ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РЕГЛАМЕНТ
(июль 2006 г.)
Секретариат Суда
СТРАСБУРГ
Европейский Суд по правам человека,
учитывая положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней,
принял настоящий Регламент:
Правило 1 *
Понятия и термины
Если только из контекста не следует иное, понятия и термины, содержащиеся в настоящем регламенте, имеют следующее значение:
(а) «Конвенция» – Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней;
( b ) «пленарное заседание Суда» – заседание Европейского Суда по правам человека в полном составе;
(с) «Большая Палата» – Большая Палата в составе семнадцати судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;
(d) «Секция» – Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок согласно пункту (b) статьи 26 Конвенции, а «Председатель Секции» – судья, избранный на пленарном заседании Суда согласно пункту (с) статьи 26 Конвенции в качестве Председателя таковой Секции;
(e) «Палата» – Палата в составе семи судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции, а «Председатель Палаты» – судья, председательствующий в таковой Палате;
(f) «Комитет» – комитет в составе трех судей, образованный согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;
(g) «Суд» – либо Суд в полном составе, либо Большая Палата, Секция, Палата, комитет, либо коллегия в составе пяти судей, указанная в пункте 2 статьи 43 Конвенции;
(h) «судья ad hос» – лицо, не являющееся избранным судьей, предложенное Высокой Договаривающейся Стороной согласно пункту 2 статьи 27 Конвенции в качестве члена Большой Палаты или Палаты;
(i) «судья» или «судьи» – судьи, избранные Парламентской Ассамблеей Совета Европы, или судьи ad hос;
(j) «судья-докладчик» – судья, назначенный для выполнения задач, предусмотренных правилами 48 и 49;
(k) «представитель Суда» – судья, назначенный Палатой для участия в работе делегации, а «глава делегации» – представитель Суда, назначенный Палатой для руководства деятельностью делегации;
( l ) «делегация» – орган Суда, состоящий из представителей Суда, членов Секретариата Суда и иных лиц, назначенных Палатой для оказания помощи в работе делегации;
( m ) «Секретарь-Канцлер», «Секретарь» – Секретарь-Канцлер Суда или Секретарь Секции согласно контексту;
( n ) «сторона» или «стороны»:
– Высокая Договаривающаяся Сторона-заявитель или Высокая Договаривающаяся Сторона-ответчик;
– заявитель (лицо, неправительственная организация или группа частных лиц), подавший жалобу на основании статьи 34 Конвенции;
(о) «третья сторона» – любая Высокая Договаривающаяся Сторона или любое заинтересованное лицо, которые в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 36 Конвенции, реализовали свое право или которым было предложено представить письменные замечания либо участвовать в слушании;
( p ) «слушание» или «слушания» – устное разбирательство, проводимое по приемлемости и/или по существу жалобы или в связи с запросом о пересмотре, толковании или консультативном мнении;
( q ) «Комитет Министров» – Комитет Министров Совета Европы;
( r ) «прежний Суд» или «Комиссия» – соответственно Европейский Суд по правам человека и Европейская Комиссия по правам человека, которые были образованы согласно ранее действовавшей статье 19 Конвенции.
РАЗДЕЛ I – Организация и работа Суда
Глава I – Судьи
Правило 2
Исчисление срока пребывания в должности
1. Действие срока пребывания в должности избранного судьи исчисляется со дня избрания. Однако в случае, если судья переизбирается по истечении срока полномочий или избирается для замещения судьи, срок полномочий которого истек или близок к истечению, действие срока полномочий в обоих случаях исчисляется со дня такового истечения.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Конвенции судья, избранный для замещения другого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает этот пост на срок, оставшийся от срока полномочий его предшественника.
3. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Конвенции избранный судья занимает свой пост до того момента, пока его преемник не принесет присягу или не сделает заявление, которые предусмотрены правилом 3.
Правило 3
Присяга или торжественное заявление
1. Перед вступлением в должность каждый избранный судья приносит Суду на первом пленарном заседании Суда, на котором этот судья присутствует, или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:
«Клянусь» – или «Торжественно заявляю» – «что буду выполнять свои обязанности судьи честно, независимо и беспристрастно и буду хранить в тайне содержание всех совещаний судей».
2. Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 4
Деятельность, несовместимая с должностью
На протяжении всего срока пребывания в должности, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Конвенции, судьи не должны осуществлять никакой политической, административной или профессиональной деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. О любой дополнительной деятельности каждый судья должен заявлять Председателю Суда. В случае разногласий между Председателем и соответствующим судьей любой возникший вопрос разрешается на пленарном заседании Суда.
Правило 5
Старшинство
1. старшинство избранных судей устанавливается по дате их избрания, при этом они следуют после Председателя, заместителей Председателя и Председателей Секций; в случае переизбрания, даже если оно происходит не сразу после истечения предыдущего срока полномочий, учитывается время, в течение которого соответствующий судья ранее занимал должность судьи.
2. Старшинство заместителей Председателя Суда, избранных на должность в один и тот же день, устанавливается по продолжительности их пребывания в должности судей. Если продолжительность их пребывания в должности судей одинакова, то старшинство определяется по возрасту. Это же правило применяется к Председателям Секций.
3. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания в должности определяется по возрасту.
4. старшинство судей ad hос определяется по возрасту, при этом они следуют за избранными судьями.
Правило 6
Отставка
Заявление судьи об отставке доводится до сведения Председателя Суда, который направляет его Генеральному Секретарю Совета Европы. С учетом положений пункта 3 in fine правила 24 и пункта 2 правила 26 отставка означает сложение полномочий судьи.
Правило 7
Отстранение от должности
Ни один судья не может быть освобожден от должности, если только прочие судьи, собравшись на пленарное заседание, большинством в две трети голосов пребывающих в должности избранных судей не примут решение о том, что он или она перестали соответствовать предъявляемым к этой должности требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.
Глава II * – Председательство в Суде и роль Бюро
Правило 8 **
Выборы Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций и заместителей Председателей Секций
1. Председатель Суда, два заместителя Председателя Суда и Председатели Секций избираются на пленарном заседании Суда сроком на три года, причем срок пребывания в этих должностях не должен превышать продолжительность их пребывания в должности в качестве судей.
2. Каждая Секция в том же порядке избирает сроком на три года заместителя Председателя, который замещает Председателя Секции в случае, если последний не может выполнять свои обязанности.
3. Судья, избранный на должность в порядке вышеуказанных пунктов 1 или 2, может быть переизбран, но только один раз на должность того же уровня . Данное ограничение на количество сроков пребывания в должности не препятствует судье, занимающему должность, как описано выше, на дату вступления в силу настоящей поправки к правилу 8 *** , быть переизбранным один раз на должность того же уровня .
4. Председатели и заместители Председателей продолжают пребывать в должности до момента избрания их преемников.
5. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся путем тайного голосования; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, то проводится дополнительный тур выборов или проводятся дополнительные туры выборов, пока один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов. При проведении каждого тура от участия в выборах отстраняется кандидат, набравший наименьшее количество голосов. В случае если более чем один кандидат получают наименьшее количество голосов, то от участия в выборах отстраняется только тот кандидат, который занимает последнее место в порядке старшинства, установленного правилом 5. В случае разделения голосов поровну между двумя кандидатами в последнем туре предпочтение отдается судье в порядке старшинства, установленного правилом 5.
Правило 9
Обязанности Председателя Суда
1. Председатель Суда осуществляет руководство работой Суда и управление его делами. Председатель выполняет представительские функции и, в частности, ответствен за отношения Суда с руководящими органами Совета Европы.
2. Председатель Суда председательствует на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой Палаты и заседаниях коллегий в составе пяти судей.
3. Председатель не участвует в рассмотрении дел, которые слушаются в Палатах, за исключением случаев, когда он является судьей, избранным от соответствующей Высокой Договаривающейся Стороны.
Правило 9А *
Роль Бюро
1. (а) Суд располагает Бюро, состоящее из Председателя Суда, заместителей Председателя Суда и Председателей Секций. Если заместитель Председателя Суда или Председатель Секции не может присутствовать на заседании Бюро, он замещается заместителем Председателя Секции, а если это невозможно, следующим старшим членом Секции в соответствии с порядком старшинства, закрепленного в правиле 5.
( b ) Бюро может попросить присутствовать на его заседании любых других членов Суда или иных лиц, присутствие которых оно посчитает необходимым.
2. Работе Бюро помогают Секретарь-Канцлер Суда и заместители Секретаря-Канцлера.
3. Задачей Бюро является оказание помощи Председателю Суда в осуществлении им его функций по управлению работой и организации Суда. В этих целях Председатель Суда может поставить перед Бюро любой административный или внесудебный вопрос, находящийся в его компетенции.
4. Бюро также способствует сотрудничеству между Секциями Суда.
5. Председатель Суда может проводить консультации с Бюро, прежде чем издавать практические инструкции в соответствии с правилом 32 и утверждать общие инструкции, составленные Секретариатом Суда в соответствии с пунктом 4 правила 17.
6. Бюро может составлять доклады для пленарных заседаний Суда. Оно может также вносить предложения на пленарных заседаниях Суда.
7. Во время заседаний Бюро ведется стенограмма, которая распространяется среди судей на обоих официальных языках Суда. Секретарь Бюро назначается Секретарем-Канцлером Суда с согласия Председателя Суда.
Правило 10
Обязанности заместителей Председателя Суда
Заместители Председателя Суда оказывают помощь Председателю Суда. Они замещают Председателя, если он или она не может выполнять свои обязанности или когда должность Председателя вакантна, или по просьбе Председателя. Они также выступают в качестве Председателей Секций.
Правило 11
Замещение Председателя Суда и заместителейПредседателя Суда
Если Председатель Суда и заместители Председателя Суда одновременно не могут выполнять свои обязанности или если их должности одновременно вакантны, то полномочия Председателя Суда принимает на себя Председатель одной из Секций или, если они все отсутствуют, другой избранный судья в порядке старшинства, предусмотренном правилом 5.
Правило 12*
Председательство в Секциях и Палатах
Председатели Секций председательствуют на заседаниях своей Секции и Палат, членами которых они являются, и руководят работой Секций. Заместители Председателей Секций замещают их в случаях, когда Председатели не могут выполнять свои обязанности или если должность Председателя соответствующей Секции вакантна, или по просьбе Председателя Секции. В случаях, когда они не могут председательствовать, эти полномочия принимают на себя судьи Секций или Палат в порядке старшинства, предусмотренном правилом 5.
Правило 13 **
Невозможность председательствовать в Суде
Судьи Суда не вправе председательствовать при рассмотрении дела, если стороной в нем является Высокая Договаривающаяся Сторона, гражданами которой они являются или от которой они избраны судьями, или если они назначены судьями для рассмотрения дела в порядке подпункта (а) пункта 1 правила 29 или пункта 1 правила 30 настоящего Регламента.
Правило 14
Сбалансированное представительство полов
При назначениях, осуществление которых регулируется этой главой и следующей главой настоящего Регламента, Суд проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированного представительства полов.
Глава III – Секретариат
Правило 15
Выборы Секретаря-Канцлера
1. Секретарь-Канцлер Суда избирается на пленарном заседании Суда. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами, иметь познания и опыт работы в области права и управления и знание языков, необходимые для исполнения обязанностей, предусмотренных этим постом.
2. Секретарь-Канцлер избирается сроком на пять лет и может быть переизбран. Секретарь-Канцлер не может быть освобожден от должности, если только судьи, собравшись на пленарное заседание, большинством в две трети голосов пребывающих в должности избранных судей не примут решение о том, что данное лицо перестало соответствовать предъявляемым к этой должности требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.
3. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, выборы проводятся между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается, в первую очередь, кандидату-женщине, если таковая имеется, или старшему по возрасту кандидату.
4. Перед вступлением в должность Секретарь-Канцлер приносит Суду, собравшемуся на пленарное заседание, или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:
«Клянусь» – или «Торжественно заявляю» – «что буду выполнять возложенные на меня обязанности Секретаря-Канцлера Европейского суда по правам человека преданно, благоразумно и добросовестно».
Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 16
Выборы заместителей Секретаря - Канцлера
1. Суд на пленарном заседании избирает также двух заместителей Секретаря - Канцлера в соответствии с такими требованиями, такой процедурой и на такие сроки, которые предписаны предыдущим правилом. При отстранении от должности применятся также порядок, предусмотренный в отношении Секретаря - Канцлера. В обоих случаях Суд предварительно консультируется с Секретарем-Канцлером.
2. Перед вступлением в должность заместитель Секретаря-Канцлера приносит Суду, собравшемуся на пленарное заседание, или, в случае необходимости, Председателю Суда присягу или делает торжественное заявление в формулировке, аналогичной той, которая предписана для Секретаря-Канцлера. Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 17
Обязанности Секретаря-Канцлера
1. под руководством Председателя Суда Секретарь-Канцлер оказывает помощь Суду в осуществлении его функций и отвечает за организацию и деятельность Секретариата.
2. Секретарь-Канцлер хранит архивы Суда и является передаточным звеном, через которое Суд направляет все свои сообщения и уведомления или получает все адресованные ему сообщения и уведомления по делам, которые переданы или должны быть переданы на его рассмотрение.
3. Секретарь-Канцлер, проявляя благоразумие, требуемое от его должности, отвечает на просьбы о предоставлении информации относительно работы Суда и, в частности, на запросы прессы.
4. Работа Секретариата регламентируется общими инструкциями, составленными Секретарем-Канцлером и утвержденными Председателем Суда.
Правило 18
ОрганизацияСекретариата
1. Секретариат состоит из секретариатов Секций, число которых равно Секциям, образованным Судом, а также из отделов, которые выполняют необходимые для Суда функции юридического и административного характера.
2. Секретарь Секции оказывает помощь Секции в выполнении ее функций и в этом ему может помогать заместитель Секретаря Секции.
3. Должностные лица Секретариата, в том числе правовые референты, за исключением Секретаря-Канцлера и его заместителей, назначаются Генеральным Секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или Секретаря-Канцлера, действующего по указанию Председателя.
Глава IV – Порядок работы Суда
Правило 19
Местопребывание Суда
1. Местопребыванием Суда является местопребывание Совета Европы – город Страсбург. Однако Суд вправе выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории государств–членов Совета Европы.
2. На любой стадии рассмотрения жалобы Суд вправе принять решение о необходимости проведения Судом или его членами, одним или несколькими, расследования или выполнения любой иной функции в другом месте.
Правило 20
Пленарные заседания Суда
1. Пленарные заседания Суда созываются Председателем Суда, когда того требует исполнение его обязанностей, предусмотренных Конвенцией и настоящим Регламентом. Председатель Суда созывает пленарное заседание по требованию, по крайней мере, одной трети членов Суда, но в любом случае – один раз в году для рассмотрения административных вопросов.
2. Кворум пленарного заседания Суда составляет две трети от числа избранных судей, находящихся в должности.
3. При отсутствии кворума Председатель откладывает заседание.
Правило 21
Прочие заседания Суда
1. Большая Палата, Палаты и Комитеты работают в течение полного рабочего дня. Тем не менее, по предложению Председателя Суда Суд ежегодно устанавливает сроки сессий.
2. Вне этих сроков Большая палата и Палаты созываются их Председателями в случаях срочной необходимости.
Правило 22
Совещание судей
1. Суд совещается за закрытыми дверями. Содержание совещания сохраняется в тайне.
2. В совещании принимают участие только судьи. Допускается присутствие Секретаря - Канцлера или лица, его замещающего, а также тех должностных лиц Секретариата и переводчиков, помощь которых считается необходимой. Ни одно другое лицо не может быть допущено на совещание, если только Суд не примет о том специальное решение.
3. Прежде чем в Суде будет проведено голосование по какому-либо вопросу, Председатель вправе предложить судьям изложить свои мнения по этому вопросу.
Правило 23
Голосование
1. Суд принимает решения большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну проводится повторное голосование и, если таковое разделение голосов сохраняется, голос Председателя является решающим. Данный пункт применяется, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
2. Решения и постановления Большой Палаты и Палат принимаются большинством голосов судей, участвующих в судебном заседании. Судьи не вправе воздержаться от окончательного голосования по вопросу о приемлемости дела и по существу дела.
3. По общему правилу голосование осуществляется поднятием руки. Председатель вправе провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.
4. Любой вопрос, выносимый на голосование, должен быть сформулирован в точных выражениях.
Правило 23А *
Решение по умолчанию
Если у Суда возникает необходимость разрешить процессуальный или иной вопрос вне рамок назначенного судебного заседания Суда, Председатель может дать указание о раздаче судьям проекта решения и об установлении срока представления судьями их комментариев по проекту решения. Если судья не высказал возражения по проекту решения, презюмируется, что решение принято по истечении срока, установленного для представления замечаний.
Глава V – Состав Суда
Правило 24 **
Состав Большой Палаты
1. Большая Палата состоит из семнадцати судей и, по крайней мере, трех запасных судей.
2. (a) В состав Большой Палаты входят Председатель суда, заместители Председателя суда и председатели секций. Всякий заместитель Председателя суда или Председатель Секции, который не имеет возможности участвовать в заседании в качестве члена Большой Палаты, заменяется заместителем Председателя соответствующей секции.
(b) Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, или, когда это уместно, судья, назначенный в силу правил 29 и 30, заседает в качестве члена Большой Палаты ех officio в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 27 Конвенции.
(c) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату на основании статьи 30 Конвенции, в качестве членов Большой палаты заседают также члены Палаты, уступившей юрисдикцию в пользу Большой палаты.
(d) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, в ее заседаниях не должен участвовать какой-либо судья, который заседал в Палате, вынесшей постановление по переданному таким образом делу, за исключением Председателя этой палаты и судьи, избранного от государства, являющегося стороной в деле, или какого-либо судьи, заседавшего в Палате или Палатах, выносивших решение по вопросу о приемлемости жалобы.
(e) Судьи и запасные судьи, которые должны доукомплектовать состав Большой Палаты по каждому делу, переданному ей, назначаются из числа оставшихся судей Председателем Палаты путем жребия в присутствии Секретаря-Канцлера. Порядок таковой жеребьевки определяется на пленарном заседании Суда с надлежащим учетом необходимости образовать географически сбалансированный состав Большой Палаты, отражающий различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
( f ) Для рассмотрения обращения о вынесении консультативного заключения согласно статье 47 Конвенции состав Большой Палаты формируется в соответствии с положениями подпунктов (а) и (е) пункта 2 настоящего правила.
3. В случае если какие-либо судьи лишаются возможности участвовать в заседании, они заменяются запасными судьями в том порядке, в каком последние были избраны в соответствии с подпунктом (e) пункта 2 настоящего правила.
4. Судьи и запасные судьи, назначенные в соответствии с вышеуказанными положениями, продолжают заседать в Большой Палате при рассмотрении дела до завершения производства. Если они участвовали в рассмотрении дела по существу, то они продолжают рассматривать это дело и по истечении срока своих полномочий. Данная процедура применима также к производству по консультативным заключениям.
5. ( a ) Коллегия в составе пяти судей Большой палаты, призванная рассматривать обращения, которые поступили в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, состоит из:
– Председателя Суда. Если Председатель Суда лишен возможности участвовать в заседании, он заменяется заместителем Председателя Суда в порядке старшинства;
– двух Председателей секций в порядке ротации. Если Председатели Секций лишены возможности участвовать в заседании, они заменяются заместителями Председателей их Секций;
– двух судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в рассмотрении обращений на шестимесячный срок;
– как минимум, двух запасных судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок;
( b ) Коллегия, рассматривающая обращение, не может включать в себя судей, принимавших участие в рассмотрении дела по вопросу приемлемости и по существу дела.
(с) Ни один судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, направившей обращение, или являющийся ее гражданином, не вправе быть членом коллегии, рассматривающей обращение. Судья, назначенный Высокой Договаривающейся Стороной, но избранный от другой Высокой Договаривающейся Стороны, также не вправе принимать участие в рассмотрении такого обращения.
( d ) Всякий член коллегии, который не имеет возможности участвовать в заседании по причинам, указанным в подпункте ( b ) или (с), заменяется запасным судьей, назначаемым в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок.
Правило 25
Создание Секций
1. Палаты, предусмотренные статьей 26 (b) Конвенции (именуемые в настоящем Регламенте «Секции»), образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя сроком на три года и действуют с момента избрания Председателей и их заместителей согласно правилу 8. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.
2. Каждый судья является членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
3. В случаях, когда судья перестает быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его или ее место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена Суда.
4. Председатель Суда вправе, в виде исключения, вносить изменения в состав Секций, если того требуют обстоятельства.
5. По предложению Председателя Суд на пленарном заседании вправе образовать дополнительную Секцию.
Правило 26 *
Образование Палат
1. Палаты в составе семи судей, предусмотренные пунктом 1 статьи 27 Конвенции для рассмотрения дел, которые переданы в Суд, образуются из числа судей Секций следующим образом.
(а) По каждому делу в состав Палаты входит Председатель Секции и судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле в соответствии с пунктом 2 настоящего правила и последним предложением пункта 4 правила 28. Если последний не является членом Секции, которой была передана жалоба согласно правилам 51 или 52, то этот судья заседает в качестве члена Палаты ех officio в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Конвенции. Если судья не имеет возможности или отказывается участвовать в заседании, применяется правило 29.
(b) Остальные члены Палаты назначаются Председателем Секции из числа членов соответствующей Секции в порядке очередности.
(с) Члены Секции, не назначенные в таком порядке, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей.
2. Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, против которого подана жалоба, или, когда это применимо, другой избранный судья или судья ad hoc , назначенный в соответствии с правилами 29 и 30, может быть освобожден от участия в заседаниях, посвященных рассмотрению подготовительных или процедурных вопросов. Предполагается, что для участия в таких заседаниях Договаривающаяся Сторона должна назначить вместо такого судьи первого запасного судью в соответствии с пунктом 1 правила 29.
3. Судьи, приступившие к рассмотрению дела по существу, продолжают рассматривать его и по истечении срока своих полномочий.
Правило 27
Комитеты
1. Комитеты в составе трех судей из одной Секции образуются согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции. Количество создаваемыхКомитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.
2. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из числа членов Секции в порядке очередности, за исключением Председателя Секции.
3. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не имеют возможности участвовать в заседании.
4. Председательствующим в каждом Комитете является тот из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.
Правило 28 *
Невозможность участвовать в заседании, отказ и освобождение от участия в заседании
1. Судья, которому надлежит участвовать в заседании и который по каким-либо обстоятельствам не имеет возможности в нем участвовать, как можно раньше уведомляет об этом Председателя Палаты.
2. Судья не вправе принимать участие в рассмотрении какого-либо дела, если:
(а) он или она имеет личный интерес в деле, в том числе по причине состояния в браке, родственных или иных близких семейных, личных или профессиональных отношений или отношений подчиненности с одной из сторон;
( b ) он или она ранее выступал(а) по данному делу либо в качестве официального уполномоченного, адвоката или советника какой-либо из сторон или лица, имеющего интерес в этом деле, либо в качестве члена иного национального или международного судебного органа или комиссии по расследованию, либо в любом ином качестве;
(с) он или она, будучи судьей ad hoc или бывшим судьей, избранным от одной из Высоких Договаривающихся Сторон, продолжающим выполнять свои обязанности в силу пункта 3 правила 26, участвует в политической или административной или иной профессиональной деятельности, не совместимой с его или ее независимостью или беспристрастностью;
( d ) он или она публично выражают мнения через средства массовой информации, в письменном виде, посредством его или ее публичных действий или иным образом, которые могут неблагоприятно сказаться на его или ее беспристрастности;
(е) по иным причинам его или ее независимость или беспристрастность могут быть поставлены под сомнение.
3. Если судья отказывается от участия в заседании по одной из указанных причин, то он или она должен(на) уведомить об этом Председателя Палаты, который освобождает этого судью от участия в заседании.
4. Если у судьи ли у Председателя имеются сомнения по вопросу наличия оснований, указанных в пункте 2 настоящего правила, этот вопрос передается на разрешение Палаты. После заслушивания мнения такого судьи Палата проводит совещание за закрытыми дверями и голосование без участия такого судьи. Для проведения совещания за закрытыми дверями и голосования по данному вопросу этот судья заменяется первым запасным судьей Палаты. Эта же процедура применяется в случае, если судья участвует в рассмотрении дела от Высокой Договаривающейся Стороны, против которой подана жалоба. В этом случае считается, что Высокая Договаривающаяся Сторона назначила первого запасного судью участвовать в рассмотрении дела вместо него в соответствии с пунктом 1 правила 29.
5. Приведенные выше положения также применяются к участию судьи в рассмотрении дел в Комитете; при этом уведомление в соответствии с пунктами 1 или 3 настоящего правила направляется Председателю Секции.
Правило 29 *
Судьи ad hoc
1. (а) Если судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле, не имеет возможности участвовать в заседании Палаты или отказывается от участия, то Председатель Палаты предлагает этой Высокой Договаривающейся Стороне сообщить, намерена ли она назначить для участия в заседании в качестве судьи судью, избранного от другой Высокой Договаривающейся Стороны, или судью ad hoc, и, в случае такого намерения одновременно указать назначенное лицо.
( b ) Если назначенное таким образом лицо не имеет возможности участвовать в заседании или отказывается от участия в нем, то применяется это же правило.
(с) Судья ad hoc должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 21 Конвенции, не должен не иметь возможности участвовать в рассмотрении дела по какому-либо из оснований, перечисленных в правиле 28 настоящего Регламента, и должен соответствовать требованию доступности и присутствовать на заседаниях в соответствии с пунктом 5 настоящего правила.
2. Считается, что Высокая Договаривающаяся Сторона лишилась своего права назначить судью, если она не представила свой ответ в срок 30 дней или по истечении срока, продленного по разрешению Председателя Палаты. Также считается, что Высокая Договаривающаяся Сторона, выступающей стороной в деле, лишилась своего права назначить судью, если она дважды назначила в качестве судьи ad hoc лиц, которые, по мнению Палаты, не соответствуют требованиям, установленным в пункте 1 (с) настоящего правила.
3. Председатель Палаты может принять решение не предлагать Высокой Договаривающейся Стороне, выступающей стороной в деле, назначить судью в соответствии с пунктом 1 (а) настоящего правила, до тех пор, пока Высокая Договаривающаяся Сторона не будет уведомлена о жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 54 настоящего Регламента. В этом случае считается, что до назначения судьи Высокая Договаривающаяся Сторона назначила первого запасного судью принимать участие в рассмотрении дела вместо судьи, избранного от этой высокой Договаривающейся Стороны.
4. Судья ad hoc на открытии первого после его назначения заседания, на котором будет рассматриваться дело, принимает присягу или делает торжественное заявление, предусмотренное правилом 3. Об этом акте делается запись в протоколе.
5. Судьи ad hoc должны быть доступны Суду и в соответствии с пунктом 2 правила 26 должны присутствовать на заседаниях Палаты.
Правило 30 *
Общий интерес в деле
1. Если две или более Высоких Договаривающихся Сторон, выступающих заявителями или ответчиками, имеют общий интерес в деле, Председатель Суда вправе предложить им договориться о назначении одного общего судьи, избранного от одной из этих Высоких Договаривающихся Сторон, или судьи ad hoc в качестве судьи общего интереса. Если таковые Стороны не могут договориться, то Председатель путем жребия определяет судью общего интереса из числа судей, предложенных этими Сторонами.
2. Председатель Палаты вправе принять решение не предлагать таким Договаривающимся Сторонам назначить судью в порядке пункта 1 настоящего правила до тех пор, пока они не будут уведомлены о подобной жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 52 настоящего Регламента.
3. В случае разногласий относительно наличия общего интереса или любого смежного вопроса Палата, в случае необходимости, принимает об этом решение после получения в письменном виде доводов от затронутых Высоких Договаривающихся Сторон.
_______________________________________________________________________________________
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 7 июля 2003 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 7 июля 2003 г.
** С учетом поправок, принятых Европейским Судом 7 ноября 2005.
*** 1 декабря 2005 г.
* Внесено Европейским Судом 7 июля 2003 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 17 июня и 8 июля 2002 г.
** С учетом поправок, принятых Европейским Судом 4 июля 2005 г.
* Внесено Европейским Судом 13 декабря 2004 г.
** С учетом поправок, принятых Европейским Судом 8 декабря 2000 г., 13 декабря 2004 г., 4 июля 2005 г., 7 ноября 2005 г. и 29 мая 2006 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 17 июня и 8 июля 2002 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 17 июня и 8 июля 2002 г. и 13 декабря 2004 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 17 июня и 8 июля 2002 г.
* С учетом поправок, принятых Европейским Судом 7 июля 2003 г.