К предыдущей главе... К следующей главе...

 



СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Пребывание месхетинцев в КК значительно осложняется тем обстоятельством, что они практически полностью лишены государственных социальных выплат — пенсий, пособий и компенсаций.

С 1989 г. пенсионерам, не получившим в крае прописки, было отказано в переоформлении из Узбекистана или начислении пенсий. Непрописанным беженцам было также отказано в иных социальных выплатах и пособиях. Ветеранам войны, не получившим прописки, не дают положенную скидку в 50% на оплату коммунальных услуг (за свет, воду и газ).

Должностные лица, отвечающие отказом на заявления беженцев о выплате пенсий и пособий, вначале опирались только на решения краевой администрации, например такие, как Указание краевого отдела социального обеспечения районным и городским отделам № 14-01 от 17.03.91: «...Порядок восстановления выплаты пенсии, предусмотренный письмом МСО РСФСР № 1-12-И от 06.02.90, распространяется на лиц, вынужденно покинувших места постоянного проживания. В настоящее время в край приезжают переселенцы. Поэтому рекомендуем оформлять запросы пенсионных дел только после прописки в крае. ... При поступлении ранее запрошенных пенсионных дел на пенсионеров, которые не прописаны в крае, дела следует возвратить в райсобес, выславший их, с предложением выплачивать пенсию почтовыми переводами по месту фактического проживания в нашем крае. Переселенцам, не имеющим прописки в крае, не следует назначать пенсии, как это делают некоторые отделы...» [документ у составителей]. Указания из Краснодара дублировались районными и городскими властями1.

В октябре 1992 г. МСО России издает «Указание» № 1-91-У «Об обеспечении пенсиями и пособиями лиц, прибывших в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР», в котором официально подтверждает зависимость назначения социальных выплат от наличия прописки либо официального статуса беженца или вынужденного переселенца: «...Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. ... Назначение пенсий лицам, прибывшим из республик, ранее входивших в состав СССР, в том числе и беженцам, производится по нормам закона »О государственных пенсиях в РСФСР" и другим законодательным актам Российской Федерации, включая требования к представляемым документам и срокам назначения пенсии. Однако пенсия во всех случаях назначается не ранее дня прописки или официального признания заявителя беженцем".

В связи с проблемой обеспечения социальными выплатами турок-месхетинцев, переселившихся в Россию, заместитель министра соцзащиты РФ А.Климкина в своем письме, адресованном помощнику Президента РФ Д.Рюрикову, дает следующее разъяснение: «...По сообщению Федеральной миграционной службы России турки-месхетинцы являются вынужденными переселенцами, но в то же время эта категория граждан не подпадает под действующие нормативные документы по беженцам и вынужденным переселенцам. Покидая места организованного поселения, турки-месхетинцы самостоятельно перемещаются в южные районы Российской Федерации, где им отказывают в прописке (Ставропольский, Краснодарский края, Ростовская область), в связи с чем они лишаются возможности реализовать свое право на пенсионное обеспечение, социальные пособия. Считаем необходимым, чтобы МВД Российской Федерации рассмотрело вопрос о временной прописке месхетинских турок по местам их нынешнего проживания в России» [№ 1-3565-9 от 24.11.92].

На все обращения к властям о выплате пенсионерам, не имеющим прописки, пенсий были получены отрицательные ответы2.

По словам Яздана Гафурова, активиста общества «Умид», турки-месхетинцы — ветераны войны, живущие в Крымском районе, заручились ходатайством от Министерства обороны, но райсобес отказал им в пенсиях [27.10.94].

Отдельные беженцы, до 1989 г. получавшие пенсии в Узбекистане и не выписавшиеся оттуда, сумели добиться их переадресовки почтовыми переводами по месту фактического проживания. Однако после 1991 г. подобная практика прекратилась. Некоторые пенсионеры, получившие постоянную прописку в других российских регионах, обеспечили перевод пенсионных выплат по новому месту жительства и выдачу пенсий по доверенности. Соответственно, они были вынуждены ездить в места, где были ранее прописаны, и забирать эти суммы. Некоторые пенсионеры лично ездили в Узбекистан за своими пенсиями до тех пор, пока стоимость проезда не превысила размера пенсии.

Прописанные пенсионеры, а также получившие с помощью краевой администрации временную прописку в конце 1994 — 1995 г. оформили или оформляют в настоящее время свои пенсионные дела в крае.

Особенно трудно без государственной материальной поддержки приходится многодетным семьям и семьям, не имеющим кормильцев. В пос.Нижнебанский насчитывается 15 таких семей3.

Многие из наших собеседников подчеркивали, что их больше всего возмущает не материальный ущерб, а моральная сторона дела: оказался бессмысленным 40—45-летний труд на хлопковых плантациях; государство за ненадобностью выбросило людей, которые воевали за него и работали на него десятки лет. Приведем высказывания ветеранов. Абдулла Ахмедов — заслуженный учитель УзССР, инвалид Отечественной войны, имеет 20 правительственных наград, участник боев за освобождение Краснодарского края: «Шестой год здесь живем, обращались за статусом, за пропиской, за политическими правами, за приватизационным чеком — на все отказ. Инвалиды войны — без руки, без ноги — пенсий не получают, старики, многие из них инвалиды, проработавшие по 45 лет в колхозах-совхозах при 50-градусной жаре, на производстве, — пенсий не получают. Сейчас на всей территории России разыскивают погибших, чтобы им поставить памятники, а живых людей не можем поддержать. Я когда воевал в Кубанском кавалерийском корпусе Доватора, у нас со всеми были родные отношения, а сейчас дети наши боятся: йДедушка, когда казаки придут нас выселять?к» Сарвал Ридванович Чахалидзе, инвалид Отечественной войны, имеет 7 военных наград: «После ферганских событий я поехал не куда-нибудь, а сюда — как участник освобождения Кубани, а здесь я оказался бесправным. В течение 6 лет — прописки не дают, дома не оформляют: мы находимся между небом и землей. Когда отмечали 50-летие Победы, нас никто никуда не приглашал, про нас забыли, и все».

Ряд сотрудников сельских и районных администраций в беседах с нами признавали беспрецедентность бесправного положения пенсионеров, инвалидов, и, особенно, — в год 50-летия Победы — участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Однако никто из них не предпринял каких-то практических шагов для исправления этой ситуации: не имеющие прописки не воспринимаются чиновниками как жители края.