"Демократия, свобода, права человека"


(Эфир "Радио России" 14 марта 2000 г.)

ВЕДУЩАЯ: У микрофона Татьяна Касаткина. Здравствуйте!

Интеллигенция в современном обществе - тема нашей передачи сегодня.

"Интеллигенция - это умный, понимающий, знающий, мыслящий общественный слой людей, профессионально занимающихся творческим трудом, развитием и распространением культуры". Такое определение интеллигенции дал в 60-е годы 19 века известный писатель Петр Боборыкин.

Какова же роль интеллигенции сегодня в российском обществе? Об этом я беседую с критиком, историком искусств Василием Кисунько.

КИСУНЬКО: Что же такое интеллигенция на Руси? Это были врачи, это были учителя, это узкая прослойка, которая называется сегодня творческой интеллигенцией. Все-таки, прежде всего, интеллигенцией считались люди, которые служат. Они как служащие, которые служат обществу, народу, некой цели, идеалу. Наверное, очень любопытно размышлять, скажем, по русской литературе: какой образ интеллигента наиболее значим.

Вот для меня, это Тяпушкин, учитель, у очень любимого мною Глеба Успенского из очерка "Выпрямила". Живет он в какой-то дыре, снимает комнату; измываются над ним по-страшному, зарплату ему не платят, дров купить не на что, кругом клопы и хамство. Окружающие не очень понимают, вообще, зачем он нужен. И он попадает в Париж, в Лувр, где рыдает перед Венерой Милосской. (Ситуация, когда вся мыслящая Россия переживает чудовищные слова Ивана Сергеевича Тургенева, который взял и сказал, что "Венера Милосская не сомненнее, чем принципы 89-го года". Имеются в виду принципы французской революции.) Вот она-то его и выпрямила.

Затем он выносит вердикт, который для меня очень дорог. "Все мы на одной линии: и я, замызганный, замордованный, и Венера, и принципы 89-го года".

Вот для меня это интеллигенция. Человек, для которого и он сам, несмотря на весь ужас своего положения, и высочайшие принципы (в конце концов, это принципы демократии), и высочайшие творения культуры - все это на одной линии. Вот там, где есть эта одна линия, там есть интеллигенция. Где эта линия нарушена, там кризис, там беда.

ВЕДУЩАЯ: Как можно сейчас определить интеллигенцию в России? Кого бы Вы все-таки отнесли к интеллигенции, и возможна ли какая-то её роль в России? Ведь это люди особые, это те самые люди, которые должны вести за собой, быть некими маяками. Все-таки всегда мы на кого-то ориентировались.

КИСУНЬКО: А на кого мы ориентировались?

ВЕДУЩАЯ: Очевидно, в разное время по-разному ориентировались. Скажем, в недалеком прошлом это был Сахаров. Это интеллигент, да?

КИСУНЬКО: Да, безусловно. Интеллигенция была прослойкой между рабочим классом..., а там кто был, с другой стороны? То ли буржуазия, то ли крестьянство? Вообще, где ей быть, этой прослойке, на сегодня? "Все смешалось в доме Облонских".

У нас идет сейчас расслоение: что-то такое подмерзло вокруг, что-то, наоборот, плещется, даже с подогревом, а посреди цветочек такой болтается. Боюсь, что это сегодня и есть интеллигенция, потому что то, что происходит сейчас, это очень серьезно, очень тревожно.

И я иногда задумываюсь о вещах совершенно безобразных (я заранее прошу прощения за них). Можно, например, вспомнить о систематичной невыплате жалования врачам, учителям. А можно, я вспомню еще одно понятие, которое в России всегда имело очень высокий смысл? Военная интеллигенция. Когда-то она была, действительно, одним из замечательнейших явлений именно нашей российской жизни. Так вот, не есть ли такое систематическое держание их на положении Тяпушкина, персонажа Глеба Успенского, в его привычных условиях, - не есть ли это сознательная политика? "Сознательная" - это не значит, что кто-то взял, составил заговор и его последовательно осуществляет. Не есть ли это какой-то социальный инстинкт, я даже не берусь говорить, кого: власти, тех, кто "заказывает музыку", тех, кто "пляшет под эту музыку". Потому что, с определенной точки зрения, наверное, выгодно, чтобы сегодня то, что традиционно считалось интеллигенцией, интеллигенцией не называлось. Зато можно при желании собрать какой-нибудь "конгресс интеллигенции", где будут мелькать те же самые лица, к которым мы привыкли и на "жующих тусовках" перестроечных времен, и на парламентских подиумах -самопоказах политической моды иных времен и ситуаций.

И для меня это очень серьезная проблема, как и проблема: как могла страна, где в течение стольких десятилетий говорилось о победе рабочего класса, оказаться без реальной партии трудящихся, без самосознания трудящихся. Ведь, вовсе не играя в старомодность, употребляю я те слова, которые (если перестать их идеологически опошлять) имеют очень реальный смысл.

Мне кажется, то, что происходит и произошло сейчас, это, во-первых, тотальный распад того, что традиционно считалось у нас интеллигенцией. Она все равно возродилась. Она, в конце концов, волокла на себе все, что касается образования, воспитания, культуры, не на уровне и при помощи шоу-бизнеса и прочих звезд, а на повседневном уровне.

За последующие десятилетия послереволюционного и репрессивного истребления интеллигенции, мне кажется, произошло нечто гораздо более страшное. Ведь проблема уже не в сословии и в прослойке, а в том, что, извините, вы идете в поликлинику и не знаете, к кому вы попадете. Вы отдаете своего ребенка в школу и не знаете, что ему при этом скажут. Вот, например, цитата из речи учительницы астрономии в школе: "Вы, ребята, все, конечно, знаете, что планеты в мировом пространстве взад назад крутятся".

Сегодняшняя ситуация тотального "омассовления" фактически, на первый взгляд, вообще отменила представление о той интеллигенции, которая была. Потому что на самом деле круг истории все равно ровен. И мы видим как бы две крайности. Один такой "экс", с кафедры вещающий интеллигент-назначенец, которого официально объявили "совестью нации", - он в ответ, пошаркав старческой ножкой, сказал, что надо власть любить, поддерживать. И вообще, даже сделал изумительное "открытие", что главный завет Пушкина - это сотрудничество с властью. Я однажды такое услышал с телеэкрана - у меня тик до сих пор.

Другая крайность - это мы, блин-интелихенты, игры масс-медиа. Потому что интеллигентность - это профессионализм, и это безусловно, но очень часто статус интеллигенции, интеллигента, присваивало себе профессиональное краснобайство, профессионализировавшаяся болтовня об интеллигенции. Настоящий же труд, профессионализм, внутреннее чувство ответственности - это всегда было очень важно. И это то, что я, по крайней мере, причисляю к интеллигенции. Ведь она никогда не искала милости, не клянчила, а достойно и профессионально делала свое дело.

Я особенно хочу подчеркнуть чувство внутреннего достоинства и внутренней ответственности.

Время от времени, особенно сегодня, когда щеголять своей "интеллигентностью" с телеэкрана стало очень модно, они с придыханием говорят, "мы - интеллигенция и т.д....". И выступают они от имени ближней "тусовки", которая уже не ест, как прежде, на всевозможных банкетах, а видимо, усердно предается патриотизму и размышлениям о духовности...

Так что еще раз я хочу сказать. В том, в чем часто обвиняли интеллигенцию, обвиняли ведь не интеллигенцию, а накипь. Мне кажется, что сегодня то, что называется интеллигентностью, сменилось понятием "тусовочности". Симулировать нынче можно все, включая то высокое качество, о котором Вы сказали.

ВЕДУЩАЯ: В 90-е годы у нас была перестройка. Я помню митинги, демонстрации, обращения; согласитесь, все-таки там была интеллигенция.

КИСУНЬКО: Конечно, особенно, когда надо для интеллигенции "пилюлю подсластить", говорят: "Вы это сделали". Теперь после этого люди втягивают голову в плечи, а народ ищет ближайший булыжник, чтобы в эту самую интеллигенцию запустить.

ВЕДУЩАЯ: Сейчас в России происходят тяжелые события. Так почему сейчас мы не слышим никого из интеллигенции? Не тех, кто так называет сам себя, а кто, действительно, ей является.

КИСУНЬКО: Во-первых, какая интеллигенция, когда составляли основную часть этих митинговых…

ВЕДУЩАЯ: Я к интеллигенции относила и Сахарова.

КИСУНЬКО: Кто составлял эту толпу интеллигентов?

ВЕДУЩАЯ: Были научные сотрудники.

КИСУНЬКО: Но это были научные сотрудники из очень крепких НИИ, очень крепких институтов, люди, которые были полны профессионального достоинства, которые знали свое дело и понимали, что они это делают на мировом уровне, а иногда и забегая вперед. Это люди, у которых была настоящая корпоративная солидарность профессионалов. И, позвольте Вам заметить, что в основном эти люди жаждали перемен. Они видели, что та сложившаяся система тормозит развитие страны, тормозит реализацию их собственных дел. Это люди, которые были едины в желании делать.

Но сегодня этих людей нет. Во-первых, сегодня нет подавляющего большинства этих коллективов. Ведь они в значительной мере раскассированы. Во-вторых, самое страшное и самое разлагающее для человека интеллигентной профессии, то есть умственного труда, - это разложение испытанием безделья. Люди, которые ходили на митинги тогда, между прочим, устали от этой позднесоветской симуляции деятельности, от того тотального контроля. Ведь тогда человек, ощущающий себя профессионалом и в то же время ощущающий над собой многоэтажную надстройку, вместо того, чтобы сразу двинуть свою идею, свои изобретения и быть востребованным, он должен был все эти бюрократические рогатки пробивать. То есть это была тоска людей по востребованности своего профессионального достоинства. Люди, выходившие тогда на эти митинги, по существу должны были стать важнейшей составляющей того нового общества, которого все тогда дружно хотели.

Между прочим, что такое буржуазное общество? Это, прежде всего, активная личность. До возникновения буржуазного общества, личности в ее сегодняшнем понимании просто не существовало. Это были люди, действительно, ощутившие себя личностями, которые готовы были профессионально работать. Если бы им сказали, что они будут торговать не на рынке, а собой на международном рынке интеллигентного труда, я убежден, что подавляющее большинство людей тогда и мыслить об этом не могло.

Значит, давайте разбираться: как, каким образом создалась ситуация, что развитие пошло в направлении абсолютно ином.

За что сегодня пойдут кричать эти люди? Их в течение всех этих лет испытывали безденежьем, нищетой. Между прочим, если человек профессионален, он прекрасно понимает, что если он перестал работать, он как профессионал "закисает". Ведь те, кто тогда принимал решения, на заре перестройки в целях экономии для институтов сократили подписку даже на научные журналы, а личную подписку на зарубежную прессу вообще прикрыли. Вроде бы такая мелочь, правильно? Но ведь даже при Сталине на такую крутую меру не шли. Да, были жуткие препоны, вы не могли подписать зарубежные журналы, но, по крайней мере, профессиональную библиотеку вы получали.

Заметьте, я сейчас затронул, казалось бы, совершенно частную вещь. Но ведь за этим стоит нечто очень серьезное. Ведь интеллигенция, если хотите, это как грибница, на которой всё произрастает. Я имею в виду интеллектуальный потенциал, духовную жизнь, в конце концов, право народа на нерушимость этой "грибницы". А получилось так, что ее сначала объявили "гнилой" и "посрезали" всё, что показалось гнилым. Потом объявили "буржуазной", "продажной", наоборот, - "родимой", объявили и "солью земли". Потом взяли пластмассовых грибов, навтыкали туда, в зияющие пустоты, а затем учинили такую хорошую засуху. И после рассуждают с удивлением о том, что ничего не растет.

ВЕДУЩАЯ: Если тогда интеллигенция еще играла большую роль, то сейчас она уже такой роли не играет.

КИСУНЬКО: Так она и не может играть, потому что ее в том виде, в каком она была, безусловно, нет. Это очень "добрая", старая традиция - свести все к тому, чтобы люди, экономически задавленные, дальше экономических требований и не ходили. Я не готов отвечать на вопрос: политика это или нет. Но у меня иногда ощущение такое, что это одна из политических тенденций, а тем самым и одна из социальных тенденций: таким вот образом изменить облик культуры, повернуть традиции.

ВЕДУЩАЯ: Свою точку зрения на современную интеллигенцию высказал критик, историк искусств Василий Кисунько. Передача подготовлена совместно с Институтом прав человека.

Эту тему мы продолжим в наших следующих передачах. Пишите нам по адресу: 125040, Москва, Радио России.

 

Прочитать наши передачи вы можете в "Интернете" по адресу: www.memo.ru.

До свидания, до новых встреч.