Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


О внесении изменений в статью 2 Закона РФ "О вынужденных переселенцах"

Еще в мае 2002 года Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками просил Совет Думы назначить второе чтение законопроекта "О внесении изменений в статью 2 Закона РФ "О вынужденных переселенцах". Проект был внесен в 1998 году депутатом Вячеславом Игруновым ("Яблоко") и принят в первом чтении при небольшом перевесе голосов 24 мая 2000 года. Второе чтение так и не состоялось.

Проектом предлагается исключить из текста закона положение, препятствующее признанию переселенцем лица, не обратившегося без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства. Тем самым Закон "О вынужденных переселенцах" приводится в соответствие с вступившей в силу еще 28 июня 1997 года редакцией Закона РФ "О беженцах", согласно которой беженцем может быть признан иностранец или лицо без гражданства независимо от срока проживания на территории России. Поскольку российский гражданин - переселенец не должен быть в худшем положении, чем беженец из другого государства, не следует, по мысли автора проекта, ограничивать срок его обращения с ходатайством о признании статуса.

Наличие в предлагаемой к исключению норме указания на возможность удовлетворения ходатайства в случае признания, что срок пропущен по уважительным причинам, принципиально не меняет дискриминационный характер этого ограничения. Как показывает история обустройства чеченских беженцев 1994 - 1995 гг. (точнее, конечно, было бы называть их временно перемещенными лицами, в соответствии с международной классификацией), миграционные службы в большинстве случаев отказывали в восстановлении пропущенного срока. Переселенцу крайне сложно доказать, что трудности с восстановлением документов, поиск пристанища, переезды с места на место, болезни не давали ему возможности своевременно оформить свой статус. Зачастую документы не принимают по надуманным причинам, из-за неполноты представленных документов либо наличия в них ошибок. Нередки случаи, когда людей (например, покинувших Баку в 1990 году), впоследствии, при получении гражданства РФ, не информировали о порядке и сроке подачи документов на признание их вынужденными переселенцами, а затем отказывали в предоставлении статуса.

Президент и Правительство представили на проект отрицательные заключения. Цинично заявляется, что "сроки обращения по указанному вопросу вполне достаточны для того, чтобы гражданин смог определиться - ходатайствовать ли ему о предоставлении статуса вынужденного переселенца либо решать вопрос своего обустройства самостоятельно" (из отзыва Правительства от 31.05.2000 за подписью вице-премьера В.Христенко). Однако представленные автором проекта данные показывают, что из-за пропуска срока отказы в приобретении статуса получали до четверти переселенцев, обращавшихся в миграционные органы.

Исполнительная власть выступает против проекта не только по причине скаредности. Власть отказалась признать вынужденными переселенцами изгнанников второй чеченской войны. Отсутствие официального статуса у граждан, три года живущих в палаточных городках в Ингушетии, облегчает задачу их принудительного возвращения в "мирную республику".

Шанса стать принятым у законопроекта практически нет.

Дальше...
Оглавление выпуска