Промежуточная резолюция ResDH(2003)123 в отношении решения Европейского суда по правам человека по делу «Калашников против Российской Федерации» от 15 июля 2002 года, вступившего в силу 15 октября 2002 года,
(Принята 4 июня 2003 года на 81-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей)
В соответствии с положениями п. 2 ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколом № 11 (ниже именуемых «Конвенцией»), Комитет Министров, Исходя из решения Европейского суда по правам человека («Суда») от 15 июля 2002 года по делу Калашникова, препровожденного в Комитет Министров после его окончательного вступления в силу согласно статье 44 Конвенции;
Напоминая, что дело было возбуждено по заявлению (No. 47095/99) против Российской Федерации, поданному в Суд 1 декабря 1998 г. согласно ст. 32 Конвенции гражданином России г-ном Валерием Ермиловичем Калашниковым, и что Суд признал приемлемыми жалобы на плохие условия, в которых заявитель содержался до суда в 1995–2000 гг., в связи, в частности, со значительным переполнением и антисанитарными условиями в местах лишения свободы; и жалобы в связи с чрезмерной продолжительностью данного заключения и судебного производства по уголовному делу, возбужденному против него;
В своем решении от 15 июля 2002 года Суд единогласно:
— счел, что имело место нарушение ст. 3 Конвенции в отношении условий предварительного заключения заявителя, равносильного унижающему достоинство обращению;
— счел, что имели место нарушения п. 3 ст. 5 ввиду чрезмерной продолжительности содержания заявителя в предварительном заключении;
— счел, что имело место нарушение п. 1 ст. 6 ввиду чрезмерной продолжительности уголовного разбирательства;
— счел, что правительство государства-ответчика должно выплатить заявителю в трехмесячный срок с даты оглашения решения Суда следующих сумм, подлежащих конвертации в российские рубли по курсу, действующему на дату платежа: — 5 тыс. евро в погашение нематериального ущерба; — 3 тыс. евро в погашение издержек и расходов, а также простого процента по ставке, равной предельной ставке по кредитам Европейского центрального банка плюс три процента, начисляемого с момента истечения вышеуказанного трехмесячного срока вплоть до полного расчета;
— отказал в удовлетворении остальных исковых требований о выплате справедливой компенсации;
Напоминая об обязанности каждого государства в соответствии с п. 1 ст. 46 Конвенции соблюдать решения Суда, что предполагает также принятие общих мер по предупреждению новых нарушений Конвенции, сходных с теми, которые были констатированы в решениях Суда;
Подчеркивая, что необходимость принятия таких мер тем более настоятельна, если в решении вскрываются структурные проблемы, вызывающие многочисленные новые нарушения Конвенции аналогичного характера;
Предложив Российской Федерации информировать его о мерах, принятых или принимаемых во исполнение настоящего решения;
Убедившись, что 17 декабря 2002 г., в установленный срок, правительство-ответчик выплатило заявителю суммы, указанные в решении;
Рассмотрев информацию, представленную российскими властями в отношении мер, принятых на настоящий момент, принимаемых или планируемых для предупреждения новых нарушений, аналогичным констатированным (данная информация содержится в приложении к настоящей резолюции);
Отмечая, что общие меры, требуемые по настоящему решению, тесно связаны с продолжающимся реформированием уголовной политики и системы исполнения наказаний Российской Федерации и приветствуя достигнутый на настоящее время прогресс в этой области; Отмечая, в частности, с удовлетворением значительное уменьшение перегруженности в местах предварительного заключения (СИЗО) и связанное с этим улучшение санитарных условий, что подтверждается статистической информацией, представленной недавно Комитету российскими властями (см. приложение);
Считая, тем не менее, что необходимы дальнейшие меры для разрешения структурных проблем, отмеченных в настоящем решении; Подчеркивая необходимость принятия властями срочных мер, направленных на устранение переполнения в тех СИЗО, где эта проблема все еще присутствует (57 из 89 российских регионов), и приведение санитарных условий содержания в соответствие с требованиями Конвенции, ПРИЗЫВАЕТ российские власти продолжать и наращивать проведение реформ с целью приведения условий содержания во всех местах предварительного заключения с требованиями Конвенции, в частности тех, которые приведены в решении по делу Калашникова, в интересах эффективного предотвращения новых аналогичных нарушений;
ПРЕДЛАГАЕТ властям продолжать информировать Комитет о конкретном улучшении ситуации, в частности, представляя соответствующие статистические данные о состоянии переполнения и санитарно-гигиенических условиях в местах предварительного заключения;
ПОСТАНОВЛЯЕТ рассмотреть на одном из своих заседаний не позднее октября 2004 года ход осуществления общих мер, необходимых для эффективного предотвращения аналогичных нарушений Конвенции.
Приложение к резолюции ResDH(2003)123
Информация, представленная правительством Российской Федерации при рассмотрении дела Калашникова Комитетом Министров (перевод с английского)
В отношении предварительного заключения правительство в полной мере сознает наличие структурных проблем, установленных в решении по делу Калашникова, и намерено разрешать их в соответствии с обязательствами России по Европейской конвенции и решениями Суда. Это намерение подтверждается, среди прочего, целым рядом конкретных мер, принятых до и после оглашения решения по делу Калашникова 15 июля 2002 г. Правительство, в частности, ссылается на две масштабные реформы, которые уже привели к существенному улучшению условий предварительного заключения и к постепенному приведению их в соответствие с требованиями Конвенции: введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса с 1 июля 2002 года повлекло за собой значительное сокращение числа обвиняемых, находящихся в заключении до суда, что в том числе связано и с передачей судам полномочий по даче санкций на заключение под стражу и с ужесточением требований к основаниям для помещения в предварительное заключение. Благодаря этому число лиц, помещаемых в предварительное заключение в среднем за месяц, сократилось с 10 тысяч в 2001 году до 3700 в сентябре-октябре 2002 года. В связи с этим общая численность лиц в предварительном заключении снизилась со 199 тысяч в октябре 2002 г. до 137 тысяч в октябре 2002 года, что привело к существенному уменьшению перелимита в местах предварительного заключения (СИЗО);
Федеральная программа реформирования системы исполнения наказаний Министерства юстиции на 2002–2006 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ 29 августа 2001 года, предусматривает строительство новых следственных изоляторов (СИЗО) на 10 130 мест и проведение реконструкции в целом ряде действующих учреждений, в том числе с целью улучшения санитарно-гигиенических условий содержания. За 2002 год в российских СИЗО уже создано 838 новых мест. В результате принятия вышеперечисленных мер на 1 января 2003 г. жилая площадь, приходящаяся на каждого заключенного, составила 3,46 кв.м. Предусматривается дальнейшее улучшение ситуации. В 32 из 89 российских регионов число содержащихся в предварительном заключении уже не превышает расчетной вместимости выделенных для них помещений. В ноябре 2002 года Министерство юстиции в своем ведомственном бюллетене («Ведомости УИС, № 8 за 2002 г. опубликовало доклады Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (КПП) по итогам посещений подведомственных Министерству мест лишения свободы (т.е. мест предварительного заключения и тюрем). Правительство считает, что данная публикация будет весьма полезной с точки зрения приведения условий предварительного заключения в соответствие с требованиями Конвенции в тесном взаимодействии с КПП.
В отношении чрезмерной продолжительности предварительного заключения и рассмотрения дела в суде российские власти указали, что новый Уголовно-процессуальный кодекс будет очень полезен с точки зрения предупреждения новых аналогичных нарушений, ибо наделяет суды исключительным правом в решении вопросов помещения в предварительное заключения и его продления и устанавливает более сжатые сроки на проведение следствия и судебного разбирательства (см. ст. 109, 162, 255). После вынесения решения по делу Калашникова заместитель председателя Верховного суда 5 сентября 2002 г. разослал во все областные и республиканские суды циркулярное письмо, указывающее на недопустимость необоснованного затягивания рассмотрения дел, исходя из тех нарушений, которые были установлены по делу Калашникова. В циркуляре подчеркивается, что решение по делу Калашникова имеет прецедентный характер и влечет за собой весьма серьезные последствия, так как в нем отражена позиция Суда по важным вопросам, связанным с основными правами граждан, в отношении которых ведется уголовное судопроизводство, включая право на рассмотрение дела судом в разумные сроки. В заключительной части циркуляра всем судам поручается обеспечить строгое соблюдение процессуальных сроков, установленных в Уголовно-процессуальном кодексе для проведения следствия и судебного рассмотрения дел, избегать необоснованного затягивания производства. Правительством также обеспечено опубликование решения по делу Калашникова (на русском языке) в официальном ежедневном издании «Российская газета» (за 17 и 19 октября 2002 г.), где публикуются все законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Решение также опубликовано в ряде российских юридических специализированных журналов, помещено в базах данных на «Интернете» и легко доступно для органов власти и общественности. Принимая во внимание такое широкое распространение решения по делу Калашникова и его обязательность по российскому законодательству, Правительство убеждено, что российские суды будут обязательно учитывать его в своей практической работе, стремясь к обеспечению того, чтобы предварительное заключение использовалось только при наличии убедительных и достаточных оснований в соответствии с требованиями п. 3 ст. 5, а производство по уголовным делам проводилось в разумные сроки согласно требованиям п. 1 ст. 6 Конвенции.