СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(Северное упр. ГУЛЖДС, Северное упр. ж/д строительства МВД)

Время существования:организовано 28.04.47 [1];
закрыто 12.11.49 (из состава Северного Упр. выделен ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501, СЕВЕРНОЕ УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА реорг. в СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503) [2]1.
Подчинено:ГУЛЖДС с 28.04.47 [1].
Дислокация:Коми АССР, р.п. Абезь [3], {19, 20};
Красноярский кр., р-н Игарки на 01.07.49 [4]2.
Литер:ГК с 14.06.48 [5], {19, 20};
ГШ с 09.05.49 [6]3.
Телегр. код:«Радуга» {19, 20}.
Адрес:Коми АССР, р.п. Абезь, п/я 278 {19, 20}.
Подчиненные ИТЛ:СЕВЕРО-ПЕЧОРСКИЙ и СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, с 28.04.47 по 06.05.48 [1, 7];
ОБСКИЙ, с 28.04.47 по 01.10.48 [1, 8];
БЕРЕЗОВСКИЙ и БАЙДАРСКИЙ, с 06.05.48 по 01.10.48 [7, 8];
ЗАПОЛЯРНЫЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, с 06.05.48 —? [9];
ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501 и ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503, с 05.02.49 по 12.11.49 [2, 4]4.
Производство:с 28.04.47 по 05.02.49 — стр-во ж/д линии от ст.Чум (Новый) через Обское, Яр-Сале, Новый Порт до места расположения будущего порта в Обской губе на м.Каменный (Стр-во 501), порта и судорем. з-да на м.Каменный (с 06.05.48 — Стр-во 503) [1, 4, 5], руководство работами Севпечлага и Севжелдорлага (до 06.05.48) [1, 5], с 05.02.49 стр-во нового продолжения трассы ж.д.: Салехард—р.Пур—Игарка (Стр-во 501 и Стр-во 503, соответственно, западнее и восточнее р.Пур), порта, судорем. з-да и пос. в р-не Игарки5 [2, 4], обслуживание Котласского мостозавода (до 23.09.49) [10].
Численность:?
Начальники:нач. — Барабанов В.А., с 28.04.47 — не ранее 05.02.49 [1, 11, 4]6;
зам.нач. — майор Артамонов А.В., с 28.04.47 по 06.05.48 [1, 7];
полк. Грановский Г.М., с 05.02.49 — ? [4].
Архив:В архиве ВОРКУТИНСКОГО ИТЛ, в фонде ОБСКОГО ИТЛ: материалы лаг. сектора;
в Дорожном архиве Печорской ж.д. (г. Котлас): л/д, служебные карточки сотрудников производственного сектора {1}.
Примечания:
1 12.11.49 упом. как Северное упр. и стр-во 503 [2], позднее: СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503 [12, 13]. При реорг. пересмотрены структура и штаты Упр. [2];
новые штаты объявлены 21.12.49 [12]. Исключено из дислокации 10.02.50 {20}.

2 Приказано перебазировать Упр. в р-н Игарки к 01.07.49 [4].
3 Однако 10.02.50 упом. прежний литер — ГК {20}.
4 Непосредственно Северному упр. помимо ИТ лагерей подчинялись: до 06.05.48 — все лаг. подр. на стр-ве ж.д. в предуральской его части, с 06.05.48 те из них, которые расположены вне трассы ж.д. [1, 7];
с 05.02.49 — лаг. подр. на стр-ве порта, судорем. з-да и пос. в р-не Игарки [4]. После ликвидации БЕРЕЗОВСКОГО, БАЙДАРСКОГО и ОБСКОГО ИТ лагерей («для оздоровления финансов») в составе Северного упр. сформировано 6 строит. и 2 лесозаготовительных ЛО.

5 «Все работы на м.Каменном, в Новом Порту, Находке, Яр-Сале и участке Обское—Щучье» прекращены [4].
6 06.05.48 назначен вторично [4] (в обоих случаях с оставлением в должности зам. нач. ГУЛЖДС).
Источники:
  1. Пр. 00457 МВД от 28.04.47.
  2. Пр. 0784 МВД от 12.11.49.
  3. Расп. 284 МВД от 14.05.47.
  4. Пр. 00102 МВД от 05.02.49.
  5. Расп. 340 МВД от 14.06.48.
  6. Пр. 00427 МВД от 09.05.49.
  7. Пр. 00513 МВД от 06.05.48.
  8. Пр. 0591 МВД от 29.09.48.
  9. Пр. 00512 МВД от 06.05.48.
  10. Пр. 0644 МВД от 23.09.49.
  11. Расп. 444 МВД от 23.07.48.
  12. Пр. 001105 МВД от 21.12.49.
  13. Пр. 00648 МВД от 17.09.51.
См. также: БАЙДАРСКИЙ ИТЛ,
БЕРЕЗОВСКИЙ ИТЛ,
ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503,
ЗАПОЛЯРНЫЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 503,
ОБСКИЙ ИТЛ,
ОБСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 501,
СЕВЕРНОЕ УПР. ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВА 503,
СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ,
СЕВЕРО-ПЕЧОРСКИЙ ИТЛ.

Д.Шкапов

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"