ПРАВОЗАЩИТА 
Правозащита / Миграция и Право / О программе /
 
О программе
Пункты юридической помощи
Отчеты о работе сети
Книги, доклады, статьи
Контакты
 
 
 
О программе

О сети "Миграция и Право"

                                                                             Новости Сети    Сайт Сети

                             Смотреть презентацию о Программе

Цели и задачи Сети

Как работает Сеть "Миграция и Право"

Координационный центр

Семинары и иная работа Сети

Партнеры Сети "Миграция и Право"

Отношения с государственными структурами

Публикации

Программа действует при поддержке

 

Сеть "Миграция и Право" правовой помощи вынужденным мигрантам была основана в 1996 г. Это одна из программ Правозащитного Центра "Мемориал", имеющего большой опыт в области защиты прав человека в России.
В настоящее время (начало 2009г.) Сеть "Миграция и Право" охватывает 41 регион России, в которых проживает в общей сложности более 80% всех вынужденных мигрантов. Общее число пунктов Сети 50, из них четыре находятся в Чеченской Республике, по три – в Ростовской области и Краснодарском крае, по два в Дагестане, Воронежской области и Ставропольском крае. В первую очередь мы стараемся обеспечить правовой помощью регионы, граничащие с территориями, ставшими постоянным источником миграции. В нашей Сети работают профессиональные юристы, в том числе, имеющие большой опыт адвокаты.

Координационный Центр Сети находится в Москве.

Руководитель Сети – член Совета Правозащитного Центра "Мемориал" Светлана Алексеевна Ганнушкина.

В 2004г. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) наградило Правозащитный центр "Мемориал" самой престижной в области защиты прав беженцев премией Нансена.

Цели и задачи Сети
Непосредственная задача Сети – защита прав и законных интересов вынужденных мигрантов – оказание им бесплатной консультативной помощи, составление для них юридических документов, поддержка в административных органах и судебных инстанциях. Юридическая помощь в рамках программы оказывается:

  • беженцам и вынужденным переселенцам, имеющим официальный статус;
  • лицам, обратившимся с ходатайством о предоставлении убежища, статуса беженца или вынужденного переселенца;
  • лицам, получившим отказ в предоставлении статуса, рассмотрении ходатайств или приеме документов;
  • лицам, перемещенным внутри страны (ВПЛ): жертвам военных и этнических конфликтов;
  • лицам без гражданства (ЛБГ), в первую очередь, бывшим гражданам СССР;
  • лицам, признанным утратившими статус или лишенным  его;
  • трудовым мигрантам из регионов с тяжелым экономическим положением.

Подробнее смотрите здесь.

Как работает Сеть "Миграция и Право"
Основу Сети составляют региональные пункты. Как правило, они создаются на базе неправительственных организаций, занимающихся проблемами миграции и отстаивающие права беженцев, вынужденных переселенцев и ВПЛ. Список юридических пунктов программы "Миграция и Право" см. на сайте.

 В обязанность каждого пункта входят

  • консультирование - не менее чем 16 часов в неделю. Информация о месте и времени консультаций помещается в местной прессе, в региональных органах миграции, иными способами доводится до сведения мигрантов;
  • помощь в составлении жалоб и заявлений в административные и судебные органы;
  • правовая помощь общественным организациям, обеспечивающим права мигрантов, в первую очередь - переселенческим организациям;
  • непосредственное участие в рассмотрении наиболее важных или сложных дел в судах;
  • выезд в центры временного размещения и компактные поселения мигрантов для  консультирования;
  • проведение совместных с представителями местных официальных структур круглых столов в регионе по вопросам миграции;
  • участие в регулярных семинарах Сети;
  • анализ местных законодательных актов по вопросам миграции, участие в разработке таких актов;
  • ответы на письма мигрантов;
  • работа со СМИ на региональном уровне;
  • представление регулярных отчетов о миграционной ситуации в регионе и о своей работе в Координационный центр;
  • поддержка активистов на местах, привлечение студентов-юристов к работе с мигрантами;
  • внедрение компьютерной интрасети.


Юристами Сети проводится ежегодно:

  • около 20000 консультаций,
  • оказывается помощь в подготовке около 2000 исков, жалоб и заявлений в суд,
  • проводится по 400-500 выездных консультаций в центрах временного размещения и компактного поселения мигрантов,
  • представляют в судах интересы мигрантов - более чем по 1000 дел в год.

Юристы Сети в регионах активно сотрудничают с другими НПО, оказывают им юридическую помощь, взаимодействуют с Уполномоченными по правам человека, привлекая их к решению проблем мигрантов.
Во многих пунктах Сети юристы активно работают со СМИ с целью привлечения внимания к проблемам вынужденной миграции, снижения уровня напряженности по отношению к мигрантам, созданию доброжелательного общественного мнения в отношении проблем мигрантов, освещения проблем нарушения их прав, а также с целью распространения правовых знаний в области миграции.
Региональные пункты отчитываются о своей работе перед Координационным Центром. Отчеты составляются по единой форме и хранятся в соответствующих базах данных. Все пункты связаны между собой через Интернет. Для обмена опытом разработана также база данных по судебным делам, которые ведут юристы региональных пунктов. Эти базы данных находятся на сервере Lotus Domino, расположенном в Москве.

Координационный центр

  • аккумулирует и обобщает всю информацию о работе Сети, включая отчеты региональных пунктов,
  • ведет организационную работу,
  • разрабатывает программы обучающих семинаров, организует их проведение,
  • по итогам семинаров издает сборники и иные пособия,
  • приобретает и снабжает региональные пункты необходимой литературой, а также техническим оборудованием,
  • осуществляет бухгалтерский учет, связанный с работой Сети.

Сотрудники Координационного центра периодически посещают региональные пункты, участвуют в региональных мероприятиях и поддерживает постоянную электронную связь со всеми пунктами Сети.

Центром разработаны и постоянно обновляются базы данных:

  1. Информация о пунктах (адреса, работающие сотрудники, контактные данные, дни и часы приема)
  2. Новости сети
  3. Судебные дела, проводимые юристами Сети
  4. Законодательные и другие правовые акты по проблемам миграции
  5. Ответы ведомств на общезначимые запросы сотрудников Сети
  6. Выступления наших юристов в СМИ, комментарии к правовым актам, доклады, российские и международные документы по вопросам миграции
  7. Информация о семинарах Сети.
  8. Отчеты о работе пунктов. Объем информации на базах постоянно увеличивается.

Каждый пункт имеет клиентскую программу Notes и реплики необходимых баз у себя на локальных компьютерах. С помощью периодической репликации этих баз с сервером Lotus Domino достигается их своевременное обновление.

Кроме того, большая часть информации о работе Сети доступна через Интернет и находится на сайте Сети по этому адресу.

В Сети работают консультанты, юристы высокой квалификации, которые

  • анализируют и обобщают отчеты региональных сотрудников и судебную практику,
  • отвечают на запросы региональных пунктов, участвуют в разработке законодательных предложений по вопросам, затрагивающим права вынужденных мигрантов,
  • составляют заключения о законопроектах или действующих федеральных и региональных актах. Эти заключения доводятся до сведения соответствующих государственных органов, депутатов Государственной Думы, неправительственных организаций и других заинтересованных лиц.


Состав Координационного центра:

Руководитель Сети - Светлана Алексеевна Ганнушкина
Ответственный секретарь Сети - Ирина Анатольевна Золотаревская
Координатор компьютерной сети - Ольга Романовна Попова
Менеджер изданий - Юлия Яковлевна Чардина
Консультант по правовым вопросам  - Маргарита Ефремовна Петросян
Консультант по гражданскому праву - Майя Иосифовна Орлова
Консультант по уголовному праву - Марина Николаевна Морозова
Консультант по вопросам программного обеспечения - Алексей Вячеславович Курбатов
Главный Бухгалтер - Любовь Борисовна Попова

 

Семинары и иная работа Сети

Дважды в год Сеть "Миграция и Право" проводит семинары по проблемам миграционного права, актуальным для России и мирового сообщества в целом. В семинарах участвуют ведущие западные специалисты в области миграционного права, российские юристы, ведущие специалисты министерств и ведомств.

Помимо регулярных обучающих семинаров для юристов, Сеть совместно с БДИПЧ ОБСЕ, УВКБ ООН и Независимым экспертно-правовым советом провела ряд семинаров для адвокатов и судей республик Северного Кавказа. На таких уже прошедших семинарах ставились темы - "Изменения в российском законодательстве. Работа адвокатов в судах", "Возвращение или возмещении утраченного жилья внутриперемещенным лицам", "Противодействие фабрикациям уголовных дел в рамках ведения контр-террористических операций на Северном Кавказе", "Работа защитника с присяжными заседателями", "Организация работы судебных органов в гражданском процессе", "Принцип работы Европейского суда. Практика Европейского Суда – право на собственность", "Судья, как законотворец"  и др. Занятия проводили видные российские ученые юристы и адвокаты.

Сеть также организовала проведение в Москве трех международных семинаров в сотрудничестве с ECRE при поддержке УВКБ ООН для судей, сотрудников миграционных органов и юристов НПО Белоруссии, России и Украины. На семинарах с точки зрения международного права рассматривались "Концепция третьей безопасной страны", "Доступ к процедуре определения статуса беженца", "Национальная безопасность и право на убежище".
В рамках Сети "Миграция и Право" был создан постоянно действующий Консультативный совет. В своей деятельности Совет сосредоточился на постановке принципиальных проблем миграции и выработке механизмов их решения. Начиная с февраля 2006 года, Совет провел в Москве и регионах 14 Круглых столов. Круглые столы проводились совместно с Аппаратом уполномоченного по правам человека в РФ, в регионах – с региональными Уполномоченными по правам человека. К участию в работе Круглых столов привлекались представители властных структур, ФМС России и ее управлений на местах, различных ведомств федерального и регионального уровня, Верховного Суда РФ, ученых, членов НПО, т.е. практически всех структур, работающих в области миграции. Предложения и рекомендации Совета направлялись в органы власти, полномочные решать поставленные проблемы, рассылались в региональные пункты Сети "Миграция и Право" и другие правозащитные организации.
Список семинаров, Круглых столов, программ этих мероприятий и некоторых материалов к ним можно посмотреть на сайте.

Как изменить положение мигрантов

Работа Сети "Миграция и Право" за время своего существования показала, что правовые консультации вместе с юридической поддержкой по отдельным судебным делам (вплоть до высшей инстанции), могут создать положительную судебную практику и этим изменить к лучшему положение мигрантов. Это достигается разными способами.

Один из способоворганизация большого количества однотипных дел, выигранных в судах, привлечение внимания руководства Верховного Суда к проблеме в целом с целью инициировать Постановление Пленума ВС или инструктивного письма соответствующего содержания.
В 1997г. начались выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, бежавшим из Чечни во время первой волны военных действий. У многих из них не оказалось ордеров на жилье, без которых заявления на получение компенсации не принимались. Была организована кампания многочисленных обращений в суды для установления факта владения жильем, а также других фактов, имеющих значение для получения компенсации. После этого мы обратились в Верховный Суд с просьбой, рассматривать эти дела вне очереди в связи с их большой важностью для судеб многих людей. Заместитель председателя ВС Н.Ю. Сергеева разослала письмо, в котором, не покушаясь на независимость судей, рекомендовала судам рассматривать дела этой категории в установленные законом сроки, т.е. в 10-тидневный срок. В ситуации перегруженности судов такая рекомендация означала первоочередное рассмотрение. Кроме того, в связи с военными действиями в Чечне, ВС рекомендовал судам рассматривать такие обращения не по месту нахождения бывшего жилья, где суды не работали, а по месту фактического нахождения заявителя, дабы его право судебной защиты не было нарушено.
После ряда обращений Пленум ВС в 1996г. указал (дело Какулия) судам, что по делам, связанным с отказами в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, бремя доказывания ложится не только на заявителя, как в обычном гражданском процессе, но и на миграционные органы, поскольку часто заявитель в силу своего положения может только представить факты преследования, но не доказать их. Проверка представленных лицом, ищущим убежища, сведений входит в обязанность государственных структур, которые обладают для этого необходимыми возможностями.
Гражданами РФ были признаны граждане СССР, которые постоянно проживали на территории России 6.02.92г. (дата вступления в силу закона о гражданстве). Однако доказательством постоянного проживания долгое время признавалась только регистрация по месту жительства (постоянная прописка), подтвержденная штампом в паспорте. Юристами НПО была организована кампания по установления в судах факта постоянного проживания на территории России на 6.02.92г. Вначале суды вообще отказывались рассматривать такие заявления. Была проведена кампания, увенчавшаяся инструктивным письмом заместителя председателя Верховного Суда, в котором выражена следующая позиция ВС: "дела об установлении названных фактов подведомственны судам обшей юрисдикции, поскольку порождают юридические последствия - признание российского гражданства".

Другой способ состоит в обращении в Верховный Суд или Конституционный Суд в защиту интересов неопределенной группы лиц или конкретного лица, когда принятое высшей судебной властью решение о признании противоречащим и не подлежащим применению правового акта или его части приводит к изменению ситуации в целом, и в дальнейшем аналогичные случаи получают свое решение без обращения в суд.
Так согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 1997г. № 510 компенсацию могли получить только те граждане, в 1994-96гг. безвозвратно покинувшие Чечню, которые встали на учет в миграционных органах, кроме того, в 2001 г. был ограничен срок действия этого постановления. Верховный Суд признал и то, и другое незаконным. Это по данным ФМС дало возможность получить компенсацию дополнительно 21 тыс. семьям. Каждая выплата на семью составила  4000 – 4500 долларов, а общая сумма выплаты в результате двух решений ВС составила сумму порядка 84 млн. долларов.
Определением Конституционного Суда было признано, что практика отказа в постановке на пенсионный учет людей, имеющих только разрешение на временное проживание (а не вид на жительство), не вытекает из законодательства о пенсионном обеспечении. Следовательно, такая практика незаконна, поэтому специального постановления по этому поводу не требуется. Таким образом, отказ КС в вынесенном определении решил проблему.

Большую роль в работе Сети играет использование механизмов Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Особенно эффективным является обращение в ЕСПЧ по правилам 39 и 41 регламента, согласно которым возможно немедленное обращение к правительству страны, на которую подается жалоба, и запрет экстрадиции.
Принятые в 2008г. ЕСПЧ окончательные решения по делам Рябикина и "ивановских" узбеков, признали недопустимыми высылку и выдачу в Узбекистан и Туркменистан как страны, в которых практикуются пытки и дурное обращение с людьми.

Расширение сферы деятельности Сети

До 2007г. Сеть оказывала помощь почти исключительно вынужденным мигрантам. Однако в последние годы в чрезвычайно тяжелом положении оказались трудовые мигранты, которые поставлены в положение рабской зависимости от работодателей и, потому нуждаются в поддержке и защите их прав. Особенно это относится к тем из них, кого вынудило искать работу в России тяжелое экономическое положение, граничащее с опасностью для их жизни и жизни их детей. Таких трудовых мигрантов можно без натяжки также отнести к категории вынужденных. Поэтому наша работа была распространена и на эту категорию.
С пугающей скоростью развивается ксенофобия и растет расизм в обществе, в результате чего положение беженцев и лиц, ищущих убежища, становится не только неопределенным с точки зрения права, но физически опасным. Сеть вынуждена брать на себя поддержку и защиту жертв ксенофобии и преследований со стороны экстремистских групп и зараженных расизмом сотрудников правоохранительных органов, в том числе и защиту потерпевших в уголовных процессах.

Партнеры Сети "Миграция и Право"

Программа "Миграция и Право" существует и успешно развивается благодаря партнерству с другими организациями, занимающимися проблемами миграции.

В первую очередь это Региональное представительство УВКБ ООН в Москве. Именно благодаря финансовой поддержке УВКБ ООН были открыты и оборудованы первые пункты Сети. УВКБ ООН продолжает финансирование 24 консультативных пунктов и частично Координационный центр в Москве. Помимо финансирования, УВКБ ООН оказывает ценную методическую и организационную помощь, позволяющую нам следить за общемировой практикой применения Конвенции о статусе беженца и поддерживать контакты с аналогичными Сети  организациями в других странах. Мы надеемся, что плодотворное сотрудничество с УВКБ ООН продолжится и укрепится в будущем.

В 1997 году в осуществлении проекта по программе TACIS Сеть стала партнером ECRE и его правовой сети ELENA, объединяющей юристов, специализирующихся в области оказания правовой помощи беженцам. Нам чрезвычайно ценно сотрудничество с ECRE/ELENA, благодаря огромному опыту, накопленному этой международной организацией, помогающей нам в проведении обучающих семинаров для российских юристов, в анализе международной ситуации, развитии права и литературе в области миграции. Мы предполагаем активизировать участие юристов Сети в деятельности ECRE/ELENA, а также обмен опытом и полезной информацией, чему способствует членство в ECRE ПЦ "Мемориал".

Сеть успешно сотрудничает с зарубежными неправительственными организациями, в их числе Amnesty International, Human Rights Watch, Датский Совет по беженцам, Финский Совет помощи беженцам, Норвежский совет по беженцам. Сеть поддерживает прямые контакты с неправительственными организациями других стран СНГ, оказывающих помощь вынужденным мигрантам, и обменивается с ними информацией, помогающей составить представление о миграционной ситуации в этих странах.

Сеть оказалась хорошим механизмом эффективной работы Правозащитного Центра "Мемориал" в целом. После возобновления военных действий в Чечне в рамках Сети удалось быстро организовать приемные более широкого профиля, на базе которых работает Программа "Горячие точки".

С другими программами ПЦ "Мемориал": "Дискриминация по этническому признаку", "Преследования по политическим мотивам", "Подготовка дел для Европейского Суда" – Сеть также связана общей деятельностью, мониторингом соблюдения прав человека в различных регионах России и СНГ, особенно в зонах межэтнических конфликтов. Знание ситуации с правами человека в регионах исхода мигрантов дает возможность более квалифицированно выстроить защиту их прав, особенно в тех случаях, когда при решении вопроса о предоставлении статуса возникает необходимость обосновать вынужденный характер перемещения. Юристы Сети и программы "Подготовка дел для Европейского Суда" совместно готовят материалы и подают в Европейский Суд.

Важное значение для работы Сети имеет конструктивное сотрудничество с организациями самих мигрантов, прежде всего с их объединением - Форумом переселенческих организаций. Форум ставит своей задачей защиту интересов переселенческих организаций в их отношениях с государственными органами в центре и на местах, и его отделениях существуют во многих российских регионах. В некоторых регионах юристы Сети работают непосредственно на базе организаций входящих в Форум; в любом случае они стремятся к установлению с ними рабочего взаимодействия.
Самые тесные рабочие и человеческие отношения существуют между Сетью и старейшей неправительственной организацией, взявшей на себя заботу о вынужденных мигрантах, - московским Комитетом помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет "Гражданское содействие", на базе которого работает московский пункт Сети. ПЦ "Мемориал" и Комитет "Гражданское содействие" ведут совместную работу в Ингушетии и Чечне, где в наших приемных оказывается помощь больным и куда направляются партии продуктов на средства, собранные Комитетом "Гражданское содействие".

Еще один партнер Программы - Независимый экспертно-правовой Совет, куда входят авторитетные юристы – исследователи и практики. Эта организация оказывает помощь Сети в проведении семинаров,  составлении экспертных заключений о законопроектах и действующих нормативных актах, затрагивающих права вынужденных мигрантов, а также в анализе существующей правоприменительной практики.


На местах пункты Сети сотрудничают с региональными правозащитными организациями, в первую очередь отделениями "Мемориала" и переселенческими организациями, ассоциациями юристов, землячествами мигрантов. На их базе работают пункты Сети, их адреса и названия можно найти в приведенном на сайте списке пунктов Сети. Мы благодарны всем нашим региональным партнерам за сотрудничество и постоянную поддержку Сети "Миграция и Право"

Отношения с государственными структурами

Мы отдаем себе отчет в том, что главные цели Сети – защита прав мигрантов и выработка правового подхода к решению проблем миграции с позиций международных обязательств Российской Федерации и Конституции РФ – не могут быть достигнуты без конструктивного сотрудничества с официальными структурами. Этим определяются отношения Сети с государственными органами, так или иначе вовлеченными в решение вопросов, связанных с правовым положением беженцев и вынужденных переселенцев.

Важнейшую роль в предоставлении регистрации вновь прибывающим мигрантам, в определении статуса, обустройстве играет Министерство Внутренних дел. Местные органы внутренних дел далеко не всегда осведомлены о различиях между правами обычных приезжих и вынужденных мигрантов, жертв национальной розни, насилия, дискриминации. Сеть пытается через МВД добиться единообразия применения органами внутренних дел законов и нормативных актов РФ.

В процессе деятельности Сеть нередко обращается в Генеральную прокуратуру с ходатайствами о внесении протестов в отношении региональных и ведомственных нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству. Такие обращения подкрепляются экспертными заключениями, подготовленными консультантами Координационного центра или Независимого экспертно-правового совета. Часто Генеральная прокуратура, разделяя высказанную нами точку зрения, направляет протест в адрес соответствующего государственного органа, а при отклонении протеста обращается в судебные инстанции. Такое активное и плодотворное сотрудничество неоднократно приводило к отмене незаконных нормативных актов и дает основания надеяться на то, что единообразное понимание и применение федерального законодательства на всей территории России не является недостижимой целью.

Иногда мы обращаемся в Минюст с просьбой провести экспертизу оспариваемого акта. Такая экспертиза усиливает нашу позицию в судах.

Одним из путей налаживания взаимопонимания между Сетью и органами исполнительной власти является участие представителей ФМС И ПВУ МВД, МИД, Генеральной прокуратуры и других ведомств в семинарах для юристов Сети и Круглых столах. Сообщения, в которых они излагают позицию своих ведомств, ответы на вопросы и участие в общей дискуссии чрезвычайно полезны для дальнейшей работы. Как правило, ведомства проявляют заинтересованность к такому сотрудничеству, что, несомненно, помогает находить ответы на многие сложные вопросы, с которыми сталкиваются мигранты. Кроме того, юристы из регионов получают возможность непосредственного общения с представителями федеральных структур.

Учитывая насущную потребность в обновлении и совершенствовании законодательства, регулирующего правовое положение вынужденных мигрантов, Сеть стремится привлечь внимание Государственной Думы к этой проблеме.

Руководитель Сети С. Ганнушкина и консультант Сети по юридическим вопросам М. Петросян принимают участие в работе рабочей группы, созданной Комитетом Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественникам по подготовке поправок к Закону о гражданстве РФ и Закону о правовом положении иностранных граждан в РФ. Предполагается, что вносимые изменения должны упростить приобретение российского гражданства "соотечественниками из бывших союзных республик", а также облегчить легализацию и натурализацию для тех лиц, принадлежащих к указанной категории, кто поселился на территории РФ до вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан.

Подробнее об отношениях с государственными структурами смотрите здесь.


Публикации

Сеть систематически публикует материалы семинаров, доклады "О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию", сборники по разным актуальным проблемам миграции.

 Материалы семинаров Сети "Миграция и Право"

  • Организация юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев в городах и регионах России. (Материалы 1-го семинара  Сети "Миграция и Право")  "Звенья", Москва, 1997.
  • Setting up a network of legal assistance for refugees and forced migrants in Russia. - "Zvenya", Moscow, 1997.
  • Решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев через законодательную, судебно-правовую и административную системы. (Материалы 2-го семинара  Сети "Миграция и Право").  "Звенья", Москва, 1997.
  • Dealing with the problems of refugees and forced migrants through the legislative, judicial and administrative systems. - "Zvenya", Moscow, 1997
  • Нарушение международных норм и Российского законодательства в отношении прав беженцев и вынужденных переселенцев. (Материалы 3-го семинара  Сети "Миграция и Право").  "Звенья", Москва, 1998. (переиздан в 1999 "Валент".)
  • Violation of international norms and the Russian legislation on the rights of refugees and forced migrants. (2 и 3 семинар в одной книге). - "Zvenya", Moscow, 1999.
  • Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев. (Материалы 4-го семинара  Сети "Миграция и Право")   "Звенья", Москва, 1999.
  • Current problems of migration. International mechanism for refugees' rights protection. "URAO", Moscow, 1999.
  • Правовые проблемы трудоустройства и приобретения гражданства вынужденных мигрантов на территории РФ. (Материалы 5-го семинара  Сети "Миграция и Право")   "УРАО", Москва, 1999.
  • Legal problems of citizenship acquisition by forced migrants and their job placement on the territory of the Russian Federation" - Zvenya", Moscow, 2000.
  • Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России (в 2-х частях). (Материалы 6-го семинара  Сети "Миграция и Право")   "Валент", Москва, 2000.
  • Legal issues concerning the social protection of forced migrants in Russia. "R.Valent", Moscow, 2000.
  • Определение статуса беженца: стандарт доказывания и работа с лицами ищущими убежища без удостоверяющих личность документов. (Материалы семинара в Праге, 1999).  "Р.Валент", Москва, 2000.
  • Refugee status determination: standard of proof and status determination of undocumented asylum seekers. (Seminar, Prague, 1999).  "R.Valent", Moscow, 2000.
  • Проблемы жертв военных действий в Чеченской республике. Механизм реализации решений судов и мер прокурорского реагирования. (Материалы 8-го семинара  Сети "Миграция и Право") "Р.Валент", Москва, 2000.
  • Problems of victims of warfare in the Chechen Republic. Mechanism for the execution of court judgements and implementation of prosecution response measures. "R.Valent", Moscow, 2000.
  • Состояние административной и судебной практики по вопросам, связанным с положением беженцев и вынужденных переселенцев. (Материалы 9-го семинара  Сети "Миграция и Право") - "Р-Валент", Москва, 2001.
  • М. Лобов. Вопросы применения Европейской конвенции по правам человека. Гарантии имущественных прав. Защита прав беженцев. Контроль за исполнением решений Европейского суда. -  "Р.Валент", Москва, 2001.
  • Налоговое и таможенное законодательство в применении к проблемам вынужденных мигрантов. (Материалы 10-го семинара  Сети "Миграция и Право") - "Р-Валент", Москва, 2001.
  • Правовое и социальное положение вынужденных мигрантов в России. Минимальные международные гарантии. (Материалы 11-го семинара  Сети "Миграция и Право") - "Р-Валент", Москва, 2001.
  • Legal and social situation of forced migrants in Russia. Minimal international guarantees. - R-Valent", Moscow, 2002
  • Работа с лицами, ищущими убежища. (Материалы 12-го семинара Сети "Миграция и Право"), - "Р. Валент", Москва _2002 г.;
  • Правовые и социальные проблемы лиц, перемещенных внутри страны  (ВПЛ). (Материалы 13-го семинара Сети "Миграция и Право").- "Р.Валент" Москва 2003 г.;
  • Legal and social problems of internally displaced persons.. "R-Valent", Moscow, 2003
  • Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России. (Материалы 18-го семинара Сети "Миграция и Право").- "Р.Валент", Москва, 2004  
  • Защита беженцев и лиц, ищущих убежища, от расизма и дискриминации" Материалы 19-го семинара Сети "Миграция и Право").- "Р.Валент", Москва, 2005
  • Проблемы вынужденной миграции в Российской Федерации. Материалы конференции  - "Р.Валент", Москва, 2005
  • Система международного убежища и ее состояние в России. Социальное и правовое положение мигрантов.  Приобретение гражданства РФ и легализация иностранных граждан в России. (Материалы 20 и 21 семинаров  Сети "Миграция и Право") - "Р. Валент", Москва, 2006
  • Новое законодательство о миграции. Первые опыты применения. (Материалы 23 семинара  Сети "Миграция и Право") - "Р. Валент", Москва, 2007
  • Трудовая миграция. Итоги применения нового законодательства в области миграции. (Материалы 25-го семинара  Сети "Миграция и Право"), - "Р. Валент", Москва, 2008
  • Сотрудничество "Сети Миграция и Право" с Международными организациями и ФМС России. (Материалы 26-го семинара  Сети "Миграция и Право"), - "Р. Валент", Москва, 2009 (в печати)


Доклады, книги

  • С. Ганнушкина. О выполнении Российской Федерацией программы действий, выработанной в мае 1996 года на Региональной конференции по проблемам беженцев, недобровольно перемещенных и возвращающихся лиц в странах СНГ и соседних государствах. - "Р-Валент", Москва, 2000. Переиздано в 2001 году.
  • S. Gannushkina. On the Implementation by the Russian Federation of the Programme of Action Developed in May 1996 at the Regional Conference to Address the Problems of Refugees, Displaced Persons, Other Forms of Involuntary Displacement and Returnees in the Counties of the CIS and Relevant Neighboring States. - "R-Valent", Moscow, 2000.
  • Discrimination on the basis of place of residence and  ethnic origin in Moscow and the Moscow region [oblast]. August 1999 – December 2000. Report of the Memorial Human Rights Center and Civic Assistance Committee. - "R-Valent", Moscow, 2002.
  • Анна Политковская. ЧУЖАЯ ВОЙНА ИЛИ ЖИЗНЬ ЗА ШЛАГБАУМОМ. ЧЕЧНЯ; -  Москва, 2002;
  • С.А. Ганнушкина. О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию. Доклад (2001-2002 гг.), - "Р.Валент"  Москва 2002;
  • S.A. Gannushkina. The Internally Displaced Persons from Chechnya  in the Russian Federation. Report (2001-2002), - "R-Valent", Moscow,  2002.
  • С.А. Ганнушкина. О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию. Доклад (2002-2003), - "Р.Валент" Москва 2003;
  • S.A. Gannushkina. The Internally Displaced Persons from Chechnya  in the Russian Federation. Report (2002-2003 гг.)-  "R-Valent", Moscow, 2003
  • С.А. Ганнушкина. О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию. Доклад (2003-2004), - "Р.Валент" Москва 2004 .;
  •  S.A. Gannushkina. "The Internally Displaced Persons from Chechnya in the Russian Federation". Report (2003-2004). - R-Valent", Moscow, 2004
  • В. Кёлин. Руководящие принципы по вопросу о перемещении внутри страны. Комментарий Петросян М.Е; - "Р.Валент",  Москва, 2004;
  • С.А. Ганнушкина "О положении жителей Чечни в Российской Федерации" Доклад (2004-2005), - "Р.Валент", Москва, 2005
  • S. Gannushkina  "On the Situation of Residents of Chechnya in the Russian Federation". Report (2004-2005) - R-Valent", Moscow, 2005
  • С.А. Ганнушкина "О положении жителей Чечни в Российской Федерации" Доклад (2005-2006), - "Р. Валент", Москва, 2006
  • S. Gannushkina  "On the Situation of Residents of Chechnya in the Russian Federation". Report (2005-2006) - R-Valent", Moscow, 2006
  • S. Gannuschkina  "Zur Lage der Bewohner Tschetscheniens In der Russischen Föderation". Bericht (2005-2006), - R-Valent", Moskau , 2006
  • С.А. Ганнушкина   "О положении жителей Чечни в Российской Федерации".  Доклад (2006-2007.), - "Р. Валент", Москва, 2007
  • S. Gannushkina  "On the Situation of Residents of Chechnya in the Russian Federation". Report (2006-2007) - R-Valent", Moscow, 2007
  • Доклад В. Пономарева  "Беженцы из Узбекистана в странах СНГ: угроза экстрадиции (май 2005 - август 2007)", - "Р. Валент", Москва, 2007;
  • Ответственность государства в ситуации вынужденного перемещения внутри страны, под редакцией М.Е. Петросян. - "Р. Валент", Москва, 2007

Пособия для мигрантов

  • М. Петросян. ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ ИМЕЕТ ПРАВО… Юридическое пособие; - "Р.Валент", Москва, 2002;
  • Б.Н. Дульнев. Проверка документов и регистрации в общественном месте. 14 ответов на самые актуальные вопросы об ОБЯЗАННОСТЯХ и правах милиции и о ПРАВАХ и обязанностях граждан, а так же рекомендации, как себя вести в этой ситуации и как обжаловать неправомерные действия милиции; - "Р.Валент", Москва, 2002

Буклеты

  • Комитет "Гражданское содействие" / "Civic Assistance" Committee (формат 20x20). - "Р.Валент", Москва, 2000.
  • Комитет "Гражданское содействие" / "Civic Assistance" Committee (формат 10x20). - "Р.Валент", Москва, 2000.
  • Сеть "Миграция и право" / "Migration Rigths" Network. - "Р. Валент", Москва, 2000.
  • Сеть "Миграция и право" / "Migration Rigths" Network. - "Р. Валент", Москва, 2003.

 

Программа действует при поддержке

  • Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН)
  • Европейской Комиссии (Aeneas Programme: Financial and technical assistance to third countries in the field of migration and asylum)
  • В прошедшие годы программа поддерживалась Фондами Форда, Мотта, Макартуров, Сороса, Европейской Комиссией (European Initiative for Democracy and Human Rights Delegation of the European Commission to Russia )
  • Большую роль в развитии Сети сыграла поддержка демократической программы TACIS Европейского Союза
  • Серьезную финансовую помощь оказывает правительство Нидерландов через международную неправительственную организацию ECRE (Европейский совет по беженцам и изгнанникам), объединяющую 69 неправительственных организаций, оказывающих помощь беженцам в 30 европейских странах.
  • При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведенного ООД «Гражданское достоинство.

После многолетнего сотрудничества ECRE (European Council on Refugees and Exiles) и Сети "Миграция и Право" в феврале 2003 года Правозащитный центр "Мемориал" стал первой на территории СНГ общественной организацией – членом ECRE.