БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ
(Бамлаг)

Время существования:организован 10.11.32 [1];
закрыт 22.05.38 [2]1.
Подчинен:ГУЛАГ [1], {5, 6}.
Дислокация:ДВК кр., г.Свободный (ныне Амурской обл.) [1], {5, 6}.
Литер:нет.
Телегр. код:нет.
Адрес:?
Производство:обслуживание работ УС БАМа ОГПУ–НКВД2, что включало в период 1932–1937 гг. развитие Транссибирской ж.д. и увеличение ее пропускной способности (стр-во вторых путей Забайкальской и Уссурийской ж.д.)3, гражданское стр-во по трассе БАМа, проектно-изыскательские работы по стр-ву участка БАМа4 Тында—Комсомольск5, укладка пути на головном участке БАМа Тахтамыгда—Тында (190 км, завершена в конце 1937 г.6) [1, 3–9], с середины 1937 г. — подготовительные работы на участках Байкало-Амурской ж.д. Известковый—Усть-Ниман (Ургал), Усть-Ниман (Ургал)—Комсомольск, Тайшет—Падун, Тында—Зея, Комсомольск—Совгавань [6, 10]7.
Численность:12.32 — 3800 [3];
ср./г. 1933 — 35 397 [11];
01.01.34 — 62 130, 01.01.35 — 153 547, 01.01.36 — 180 067, 01.01.37 — 127 483, 01.01.38 — 200 907 (УРО)8.
Начальники:нач. УС БАМа — Мрачковский С.В., с 03.05.32 по 17.08.33 [7, 12]9;
див. инт. Френкель Н.А., с 17.08.33 по 22.05.38 [12, 2]10;
нач. Бамлага — Еремин Н.Ф., с 10.11.3211 по 28.08.33 [1, 13];
Чунтонов М.М., с 28.08.33 по 19.02.34 [11, 12];
див. инт. Френкель Н.А.12, с 19.02.34 по 22.05.38 [14, 2].
Архив:В ОИТК УМВД по Амурской обл.: л/д з/к — 408 245, картотека з/к — 1135 174, материалы делопроизводства — 62 043, л/д и картотека вольнонаемных;
в Центр. ГА РСФСР Дальнего Востока: «3 ед. хранения с л/д слушателей курсов десятников» {1}.
Примечания:
1 УС БАМа НКВД и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ реорг. в ЖДСУ на ДВ ГУЛАГа. На базе Бамлага организованы АМУРСКИЙ, ЮЖНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, ВОСТОЧНЫЙ, БУРЕИНСКИЙ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ железнодорожные ИТ лагеря [2].
2 УС БАМа НКПС организовано Пост. СНК СССР № 544 от 13.04.32 [15]. Пост. СНК СССР № 1650/340с от 27.10.32 [16] стр-во БАМа передано ОГПУ (вопросы проектно-изыскательских работ остались за НКПС). Передача оформлена пр. ОГПУ [1] и пр. НКПС от 15.11.32 [7], согласно которым расформировывалось УС БАМа НКПС и создавалось УС БАМа ОГПУ и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ. При начале стр-ва полной трассы БАМа (от Тайшета до Совгавани) в 1937 г. (см. примеч. 4) вновь организуется УС БАМа НКВД [6].
3 Первоначально планировалось стр-во БАМа (см. примеч. 4), но из-за неготовности проекта вплоть до 1937 г. основными были работы на Транссибирской магистрали [1, 3–8].
4 В 1932 г. Байкало-Амурской магистралью (БАМ) была названа трасса ст. Уруша Забайкальской ж.д. — зимовье Тында — с.Пермское-на-Амуре (10.12.32 преобразовано в г.Комсомольск-на-Амуре) протяженностью около 2000 км. На стр-во отводилось 3,5 года. Во второй половине 1937 г. решениями правительства НКВД поручено начать стр-во ж/д магистрали от Тайшета до Совгавани (около 5000 км). Осуществление этого стр-ва БАМа НКВД возложил на Бамлаг, срок окончания постройки — 1945 г. [1, 3, 7, 8].
5 Проектно-изыскательские работы переданы в ГУЛАГ в мае 1933 г. [9] и возвращены НКПС (Союзтранспроекту) осенью 1935 г. [17].
6 Участок сдан в эксплуатацию в 1941 г., но спустя некоторое время — демонтирован [7, 8].
7 Фактически на участке Известковая—Ургал работы начались в 1937 г., в 1942 г. линия с большими недоделками вступила в эксплуатацию, в 1943 г. — демонтирована. В начале войны стр-во участка БАМа от Ургала до Комсомольска законсервировано. К этому моменту уложено 123 км рельсовых путей. На участке Тайшет—Падун стр-во началось в 1938 г., к 1941 г. построено 70 км пути (вместо 350 плановых), законсервировано в конце 1941 г. Тогда же законсервировано стр-во на участке Комсомольск—Совгавань, хотя до директивных сроков открытия движения оставалось менее года [3, 7, 8, 18, 19].
8 При принятии решения в апреле 1932 г. о стр-ве БАМа предполагалось, что УС БАМ НКПС будет использовать вольнонаемных рабочих. Однако к сентябрю 1932 г. план вербовки был выполнен лишь на 50%. При передаче в ГУЛАГ ОГПУ решено использовать на стр-ве БАМа в качестве рабочей силы з/к и спецпереселенцев. В декабре 1932 г. на стр-ве работали 9608 человек (из них 3652 з/к), на 01.02.33 — 11 330 (7009 з/к), на 01.05.33 — 32 411 (31 415 з/к) [1, 7, 8].
9 При передаче стр-ва БАМа из НКПС в ОГПУ (см. примеч. 2) назначение С.В.Мрачковского нач. УС оставлено в силе (см. Пост. СНК от 27.10.32 [16]) и подтверждено пр. [20]. Освобожден от занимаемой должности Пост. СНК от 17.08.33 [12];
освобождение оформлено также пр. [21]).

10 Назначен Пост. СНК СССР от 17.08.33 [12];
назначение оформлено также пр. [21]. Предыдущая должность — пом. гл. инж. стр-ва Беломоро-Балтийского водного пути [22]. При реорганизации Бамлага назначен нач. ЖДСУ ГУЛАГа на ДВ и нач. АМУРСКОГО ИТЛ [2].

11 Одновременно назначен з/н УС БАМа с оставлением в должности пом. нач. ГУЛАГа ОГПУ [1].
12 По совместительству с должностью нач. УС БАМа.
Источники:
  1. Пр. ОГПУ 1020с от 10.11.32.
  2. Пр. 0100 НКВД от 22.05.38.
  3. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2920. Л. 178.
  4. Там же. Д. 2922. Л. 9.
  5. Пр. 245 НКВД от 03.11.34.
  6. Пр. 00561 НКВД от 02.09.37. Еланцева О.П. БАМ: первое десятилетие // Отечественная история. 1994. № 6. С. 89–103.Еланцева О.П. БАМ: страницы трудной истории // Карта. № 7/8. С. 13–22.
  7. Пр. 34/с ОГПУ от 21.05.33.
  8. Пр. 00764 НКВД от 09.12.37.
  9. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2740. Л. 33.
  10. Там же. Ф. 5446. Оп. 57. Д. 25. Л. 141.
  11. Пр. 341лс ОГПУ от 28.08.33.
  12. Пр. 2079лс ОГПУ от 19.02.34.
  13. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 67. Л. 174 (цит. по [7]).
  14. Там же. Оп. 57. Д. 21. Л. 42.
  15. Пр. 365/216ц НКВД И НКПС от 29.11.35.
  16. ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2930. Л. 1–7.
  17. Там же. Ф. 5446. Оп. 57. Д. 23. Л. 134.
  18. Пр. 1020/с ОГПУ от 10.11.32.
  19. Пр. 342лс ОГПУ от 28.08.33.
  20. Пр. 667/359 ОГПУ от 16.11.31.
См. также: АМУРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ,
БУРЕИНСКИЙ ИТЛ,
ВОСТОЧНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ,
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПР. ГУЛАГА НКВД НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ,
ЗАПАДНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ,
НИЖНЕ-АМУРСКИЙ ИТЛ,
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ИТЛ,
ЮЖНЫЙ ИТЛ.

С.Кривенко

Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"