Европейский Суд по правам человека признал приемлемыми жалобы об убийстве родственников заявителей во время «специальной операции» федеральных сил 5 февраля 2000 года в Новых Алдах (Чечня)
Сегодня стало известно, что решением от 13 декабря 2005 г. Палата из семи судей Европейского Суда по правам человека признала приемлемыми жалобы Юсупа Мусаева (№57941/00), Сулеймана и Тамары Магомадовых (№58699/00), Малики Лабазановой и Хасана Абдулмежидова (№60403/00). Интересы заявительницы представляют юристы Правозащитного центра «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (Лондон).
Заявители — родственники убитых и сами свидетели (за исключением Магомадовых) кровавой бойни, устроенной представителями федеральных сил в пригороде Грозного, поселке Новые Алды, 5 февраля 2000 г., в результате которой более 60 мирных жителей (включая стариков, женщин и детей) были расстреляны, многие дома разграблены и сожжены.
5 февраля 2000 г. с целью осуществления «зачистки» в поселок вступил крупный отряд неопределенного рода войск в сопровождении бронетехники. Все бойцы были в российской военной форме, вооружены и использовали для переговоров портативную рацию. Правительство РФ не отрицает проведение «специальной операции» федеральными силами в этот день, хотя и утверждает, что их участие в убийстве родственников заявителей следствием не доказано.
Первый заявитель, Юсуп Мусаев, стал свидетелем в тот день убийства 9 человек, 7 из которых были его родственниками. 8 февраля 2000 г., к дому этого заявителя на бронетехнике подъехали те же, по его словам, военнослужащие, что проводили зачистку 5го числа и вывезли из его дома все, имеющее какую-то ценность, имущество.
Второй заявитель, Сулейман Магомадов, проживал во время событий в Ингушетии и, узнав о них, приехал в Новые Алды, чтобы похоронить останки двух своих братьев, которые были сожжены (не исключено, что заживо) в своем доме 5 февраля. Третья заявительница — Тамара Магомадова является женой одного из убитых братьев второго заявителя.
Четвертая заявительница, Малика Лабазанова, стала непосредственным свидетелем убийства троих человек, своих родственников со стороны мужа (60-летней женщины, 70-летнего старика и 47-летнего инвалида) во дворе своего дома. Все трое были расстреляны за то, что не смогли собрать определенной суммы денег в качестве выкупа за свою жизнь. Сама заявительница спаслась только благодаря тому, что она умолила солдата, которому приказали убить ее, сохранить ей жизнь. Пятый заявитель, Хасан Абдулмежидов — муж четвертой заявительницы, избежал расстрела, поскольку находился в доме соседей.
Возбужденное 5 марта 2000 г. прокуратурой Чеченской республики уголовное расследование не привело в течение 5 лет ни к каким результатам. Правительство России отказалось предоставить Европейскому Суду копию материалов уголовного дела, несмотря на неоднократное требование Суда об этом.
Перед Европейским Судом Правительство России выдвинуло предварительное возражение о неисчерпании средств внутригосударственной правовой защиты. Это возражение было присоединено Судом к вопросам, которые будут разрешаться при рассмотрении дела по существу. Суд признал жалобу приемлемой по статьям 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской Конвенции о правах человека.
Правозащитный центр «Мемориал» надеется на вынесение окончательного решения в пользу заявительницы.