С 1989 г. и до настоящего времени большинство турок не занято в государственном секторе и на крупном производстве. Основная причина заключается в том, что непрописанные не имеют права устраиваться на постоянную работу. Наряду с этим имеет значение и другой фактор — общая нехватка рабочих мест, прежде всего в таких сравнительно густонаселенных районах, как Крымский и Абинский. К сожалению, приходится приводить только общее описание ситуации и самые приблизительные данные — отделы по труду и социальным вопросам местных администраций не располагают точными данными о занятости беженцев и, в частности, турок. Общая ситуация такова — до выхода Решения № 97 некоторые хозяйства и предприятия, испытывая острую нужду в рабочей силе, нанимали турок-месхетинцев на неквалифицированную временную работу в порядке исключения, идя на определенные нарушения действующих установлений о режиме прописки. В основном туркам удавалось устраиваться на сезонные сельхозработы. Единицы получили возможность работать в соответствии со своей квалификацией — преимущественно специалисты, в которых местные хозяйства испытывали острую нужду. Районные власти, как правило, отвечали отказом на ходатайства руководителей хозяйств о приеме на работу непрописанных; нередко требовали увольнения уже устроенных на работу. С выходом Решения № 97 предприятиям, организациям и учреждениям было разрешено заключать с непрописанными мигрантами трудовые договора на срок не более года. В Абинском районе, по словам председателя краевой организации «Ватана» Т.Сванидзе, власти разрешили принимать непрописанных на работу по временным договорам еще в начале 1991 г. В соответствии со статьей 253 КЗОТ РСФСР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.74 «Об условиях труда временных рабочих и служащих», руководители предприятий и организаций принимают на работу турок-месхетинцев на срок не более 2 месяцев. Через каждые два месяца туркам-месхетинцам приходится переоформлять трудовые договора, хотя п.11 названного Указа позволяет продлевать их на неопределенный срок при согласии сторон с переводом рабочих и служащих в разряд постоянных работников. Естественно, администрации выгоднее оставлять турок-месхетинцев в качестве временных работников: те лишены права на оплачиваемый отпуск, не получают премиальных, надбавок по итогам работы и выплат натурой, полагающихся пайщикам предприятий и постоянным работникам. В среднем работающие по временным договорам получают на руки выплаты в два раза меньшие, чем занятые на постоянной основе1. Решение № 97 не отменяет паспортного режима, и в некоторых случаях после проверок, проводимых ПВС и паспортными столами сельских администраций, производятся увольнения работников без постоянной прописки. Так, в начале 1994 г. по распоряжению администрации Апшеронского и Крымского районов в ряде хозяйств потеряли работу десятки непрописанных беженцев. В частности, в агрофирме «Кубань» более 40 чел. были уволены распоряжением отдела кадров после проверки, проведенной заведующей паспортным столом Варениковской с/а, вероятно, по требованию районной администрации. Меньшинство турок-месхетинцев работают временными рабочими в бывших совхозах и колхозах (ныне это акционерные общества закрытого типа), а также на некоторых торговых и промышленных предприятиях. Наиболее распространенные профессии среди мужчин — грузчик и чернорабочий, среди женщин — сезонная работница на прополке и уборке, доярка. Для большинства семей основными источниками дохода служат приусадебные участки и предпринимательская деятельность. Практически все семьи держат по нескольку голов скота и сбывают заготовительным предприятиям или продают на местных рынках овощи, фрукты, зелень, мясо и молочные продукты. Многие занимаются перекупкой скота или завозом в край продуктов питания (главным образом овощей и молочных продуктов из других регионов). Большинство имеют лицензии на подобную деятельность и выплачивают налоги2. Однако в нескольких округах Белореченска непрописанным не дают лицензии на скупку скота и не выписывают справки о наличии приусадебного участка (дающие право торговли на рынке)3. Летом 1995 г. с/а ст. Гостагаевской также перестала выдавать непрописанным подобные справки, ссылаясь на распоряжение налоговой инспекции4. В 1994 и, особенно, 1995 г. получило распространение взятие земли в аренду. До этого землю туркам-месхетинцам, по словам опрошеных нами людей, в аренду старались не давать. Как правило, месхетинцы арендуют участки у частных лиц — пайщиков бывших колхозов и совхозов, получивших свой надел, но не ставших самостоятельно его обрабатывать. Некоторые хозяйства выделяют туркам в аренду участки по 1 га и больше с условием выполнения ими вместо арендной платы определенного объема работ на полях хозяйства (троекратную прополку 7-10 га посевов). Подобная аренда практикуется, в частности, в агрофирме «Кубань». В Белореченске не имеющим прописки землю в аренду не дают до настоящего времени5. Во всех районах с самого начала существует тенденция отказа в работе по профессии специалистам, хотя среди турок-месхетинцев есть немало врачей и учителей, в которых испытывают нужду многие районы края.6 В ближайшее время у турок могут возникнуть новые проблемы с трудоустройством. Управление юстиции Администрации КК в процессе рассмотрения проекта Постановления ГАКК «О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края», предложенного УДНВМРП, 28 ноября пришло к выводу, что краевая администрация неправомочна давать месхетинцам разрешение устраиваться на работу, так как это противоречит Указу Президента РФ «О порядке лицензирования использования иностранной рабочей силы на территории РФ», (поскольку турки не должны рассматриваться в качестве российских граждан)7. По этой причине подготовленный проект было предложено передать на рассмотрение Законодательного Собрания КК. До решения последнего по данному вопросу могут последовать массовые увольнения непрописанных; кроме того, решение Законодательного Собрания, если оно будет принято, может оказаться неблагоприятным для турок. ВЛАДЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮБольшинство турок-месхетинцев живут в собственных домах, купленных у местных жителей, в том числе у отъезжавших из края греков или крымских татар. Так, по данным «Умида», в Крымском районе было куплено в общей сложности 978 домов. Отдельные семьи живут у родственников или снимают жилье. Купля-продажа осуществлялась на основе так называемых ручных сделок: в присутствии двух свидетелей стороны обменивались расписками. Сделки не оформлялись нотариальными конторами и не регистрировались с/о из-за отсутствия у новых владельцев прописки. За прошедшие пять лет обращения в местные органы власти с просьбой об оформлении домовладений неизменно наталкивались на отказ. В ряде случаев местные администрации отказывают в регистрации домовладений тем, кому удалось получить прописку. Так, Рустам Кибаров, живущий в пос. Вперед Апшеронского района и получивший прописку в марте 1993 г. по решению районного суда, пытался в августе 1994 г. оформить на себя дом, в котором он прописан, но получил отказ в сельской администрации8. В Бюро технической инвентаризации дома остались зарегистрированными на фамилии прежних владельцев. На бывших владельцев выписаны также домовые книги, правда, с упоминанием имен фактических хозяев. Поскольку большинство бывших владельцев уехали за пределы КК, то нынешним хозяевам практически невозможно получить их согласие на ведение на участке строительных работ и оформить необходимую документацию. Таким образом, подавляющее большинство месхетинцев не может на легальных основаниях расширять и перестраивать доставшиеся им дома или возводить хозяйственные постройки. Некоторые вынуждены обустраивать свои участки явочным порядком, под угрозой взысканий со стороны местной администрации9. Начиная с 1990 г. произошло несколько десятков случаев, когда после скачка цен на недвижимость прежние владельцы пытались вернуть себе дома. Нам не удалось получить сводных статистических данных по краю. По разным оценкам, насчитывается несколько десятков таких эпизодов. В большинстве случаев суды выносили решение в пользу турок. Некоторые турки в 1993—1994 гг. удостоверяли свое домовладение через суд, после чего добивались прописки. С того времени число подобных исков постепенно возрастает. Мы не смогли получить сколько-нибудь точных данных о количестве таких дел, возможно, в целом по краю их число приближается к шестидесяти. Большинство месхетинцев, как нам объяснили участники собрания турецкой общины в пос. Нижнебаканский, не рискуют идти таким путем, опасаясь издержек и неблагоприятного для себя исхода процесса. ПРОБЛЕМЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙБольшинство турок-месхетинцев, вынужденных покинуть Узбекистан, сумели перегнать в Краснодар свои машины. Многие специально покупали автомобили перед отъездом из Узбекистана, предварительно распродав имущество и дома. Для беженцев, ищущих места, где можно было бы временно разместиться, и вынужденных к тому же подрабатывать у сельских арендаторов (на полях, расположенных на значительном расстоянии от дома), а также торговлей, легковые автомобили оказались и до настоящего времени остаются предметами первой необходимости. Многие из опрошенных нами месхетинцев говорили: «Машина — наша кормилица». До 1992 г. автомобили беженцев — турок-месхетинцев не были поставлены на местный учет, поэтому приходилось проходить технический осмотр в Узбекистане, по месту регистрации, и ездить с узбекистанскими номерами, подвергаясь штрафам со стороны сотрудников милиции. На основании Решения № 97 машины были поставлены на временный учет в районных ГАИ. У владельцев были изъяты среднеазиатские номера, в отделения ГАИ по месту постоянной регистрации в Узбекистане были направлены запросы о снятии машин с учета. В большинстве случаев даже после троекратного направления подобных запросов ответы на них не были получены, и отделения ГАИ КК самостоятельно в порядке исключения начали ставить машины беженцев на временный учет. ГАИ в районах проживания турок-месхетинцев стала проводить ежегодный технический осмотр их машин с выдачей соответствующих документов. Взамен узбекистанских были выданы номера временной серии: «З — четырехзначное число — КК». Знаками присвоенной серии пользуются почти исключительно турки-месхетинцы, поэтому сотрудники ГАИ на расстоянии могут определять, кто сидит за рулем. В принципе сотрудники ГАИ имеют право ставить машины на временный учет на срок не более двух месяцев при наличии у владельца прописки или справки о проживании, или, если тот прибыл из-за границы, — отметки ПВС. Администрация края и районов устанавливает в порядке исключения для месхетинцев особые условия. Это делается на основе не единого детализированного акта, а ряда указаний, не всегда документированных и частично противоречащих одно другому10. Вначале временные номера выдавались на один год (1992—1993), потом их регистрация продлевалась еще на год (1993—1994). В марте—апреле 1994 г., до появления информационного письма заместителя главы краевой администрации Р.Ю.Гусарука от 14.04, местные власти не продлевали регистрацию временных номеров беженцев. Некоторым из них были возвращены старые среднеазиатские номерные знаки11. По выходе письма Р.Ю.Гусарука районные ГАИ после некоторых проволочек в апреле—мае вновь стали ставить знаки временной серии на учет. В этот период районные ГАИ вместо четких инструкций получили от вышестоящего начальства несколько сменявших одно другое устных распоряжений. По одному из них разрешалось ставить машины беженцев на учет до июля 1994 г. Затем было разрешено продлевать учет на больший срок. В Крымском районе руководствовались указанием краевого УВД, данным якобы на основе решения администрации края, о том, что регистрация машин турок может быть продлена на год с момента предыдущей регистрации, до 1 июля 1995 г. В Апшеронском — ориентировались на якобы поступившее в августе из краевой администрации распоряжение о продлении регистрации до 1 января 1995 г.12 В Абинском районе также в то время продлевали регистрацию машин до 1 января 1995 г. Письмо заместителя главы администрации КК А.М.Ждановского от 23.11.94 содержало рекомендацию местным ГАИ продлевать постановку машин беженцев на временный учет. Однако в ноябре 1994 г. в Белореченске была прекращена перерегистрация машин турок якобы по указанию из края. У беженцев были изъяты временные знаки, взамен выданы старые среднеазиатские номера. Естественно, без местной регистрации машины не могут проходить техосмотр и на них нельзя ездить13. В мае 1995 г. по указанию из края, на основании письма начальника Управления ГАИ КК В.В.Павлова от 25.05.95 7/41, исх.85, были прекращены постановка на временный учет и проведение техосмотра машин, эксплуатируемых по генеральной доверенности и имеющих временные номера14. В Крымском районе с апреля 1995 г. также прекратили перерегистрацию из-за отсутствия у турок-месхетинцев справок о временной регистрации, которые им в это время перестала выдавать районная администрация. Выдача справок была возобновлена только в конце июня. С весны 1995 г. тем месхетинцам, которые имеют постоянную прописку в Ростовской области и других российских регионах, в Крымском районе перестали продлевать временный учет машин15. Неопределенность в порядке постановки машин беженцев на регистрацию создает на практике немало трудностей и, как уверяют сами месхетинцы, открывает возможности для произвола. Заместитель начальника ГАИ Апшеронского района М.В.Дымченко описал ситуацию следующим образом. Инициатива обмена номеров временной серии на старые, узбекистанские, исходила не от сотрудников ГАИ. Провести эту операцию не успели, поскольку последовало отменяющее указание. По его словам, среднеазиатские номера должны были выдаваться тем, кто хотел прописаться и поставить машину на постоянный учет в Ростовской области или других регионах, по их же просьбе. Это же в целом подтвердил и А.А.Карлов. Документы, связанные с владением и пользованием автомобилями, могут быть выданы только лицам, имеющим постоянную прописку. В случае утраты или утери технические паспорта не могут быть восстановлены по месту фактического проживания. Некоторые месхетинцы были вынуждены ездить для восстановления документов в Среднюю Азию. Из-за отсутствия прописки беженцы не могут получать и водительские права. Учащиеся СПТУ в Апшеронске, проходящие курс по специальностям, связанным с вождением транспортных средств, по окончании учебы не получают дипломов16. Владельцы машин с временными номерами могут продавать их, только получив старые номера и проведя машины через таможню. Не имеющие прописки не могут также покупать машины. В случае фактической покупки автомобиля, дарения или завещания оформляется генеральная доверенность. Но в мае 1995 г. постановка на техосмотр машин, эксплуатируемых по доверенности, была прекращена, что явилось тяжелым ударом для многих беженцев. Беспокойство турок-месхетинцев вызывает также вопрос о продлении технических паспортов: в них заканчиваются листы для отметок о постановке на временный учет, а новые техпаспорта непрописанным не выдаются. А.А.Карлов уверил нас в беспочвенности этих опасений — по его словам, в техпаспорта могут вклеиваться дополнительные листы. |