Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Законопроект, внесенный в июле 2002 года членом Совета Федерации от Саратовской области Рамазаном Абдулатиповым, включает два сюжета. Во-первых, предоставленное сегодня субъектам Федерации право иметь собственных региональных омбудсменов превращается в обязанность. Создаваемую при этом должность предлагается именовать Уполномоченным по правам человека и по правам народов в субъекте Российской Федерации - два в одном.

Императивная норма о создании в каждом регионе института регионального омбудсмена предлагается не только Абдулатиповым. Аналогичный проект внес депутат Олег Смолин (Агропромышленная депутатская группа). Эта проблема находится на пересечении двух правовых позиций и может решаться соответственно двумя способами. Сторонники обязательного учреждения должности территориального омбудсмена основываются на принципе равенства прав человека независимо от места жительства и вытекающем из него положении о федеральном уровне регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 19, 71 Конституции). Другая точка зрения базируется на приоритете федералистских начал государства. К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти (статья 72). Учреждение специализированной должности, к тому же не обладающей властными полномочиями, находится в исключительной компетенции субъекта Федерации.

Что касается идеи о наличии прав народов в Российской Федерации, то она, как указывалось выше, не согласуется с конституционным признанием народа Российской Федерации единым. Не согласуется она и с целями межнационального согласия: широко известно популистское, лозунговое использование этой мифологемы националистическими лидерами (в том числе русского движения) для защиты этнически трактуемого права на самоопределение.

В июне 2003 года Совет Думы возвратил законопроект автору в связи с отсутствием заключения Правительства РФ (законопроект был признан затратным).

Дальше...
Оглавление выпуска