России предстоит испытание на права человека
Страна должна исполнить ряд обязывающих судебных решений. Ее реакция будет говорить о многом
Недавнее поражение Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека станет суровое испытание готовности государства соблюдать международные стандарты прав человека. 9 июня Страсбургский суд постановил, что неспособность российских властей устранить или ограничить выбросы частного металлургического предприятия в городе Череповце нарушила право Надежды Фадеевой на уважение ее частной жизни и жилища по ст. 8 Европейской Конвенции по правам человека.
Г-жа Фадеева с семьей проживает в «санитарно-защитной зоне» вокруг металлургического завода, где, согласно российскому законодательству, не должен жить никто. Однако единственным исходом ее битвы в российских судах с 1995 г. стала постановка в очередь на переселение.
Решение суда имеет большую значимость по ряду причин. Во-первых, оно стало признанием того, что для г-жи Фадеевой проблема не решена. Суд отклонил ее просьбу предписать российскому правительству переселить ее, но согласился с тем, что одним из возможных решений было бы ее переселение в безопасную местность. Решение является обязывающим в соответствии с международным правом и поэтому Россия должна будет прекратить нарушение прав г-жи Фадеевой. Это означает — помочь ей в переселении или предпринять меры по снижению степени загрязнения. Однако дело имеет также глубокие последствия для других людей, находящихся в аналогичной ситуации (а в непосредственной близости от завода проживают тысячи человек).
Суд справедливо счел, что г-жа Фадеева не обязана была доказывать, что данные загрязнения нанесло вред е здоровью — достаточно было показать, что они представляют серьезный риск для людей, проживающих в этой местности. Это ей удалось при помощи свидетельства Марка Чернайка, эксперта из американской организации Environmental Law Alliance Worldwide.
Г-жу Фадееву представляли юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC) при Лондонском университете Метрополитан и российской правозащитной организации «Мемориал». Центр, созданный в 2003 г., ведет более 60 дел, поданных в Европейский Суд по правам человека заявителями из России и других бывших советских республик .
В феврале центр добился первых положительных решений суда по правам человека относительно тяжелых нарушений, допущенных российской армии в Чечне. В одном из дел суд осудил Россию за «массированное и неразборчивое использование военной силы» при проведении воздушной и артиллерийской бомбардировки деревни Катыр-Юрт в феврале 2000 г. Во втором деле, в октябре 1999 г., российский самолет атаковал колонну гражданских автомобилей, пытавшихся покинуть Грозный, чеченскую столицу, что привело к смерти жителей и работников Красного Креста. Было выпущено 20 снарядов, каждый из которых разрывается на несколько тысяч кусков шрапнели и имеет радиус воздействия более чем в 300 м. В третьем решении суд установил, что российские военнослужащие убили родственников заявителей, обезображенные тела которых были найдены в Грозном в январе 2000 г.
Как и в деле Фадеевой, «чеченские» решения должны быть эффективно приведены в исполнение, что предполагает расследование этих случаев и привлечение к ответственности виновных (некоторые из них названы в решениях). Но для того, чтобы достичь реальных перемен, необходимо осуществить и другие меры — в частности, переписать российские боевые уставы, которые в настоящее время дозволяют и даже поощряют использование избыточной боевой силы.
Каков будет ответ России? До сих пор реакция, которые получал Совет Европы, вызывала обеспокоенность. В ответ на вынесенное в июле прошлого года решение суда по правам человека по делу Илашку против Молдовы и России, связанного с незаконным содержанием под стражей, Министерство иностранных дел выразило «недоумение по поводу непоследовательности, противоречивости, субъективности и явной политической ангажированности» суда. Российское правительство также пыталось добиться отсрочки рассмотрения чеченских дел в Страсбурге, а также закрыть слушание для прессы и посетителей. Еще одна вызывающая беспокойство тенденция — в последнее время правительство начало отвечать безоговорочными отказами на запросы суда о раскрытии материалов внутренних судебных дел, относящихся к предполагаемым грубым нарушениям в Чечне. Однако гораздо серьезнее то, что мирные жители Чечни, пытающиеся найти защиту в суде, подвергаются запугиваниям со стороны сил безопасности. Несколько заявителей, чьи дела ожидали рассмотрения в Страсбурге, были убиты.
Эти признаки нежелания России сотрудничать с судом заставляют предположить, что ситуация усугубляется. Совет Европы, возможно, будет вынужден рассмотреть применение более сильных мер, чтобы убедить Россию подчиниться решениям суда. Конечно, то, в какой степени эти решения могут быть исполнены, станет важной проверкой не только для российского правительства, но и для Совета Европы. Можно только надеяться, что г-же Фадеевой и другим ей подобным не придется ждать слишком долго.
Автор — директор Европейского центра защиты прав человека (EHRAC)