Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Тема выпуска Законопроектный портфель в сфере этнических отношенийО правовом статусе национально-культурных объединений национальных, культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств Российской Федерации
Законопроект был внесен Галиной Старовойтовой в 1997 году, в 2000 году снят с рассмотрения. Проектом предусматривалось образование новой организационно-правовой формы объединений меньшинств - национально-культурных объединений (НКО). Хотя в преамбуле говорилось о направленности проекта на развитие положений Федерального закона "О национально-культурной автономии", по сути, была предложена иная, более широкая и демократичная форма общественной самоорганизации. Кроме того, проект содержал достаточно интересное предложение о создании института представителей национально-культурных меньшинств: в случае, если меньшинство в силу каких-либо причин не могло воспользоваться возможностью создать НКО, оно могло доверить выражение своих интересов представителю (представителям), избранному на собрании (съезде). Представители подлежали официальной регистрации. Значимой новацией было включение в понятийный аппарат проекта дефиниции "дискриминация меньшинства", раскрываемой как "любое действие в отношении граждан, принадлежащих к особым национальным (этническим), культурным (этнографическим), этнорелигиозным (этноконфессиональным), языковым (лингвистическим) или расовым группам в обществе, отрицающее их равенство, то есть вводящее различения, исключения, ограничения или предпочтения, и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования и осуществления ими гражданских прав". В то же время законопроект представлял собой лишь некую общую концепцию, изобиловал юридическими несоответствиями и нуждался в основательной переработке. Включение многих положений организационного характера (например, о создании Межведомственного совета НКО, наделенного почему-то полномочиями "наблюдать за нормальным функционированием" общественных объединений) выходило за пределы законодательного регулирования. Ошибочным было исключение иностранных граждан и лиц без гражданства из числа субъектов образования НКО, а также допущение указания принадлежности к меньшинству в официальных документах. |