К предыдущей главе... К следующей главе...





КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

Общая проблема, рассматриваемая в докладе, — современная ситуация с правами вынужденных мигрантов, переселившихся в Россию до распада СССР, но не получивших до настоящего времени предусмотренной законодательством регистрации по месту жительства (постоянной прописки) и, соответственно, легального статуса. Доклад составлен на основе собранных экспертами Правозащитного центра «Мемориал» в октябре—ноябре 1994, июне—июле и ноябре 1995 г. в Краснодарском крае материалов о положении фактических беженцев — турок-месхетинцев.

Месхетинские турки, высланные в 1944 г. из Ахалцихского региона Грузии в Среднюю Азию, не получили возможности вернуться в родные места. В границах бывшего СССР в настоящее время проживает 260—280 тыс. месхетинских турок. После ферганских событий 1989 г. более 90 тыс. месхетинцев были вынуждены бежать или были эвакуированы из Узбекистана. Более 16 тыс. турок, эвакуированных в Центральную Россию из Ферганской области по решению союзного правительства, оказались в условиях, мало пригодных для нормальной жизни, и значительной частью выехали оттуда, а вынужденные мигранты из других областей Узбекистана самостоятельно переселялись в разные регионы России, а также в Азербайджан, Казахстан и на Украину.

В Краснодарском крае поселилось 15—16 тыс. месхетинцев, в том числе, по разным оценкам, от 12 до 13,5 тыс. вынужденных мигрантов. В 1992 г. практически прекратился миграционный приток представителей этого народа и, напротив, начался постепенный отток. Турки живут в нескольких районах края, в основном в Крымском (63%), Абинском, Апшеронском и в сельских округах г. Белореченска. Все месхетинцы зарегистрированы в специальных списках, составленных сельскими и поселковыми администрациями.

Власти Краснодарского края при поддержке центральных (союзных и российских) властей проводят с 1989 г. политику, направленную на ужесточение миграционного режима и создание мигрантам максимально неблагоприятных условий для обустройства. На конец 1994 г. на территории края находилось 184 тыс. вынужденных мигрантов (61% составляют русские), покинувших места прежнего проживания из-за обострения межнациональных отношений, 25% из них не имеют прописки. Среди турок-месхетинцев доля не имеющих прописки составляет 95%. Многократные обращения месхетинцев к властям разных уровней за пропиской не дали результата.

По решению Малого совета Краснодарского края № 97 от 12.02.92 месхетинские беженцы были де-факто частично легализованы на территории края: им выдаются на ограниченный срок справки о временном проживании, разрешены временное трудоустройство лиц, не имеющих прописки, и постановка их автомобилей на временный учет. Однако эти меры привели только к некоторому смягчению, но не разрешению проблем месхетинских беженцев.

Из-за отсутствия у месхетинцев прописки их не признают российскими гражданами, им отказано в оформлении статуса вынужденного переселенца или беженца. Молодым людям по достижении 16 лет стали выдавать паспорта только начиная с февраля 1995 г. Не имеющим прописки не регистрируют браки (даже если прописки не имеет только один из супругов). При регистрации рождений детей фактически происходят отказы в признании отцовства.

Не имеющим прописки до настоящего времени отказывают в признании и надлежащем оформлении домовладений, приобретенных ими в 1989—1990 гг. Месхетинцы за отдельными исключениями лишены права устраиваться на постоянную работу и на должности, требующие квалификации. Из-за отсутствия постоянной прописки не выплачиваются пенсии, пособия и компенсации. Владельцы автомобилей сталкиваются с множеством проблем при прохождении техосмотров и переоформлении временного учета, вызванных прежде всего бюрократической волокитой и произволом со стороны сотрудников ГАИ.

Дети турок-месхетинцев без ограничений принимаются на учебу в средние школы, но из-за отсутствия прописки они не могут получать образование более высокого уровня. Непрописанным туркам-месхетинцам в основном не отказывают в срочной и плановой медицинской помощи, но по мере введения в крае системы платного и страхового здравоохранения они постепенно лишаются права на врачебное обслуживание.

Действия властей разных уровней в крае в отношении месхетинцев носят дискриминационный характер и направлены на создание для этой группы максимальных трудностей и неудобств. Это выражается, в частности, в нагнетании с помощью СМИ антимигрантского психоза в крае, в установлении усложненных и запутанных процедур регистрации и получения справок, в отказе туркам-месхетинцам в том, на что они имеют право (при подготовке празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне были полностью проигнорированы ветераны — турки-месхетинцы), и в произвольных штрафах со стороны милиции и ГАИ.

Большие проблемы создают действия организаций казачества, ведущих шовинистическую пропаганду и предпринимающих акции, направленные против беженцев «неславянских национальностей». Проводимые казачьими организациями самочинно и совместно с милицией «рейды» по «проверке паспортного режима» сопровождаются несанкционированными обысками домов, рукоприкладством и угрозами в адрес месхетинцев. Подобная практика поощряется местными властями. Для местных властей и радикально-националистических организаций благоприятным является конформизм местных жителей, хотя и поддерживающих хорошие отношения с ближайшими соседями-турками, но при этом восприимчивых к антимигрантской и «антикавказской» пропаганде, идущей «сверху».

Большинство месхетинцев стремятся вернуться в Ахалцихский регион Грузии, однако не имеют возможности сделать это из-за противодействия грузинских властей. Власти Краснодарского края рассматривают возможную в будущем репатриацию месхетинцев как один из поводов для того, чтобы не предоставлять им гражданские права. Вместе с тем контакты представителей краевой администрации с грузинскими правительственными кругами в 1992—1994 гг. и абстрактные обещания последних «начать поэтапное решение месхетинской проблемы», не подкрепленные какими-либо гарантиями, были использованы краевыми властями как предлог для усиления давления на месхетинцев с целью вынудить их покинуть территорию края.

Таким образом, в Краснодарском крае региональными и местными властями при попустительстве и прямой поддержке федеральных властей осуществляется практика, во-первых, произвольного непредоставления легального статуса бывшим гражданам СССР, вынужденно оказавшимся на территории РФ до 1992 г., во-вторых, фактической (не закрепленной нормативными актами или прямыми распоряжениями руководства) дискриминации по этническому признаку.