БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ
(Бамлаг)
Время существования: | организован 10.11.32 [1]; закрыт 22.05.38 [2]1. |
Подчинен: | ГУЛАГ [1], {5, 6}. |
Дислокация: | ДВК кр., г.Свободный (ныне Амурской обл.) [1], {5, 6}. |
Литер: | нет. |
Телегр. код: | нет. |
Адрес: | ? |
Производство: | обслуживание работ УС БАМа ОГПУ–НКВД2, что включало в период 1932–1937 гг. развитие Транссибирской ж.д. и увеличение ее пропускной способности (стр-во вторых путей Забайкальской и Уссурийской ж.д.)3, гражданское стр-во по трассе БАМа, проектно-изыскательские работы по стр-ву участка БАМа4 Тында—Комсомольск5, укладка пути на головном участке БАМа Тахтамыгда—Тында (190 км, завершена в конце 1937 г.6) [1, 3–9], с середины 1937 г. — подготовительные работы на участках Байкало-Амурской ж.д. Известковый—Усть-Ниман (Ургал), Усть-Ниман (Ургал)—Комсомольск, Тайшет—Падун, Тында—Зея, Комсомольск—Совгавань [6, 10]7. |
Численность: | 12.32 — 3800 [3]; ср./г. 1933 — 35 397 [11]; 01.01.34 — 62 130, 01.01.35 — 153 547, 01.01.36 — 180 067, 01.01.37 — 127 483, 01.01.38 — 200 907 (УРО)8. |
Начальники: | нач. УС БАМа — Мрачковский С.В., с 03.05.32 по 17.08.33 [7, 12]9; див. инт. Френкель Н.А., с 17.08.33 по 22.05.38 [12, 2]10; нач. Бамлага — Еремин Н.Ф., с 10.11.3211 по 28.08.33 [1, 13]; Чунтонов М.М., с 28.08.33 по 19.02.34 [11, 12]; див. инт. Френкель Н.А.12, с 19.02.34 по 22.05.38 [14, 2]. |
Архив: | В ОИТК УМВД по Амурской обл.: л/д з/к — 408 245, картотека з/к — 1135 174, материалы делопроизводства — 62 043, л/д и картотека вольнонаемных; в Центр. ГА РСФСР Дальнего Востока: «3 ед. хранения с л/д слушателей курсов десятников» {1}. |
Примечания: | 1 УС БАМа НКВД и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ реорг. в ЖДСУ на ДВ ГУЛАГа. На базе Бамлага организованы АМУРСКИЙ, ЮЖНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, ВОСТОЧНЫЙ, БУРЕИНСКИЙ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ железнодорожные ИТ лагеря [2]. 2 УС БАМа НКПС организовано Пост. СНК СССР № 544 от 13.04.32 [15]. Пост. СНК СССР № 1650/340с от 27.10.32 [16] стр-во БАМа передано ОГПУ (вопросы проектно-изыскательских работ остались за НКПС). Передача оформлена пр. ОГПУ [1] и пр. НКПС от 15.11.32 [7], согласно которым расформировывалось УС БАМа НКПС и создавалось УС БАМа ОГПУ и БАЙКАЛО-АМУРСКИЙ ИТЛ. При начале стр-ва полной трассы БАМа (от Тайшета до Совгавани) в 1937 г. (см. примеч. 4) вновь организуется УС БАМа НКВД [6]. 3 Первоначально планировалось стр-во БАМа (см. примеч. 4), но из-за неготовности проекта вплоть до 1937 г. основными были работы на Транссибирской магистрали [1, 3–8]. 4 В 1932 г. Байкало-Амурской магистралью (БАМ) была названа трасса ст. Уруша Забайкальской ж.д. — зимовье Тында — с.Пермское-на-Амуре (10.12.32 преобразовано в г.Комсомольск-на-Амуре) протяженностью около 2000 км. На стр-во отводилось 3,5 года. Во второй половине 1937 г. решениями правительства НКВД поручено начать стр-во ж/д магистрали от Тайшета до Совгавани (около 5000 км). Осуществление этого стр-ва БАМа НКВД возложил на Бамлаг, срок окончания постройки — 1945 г. [1, 3, 7, 8]. 5 Проектно-изыскательские работы переданы в ГУЛАГ в мае 1933 г. [9] и возвращены НКПС (Союзтранспроекту) осенью 1935 г. [17]. 6 Участок сдан в эксплуатацию в 1941 г., но спустя некоторое время — демонтирован [7, 8]. 7 Фактически на участке Известковая—Ургал работы начались в 1937 г., в 1942 г. линия с большими недоделками вступила в эксплуатацию, в 1943 г. — демонтирована. В начале войны стр-во участка БАМа от Ургала до Комсомольска законсервировано. К этому моменту уложено 123 км рельсовых путей. На участке Тайшет—Падун стр-во началось в 1938 г., к 1941 г. построено 70 км пути (вместо 350 плановых), законсервировано в конце 1941 г. Тогда же законсервировано стр-во на участке Комсомольск—Совгавань, хотя до директивных сроков открытия движения оставалось менее года [3, 7, 8, 18, 19]. 8 При принятии решения в апреле 1932 г. о стр-ве БАМа предполагалось, что УС БАМ НКПС будет использовать вольнонаемных рабочих. Однако к сентябрю 1932 г. план вербовки был выполнен лишь на 50%. При передаче в ГУЛАГ ОГПУ решено использовать на стр-ве БАМа в качестве рабочей силы з/к и спецпереселенцев. В декабре 1932 г. на стр-ве работали 9608 человек (из них 3652 з/к), на 01.02.33 — 11 330 (7009 з/к), на 01.05.33 — 32 411 (31 415 з/к) [1, 7, 8]. 9 При передаче стр-ва БАМа из НКПС в ОГПУ (см. примеч. 2) назначение С.В.Мрачковского нач. УС оставлено в силе (см. Пост. СНК от 27.10.32 [16]) и подтверждено пр. [20]. Освобожден от занимаемой должности Пост. СНК от 17.08.33 [12]; освобождение оформлено также пр. [21]). 10 Назначен Пост. СНК СССР от 17.08.33 [12]; назначение оформлено также пр. [21]. Предыдущая должность — пом. гл. инж. стр-ва Беломоро-Балтийского водного пути [22]. При реорганизации Бамлага назначен нач. ЖДСУ ГУЛАГа на ДВ и нач. АМУРСКОГО ИТЛ [2]. 11 Одновременно назначен з/н УС БАМа с оставлением в должности пом. нач. ГУЛАГа ОГПУ [1]. 12 По совместительству с должностью нач. УС БАМа. |
Источники: |
|
См. также: | АМУРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ, БУРЕИНСКИЙ ИТЛ, ВОСТОЧНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПР. ГУЛАГА НКВД НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ, ЗАПАДНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ИТЛ, НИЖНЕ-АМУРСКИЙ ИТЛ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ИТЛ, ЮЖНЫЙ ИТЛ. |
С.Кривенко
Из справочника: "Система исправительно-трудовых лагерей в СССР"