Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 60 (специальный)
15 июля 2003 года

Тема выпуска

Законопроектный портфель в сфере этнических отношений


О правовом статусе национально-культурных объединений национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации

Законопроект был внесен Галиной Старовойтовой в 1997 году, в 2000 году снят с рассмотрения.

Проектом предусматривалось образование новой организационно-правовой формы объединений меньшинств - национально-культурных объединений (НКО). Хотя в преамбуле говорилось о направленности проекта на развитие положений Федерального закона "О национально-культурной автономии", по сути, была предложена иная, более широкая и демократичная форма общественной самоорганизации. Кроме того, проект содержал достаточно интересное предложение о создании института представителей национально-культурных меньшинств: в случае, если меньшинство в силу каких-либо причин не могло воспользоваться возможностью создать НКО, оно могло доверить выражение своих интересов представителю (представителям), избранному на собрании (съезде). Представители подлежали официальной регистрации.

Значимой новацией было включение в понятийный аппарат проекта дефиниции "дискриминация меньшинства", раскрываемой как "любое действие в отношении граждан, принадлежащих к особым национальным (этническим), культурным (этнографическим), этнорелигиозным (этноконфессиональным), языковым (лингвистическим) или расовым группам в обществе, отрицающее их равенство, то есть вводящее различения, исключения, ограничения или предпочтения, и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования и осуществления ими гражданских прав".

В то же время законопроект представлял собой лишь некую общую концепцию, изобиловал юридическими несоответствиями и нуждался в основательной переработке. Включение многих положений организационного характера (например, о создании Межведомственного совета НКО, наделенного почему-то полномочиями "наблюдать за нормальным функционированием" общественных объединений) выходило за пределы законодательного регулирования. Ошибочным было исключение иностранных граждан и лиц без гражданства из числа субъектов образования НКО, а также допущение указания принадлежности к меньшинству в официальных документах.

Дальше...
Оглавление выпуска