СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(Северное упр. ГУЛЖДС, Северное упр. ж/д строительства МВД)
Время существования: | организовано 28.04.47 [1]; закрыто 12.11.49 (из состава Северного Упр. выделен ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501, СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА реорг. в СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503) [2]1. |
Подчинено: | ГУЛЖДС с 28.04.47 [1]. |
Дислокация: | Коми АССР, р.п. Абезь [3], {19, 20}; Красноярский кр., р-н Игарки на 01.07.49 [4]2. |
Литер: | ГК с 14.06.48 [5], {19, 20}; ГШ с 09.05.49 [6]3. |
Телегр. код: | «Радуга» {19, 20}. |
Адрес: | Коми АССР, р.п. Абезь, п/я 278 {19, 20}. |
Подчиненные ИТЛ: | СЕВЕРО-ПЕЧОРСКИЙ и СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, с 28.04.47 по 06.05.48 [1, 7]; ОБСКИЙ, с 28.04.47 по 01.10.48 [1, 8]; БЕРЕЗОВСКИЙ и БАЙДАРСКИЙ, с 06.05.48 по 01.10.48 [7, 8]; ЗАПОЛЯРНЫЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, с 06.05.48 —? [9]; ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501 и ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, с 05.02.49 по 12.11.49 [2, 4]4. |
Производство: | с 28.04.47 по 05.02.49 — стр-во ж/д линии от ст.Чум (Новый) через Обское, Яр-Сале, Новый Порт до места расположения будущего порта в Обской губе на м.Каменный (Стр-во 501), порта и судорем. з-да на м.Каменный (с 06.05.48 — Стр-во 503) [1, 4, 5], руководство работами Севпечлага и Севжелдорлага (до 06.05.48) [1, 5], с 05.02.49 стр-во нового продолжения трассы ж.д.: Салехард—р.Пур—Игарка (Стр-во 501 и Стр-во 503, соответственно, западнее и восточнее р.Пур), порта, судорем. з-да и пос. в р-не Игарки5 [2, 4], обслуживание Котласского мостозавода (до 23.09.49) [10]. |
Численность: | ? |
Начальники: | нач. — Барабанов В.А., с 28.04.47 — не ранее 05.02.49 [1, 11, 4]6; зам.нач. — майор Артамонов А.В., с 28.04.47 по 06.05.48 [1, 7]; полк. Грановский Г.М., с 05.02.49 — ? [4]. |
Архив: | В архиве ВОРКУТИНСКОГО ИТЛ, в фонде ОБСКОГО ИТЛ: материалы лаг. сектора; в Дорожном архиве Печорской ж.д. (г. Котлас): л/д, служебные карточки сотрудников производственного сектора {1}. |
Примечания: | 1 12.11.49 упом. как Северное упр. и стр-во 503 [2], позднее: СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503 [12, 13]. При реорг. пересмотрены структура и штаты Упр. [2]; новые штаты объявлены 21.12.49 [12]. Исключено из дислокации 10.02.50 {20}. 2 Приказано перебазировать Упр. в р-н Игарки к 01.07.49 [4]. 3 Однако 10.02.50 упом. прежний литер — ГК {20}. 4 Непосредственно Северному упр. помимо ИТ лагерей подчинялись: до 06.05.48 — все лаг. подр. на стр-ве ж.д. в предуральской его части, с 06.05.48 те из них, которые расположены вне трассы ж.д. [1, 7]; с 05.02.49 — лаг. подр. на стр-ве порта, судорем. з-да и пос. в р-не Игарки [4]. После ликвидации БЕРЕЗОВСКОГО, БАЙДАРСКОГО и ОБСКОГО ИТ лагерей («для оздоровления финансов») в составе Северного упр. сформировано 6 строит. и 2 лесозаготовительных ЛО. 5 «Все работы на м.Каменном, в Новом Порту, Находке, Яр-Сале и участке Обское—Щучье» прекращены [4]. 6 06.05.48 назначен вторично [4] (в обоих случаях с оставлением в должности зам. нач. ГУЛЖДС). |
Источники: |
|
См. также: | БАЙДАРСКИЙ ИТЛ, БЕРЕЗОВСКИЙ ИТЛ, ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, ЗАПОЛЯРНЫЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, ОБСКИЙ ИТЛ, ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501, СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503, СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ, СЕВЕРО-ПЕЧОРСКИЙ ИТЛ. |
Д.Шкапов
Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"