1974 года рождения, арестован 26 февраля 1999 года, проживал в Сабир-Рахимовском районе г.Ташкента по адресу ул.Бахмал, д.38.

20 февраля 1999 года в Ташкенте при обыске в доме находящегося в розыске имама Обидхона-кори Назарова сотрудники милиции подбросили листовку “Хизб ут-Тахрир”, которую его жена Миннура Насритдинова тут же порвала. На следующий день она была задержана в здании ОВД Сабир-Рахимовского района г.Ташкента, однако под давлением правозащитных организаций узбекские власти вынуждены были отказаться от возбуждения уголовного дела и ограничились административным арестом.

В марте 1999 года массовый характер приняли задержания членов “Хизб ут-Тахрир” в Наманганской и Андижанской областях. Число арестованных в г.Намангане превысило 20 человек. Среди них были, в частности, Нурматов Акмал, 1970 года рождения, проживавший в массиве Гузал;  Зокиров Акмал,1971 года рождения и другие.

В апреле 1999 года в Минбулакском районе Наманганской области по ст.159 ч.1 (посягательство на конституционный строй) УК РУ был осужден Яминов Мамат, работавший учителем в районном лицее им.Ш.Рашидова. Его отец Нурмухаммед Яминов, 1938 года рождения, был объявлен в розыск по подозрению в совершении аналогичного преступления.

В апреле 1999 года в Маргилане завершился судебный процесс над 6 членами “Хизб ут-Тахрир”, признанными виновными по ст.159 ч.1 УК РУ. Это:

Зокиров Шухрат, Улмасов Ботир, Акрамов Музаффархон, Мадумаров Абдулахад, Юсупов Усмон и Исакхужаев Носир (1970 года рождения).

30 апреля 1999 года по Наманганскому ТВ транслировалась большая передача, в ходе которой выступили с покаяниями несколько находящихся под стражей членов наманганской организации “Хизб ут-Тахрир”, включая ее руководителя Нурматова Акмалхона. Согласно официальному сообщению, всем арестованным было предъявлено обвинение по ст.159 УК РУ. По сообщению очевидцев, на лицах некоторых из “участников передачи” были видны синяки, что, вероятно, свидетельствует о широко практикуемом в Узбекистане избиении подследственных сотрудниками правоохранительных органов.

В г.Фергане до конца марта 1999 года были арестованы Кодиров Муродил, 1968 года рождения, и Хайдаров Ойбек, 1971 года рождения. По неподтвержденным данным, новые аресты имели место также в г.Коканде.

23 марта прокуратура г.Ташкента утвердила 82-страничное обвинительное заключение в отношении 12 членов ташкентской организации “Хизб ут-Тахрир”. По неофициальным данным все подследственные признали свое членство в “Хизб ут-Тахрир” и стремление к созданию в Узбекистане исламского государства. Им были предъявлены обвинения по ст. 159 ч.3 УК РУ (антиконституционная деятельность) и 216 (участие в деятельности запрещенной организации), некоторых обвинили также по ст. 248 и 276 в незаконном хранении наркотиков (менее 1 грамма) и оружия, которые, в соответствие с существующей в Узбекистане практикой, предположительно, были подброшены им работниками правоохранительных органов. При обысках у подследственных были изъяты печатные издания “Хизб ут-Тахрир”, включая устав этой организации, которые впоследствии использовались на суде в качестве вещественных доказательств.

Рассмотрение уголовного дела в отношении этой группы членов “Хизб ут-Тахрир” происходило с 5 апреля по 14 мая 1999 г. в Ташкентском городском суде под председательством судьи Мансура Ахмаджанова, при участии прокурора Бобура Абдусалямова (заместителя прокурора Акмал-Икрамовского района г.Ташкента).

По сообщениям узбекских правозащитников, одной из главных фигур среди подсудимых был Абдурауф Зупаров, выпускник ташкентского института международных отношений, специализировавшийся на изучении английского языка. В 1995 г., будучи студентом, он начал посещать мечеть, с 1996 г. стал активно участвовать в религиозной жизни. В 1997 году вступил в “Хизб ут-Тахрир”, где вскоре получил ранг накыба. Зупаров координировал партийную работу в одном из четырех “районов”, на которые был разбит Ташкент. Кроме того, он непосредственно руководил тремя халка (звеньями) общей численностью до 12 чел. и выполнял обязанности казначея городской организации, выдавая расписки за сданные пожертвования. Общее число членов “Хизб ут-Тахрир” в его “районе” составляло около 130 чел. причем, как следует из материалов судебных слушаний, правоохранительным органам Узбекистана удалось изъять их списки.

Среди контактов Зупарова были и приезжавшие в Узбекистан граждане Афганистана.

В качестве неофициального офиса “Хизб ут-Тахрир” использовалась одна из квартир в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента. Члены организации использовали приобретенные на партийные средства личные автомобили и аппарат сотовой связи, которые были изъяты правоохранительными органами.

Зупаров подтвердил на суде, что при задержании в его автомобиле были обнаружены принадлежащие ему книги, журналы и листовки “Хизб ут-Тахрир”, но заявил, что изъятые одновременно боевая граната и наркотики (менее 1 грамма) были ему подброшены. Первая экспертиза на содержание в крови наркотических веществ дала отрицательный результат, вторая – положительный. Гранаты, изъятые у него и других подсудимых, не изучалась экспертами и вообще не были предъявлены суду, так как, согласно документам, были уничтожены. Не изучался и вопрос об источниках получения изъятого оружия и наркотиков.

На суде все обвиняемые отрицали свою вину в хранении наркотиков и гранат, трое или четверо подсудимых (включая Зупарова)11 частично признали вину по ст.216 и 159. Обвиняемые активно отстаивали свою позицию, в частности, успешно дискутировали с экспертами государственного Совета по делам религий по вопросам соответствия программных положений “Хизб ут-Тахрир” каноническим исламским нормам. Вероятно, чтобы ослабить моральный дух подсудимых, в ходе процесса их нередко оставляли не только без завтраков, но и без обедов.

Судебные слушания носили открытый характер, хотя и сопровождались повышенными мерами безопасности12. На процессе постоянно присутствовали от 100 до 150 чел., включая родственников и друзей подсудимых, представителей правозащитных организаций. Единственный инцидент имел место 9 апреля 1999 г., когда судья отдал распоряжение не допускать в зал двух местных правозащитников (М.Адрзинова, М.Касимову) и корреспондента БИ-БИ-СИ, однако после подачи письменного протеста на имя председателя городского суда запрет был отменен.

14 мая 1999 г. был оглашен приговор13.

Абдурахманов Ахрар, 1971 года рождения, арестованный 15 октября 1998 года14, женатый, имеющий трех детей, проживавший по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, ул. Зорканар, д.1, кв.43, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 9 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Гулямов Абдували, 1975 года рождения, арестованный 29 сентября 1998 года15, женатый, имеющий двух детей, проживавщий по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, проезд Хазарабад, д.75, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 9 годам, по ст.276 ч.2 УК РУ - к 4 годам, по ст.248 ч.1 УК РУ – к 5 годам, всего - к 18 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Джураев Бекзод, 1975 года рождения, арестованный 6 августа 1998 года, проживавший по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, массив Ак-Тепа, д.7, кв.21, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 8(?) годам16, по ст.276 ч.2 п.“а” УК РУ - к 4 годам, по ст.248 ч.1 УК РУ – к 5 годам, всего - к 18 годам лишения свободы, в том числе к 5 годам на тюремном режиме17, остальные – в колонии общего режима.

Зупаров Абдурауф18, 1976 года рождения19, холостой, детей не имеющий, арестованный 13 сентября 1998 года20, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 8 годам, по ст.276 ч.2 п.“а” УК РУ - к 4 годам, по ст.248 ч.1 УК РУ – к 4 годам, всего - к 16 годам лишения свободы, в том числе к 5 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Ильясов Шоазиз, 1968 года рождения21, арестованный 26 августа 1998 года22, женатый, имеющий 4 детей, проживавший по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, ул. 2 Курганти, д.11; тел. 43-38-10, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 10 годам, по ст.276 ч.2 УК РУ - к 4 годам, по ст.248 ч.1 УК РУ – к 5 годам, всего - к 19 годам лишения свободы, в том числе к 5 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Иноятов Абдуазиз, 1975 года рождения, арестованный 20 октября 1998 года23, проживавший по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, ул.Бенгод, д.22, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“а” УК РУ - к 8 годам, по ст.276 ч.2 УК РУ - к 4 годам, всего - к 12 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Исламов Хайрулла, 1970 года рождения, арестованный 19 августа 1998 года24, женатый, имеющий одного ребенка, проживавщий по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, массив Ак-Тепа, д.26, кв.7, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 10 годам, по ст.276 ч.2 п.“б” УК РУ - к 4 годам, по ст.248 ч.1 УК РУ – к 5 годам, всего - к 19 годам лишения свободы, в том числе к 5 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Максудов Нозим, 1971 года рождения, арестованный 23 октября 1998 года25, проживавший по адресу: г.Ташкент, Чиланзарский район, ул.Тахир, д.66, был признан виновным и приговорен по ст.276 ч.2 УК РУ - к 3 годам, по ст.216 УК РУ – к 4 годам, всего - к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима, с применением амнистии срок сокращен на 25% - до 4,5 лет.

Мирсамадов Асадулло, 1975 года рождения, арестованный 12 октября 1998 года, проживавший по адресу: г.Ташкент, ул.Самарканд-дарбаза, проезд Термез, д.49, был признан виновным и приговорен по ст.216 УК РУ - к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима, с применением амнистии срок сокращен на 50% - до 2 лет26.

Садиков Файзулла, 1973 года рождения, арестованный 22 октября 1998 года27, женатый, имеющий одного ребенка, проживавший по адресу г.Ташкент, Акмал-Икрамовский район, проезд 8 Дадал, д.23, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 9 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Саттаров Абдусалям, 1970 года рождения28, арестованный 20 октября 1998 года29, студент 5-го курса Ташкентского медицинского института, холостой, проживавший по адресу: г.Ташкент,  Шайхантахурский район, ул.Сузук-ата, д.7, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 9 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Таджиходжаев Таджиддин30, 1975 года рождения, арестованный 12 октября 1998 года31, женатый, имеющий одного ребенка, проживавший по адресу: г.Ташкент, Шайхантахурский район, ул.Алимжана Халикова, д.16, был признан виновным и приговорен по ст.159 ч.3 п.“б” УК РУ - к 8 годам, по ст.276 ч.2 п.“а” УК РУ - к 4 годам, всего - к 10 годам лишения свободы, в том числе к 4 годам на тюремном режиме, остальные – в колонии общего режима.

Правозащитные организации отмечают неоправданную на их взгляд жестокость приговора: хотя суд и определил меру наказания несколько меньше той, которую предлагало обвинение, к подсудимым не было применено правило погашения меньшего наказания большим, хотя сфабрикованный характер обвинения по ст.248 и 276 представляется достаточно очевидным.

21 апреля 1999 г. в правительственной газете “Народное слово” была опубликована пространная статья А.Маткулова “Ислам – религия мира и дружбы”, в которой давалась политико-правовая оценка деятельности “Хизб ут-Тахрир”, отражающая точку зрения узбекских правоохранительных органов:

“На пути осуществления своих гнусных целей они стараются воздействовать разными путями на наш простой народ… Разбушевавшееся миссионерское движение привело к угрозе возникновения межрелигиозных и межнациональных конфликтов… Литература организации “Хизбут-Тахрир” пропагандирует политизированный ислам, способствует разжиганию религиозного фанатизма: призывает к гражданскому неповиновению, содержит конкретные рекомендации по достижению главной цели – изменению существующего конституционного строя… Они злобно распространяют клеветнические измышления, стараются внести раздор среди народа. Поэтому мы должны раскрыть их гнусные планы и дать им жесткий отпор”.

Во второй половине апреля 1999 г. судебные процессы над членами “Хизб ут-Тахрир” начались в районных судах г.Ташкента. Согласно одному из источников, первоначально уголовные дела в отношении членов этой организации рассматривались в судах трех, а к 1 мая 1999 г. – в шести из 11 районов города (в том числе в Чиланзарском, Акмал-Икрамовском, Шайхантахурском и Юнусабадском районах). Число подсудимых по каждому из этих процессов обычно составляет от 1 до 3 человек, приговор выносится по ст.159, 216, 248 и 276 УК РУ.

Так, 13 мая Сабир-Рахимовский районный суд приговорил членов “Хизб ут-Тахрир” Абдуллу Гафурова и Рахмана Мухамадашева по ст.159 УК РУ к 4,5 года лишения свободы каждого. В качестве вещественных доказательств на суде были использованы изъятые правоохранительными органами листовки и печатные издания “Хизб ут-Тахрир”. 17 мая в Мирабадском районном суде начнется рассмотрение дела в отношении двух братьев этих осужденных. В тот же день Сабир-Рахимовский районный суд начнет рассмотрение обвинения в отношении члена “Хизб ут-Тахрир” Тошходжаева32.

Вероятно, предстанет перед судом и Рахимов Бегжан, 1975 года рождения, проживавший в г.Ташкенте, который в апреле 1999 года допрашивался в качестве свидетеля в ходе рассмотрения в Ташкентском городском суде дела в в отношении 12 активистов “Хизб ут-Тахрир”.

Правоохранительные органы Узбекистана объявили розыск трех руководителей Ташкентской городской организации “Хизб ут-Тахрир”: Мирзаджанова Шарипа, Саидаминова Неъмана и Насырова Д.М.

14 мая 1999 года первый приговор в отношении членов “Хизб ут-Тахрир” был вынесен в Наманганском городском суде (судья Эранов). Подсудимые были признаны виновными по ст.159 и другим статья УК РУ и приговорены: Хусейнов – к 13 годам лишения свободы, Отоджанов – к 12 годам, Махмудов Алишер – к 16 годам. Дело в отношении еще одного подсудимого - Махмудова – было направлено на доследование33.

Многочисленные процессы над членами “Хизб ут-Тахрир”, вероятно, продлятся до начала июля 1999 г.

Исполнительный директор
Информационного центра
по правам человека в Центральной Азии                    Виталий Пономарев

15.05.1999.