Порядок надзора Комитета министров Совета Европы за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека
Регламент, принятый Комитетом министров Совета Европы для применения пункта 2 Статьи 46 Европейской конвенции о правах человека (утвержден Комитетом министров Совета Европы 10 января 2001 г. на 736-м заседании заместителей министров)
Правило 1. Общие положения
a. Надзор Комитета министров за исполнением постановлений Суда в принципе осуществляется на специальных заседаниях по правам человека, повестка дня которых является открытой.
b. Если не принято иное решение, предусмотренное настоящим регламентом, то при рассмотрении дел по пункту 2 Статьи 46 Конвенции применяется общий регламент проведения заседаний Комитета министров и заседаний заместителей министров.
c. Если пост председателя Комитета министров занимает представитель государства, которое является стороной в деле, переданном на рассмотрение в Комитет министров согласно пункту 2 Статьи 46 Конвенции, этот представитель уступает пост председателя на время любого обсуждения этого дела.
Правило 2. Внесение дел в повестку дня
Когда постановление передано в Комитет министров в соответствии с пунктом 2 Статьи 46 Конвенции, дело вносится в повестку дня Комитета безотлагательно.
Правило 3. Информирование Комитета министров о мерах, принятых для исполнения постановления
a. Когда в постановлении, переданном в Комитет министров с соответствии с пунктом 2 Статьи 46 Конвенции, Суд постановил, что имело место нарушение Конвенции или ее протоколов, и (или) назначил справедливую компенсацию потерпевшей стороне в соответствии со Статьей 41 Конвенции, Комитет приглашает заинтересованное Государство для информирования Комитета о мерах, которые Государство приняло по результатам вынесения постановления Суда с учетом обязательства Государства выполнить это постановление, как установлено пунктом 1 Статьи 46 Конвенции.
b. При осуществлении надзора за исполнением постановления Государством-ответчиком в соответствии с пунктом 2 Статьи 46 Конвенции Комитет министров рассматривает:
— была ли выплачена любая справедливая компенсация, присужденная Судом, включающая — в зависимости от обстоятельств — и пени;
и, если требуется, принимая во внимание свободу усмотрения заинтересованного Государства в выборе способа, необходимого для исполнения постановления, рассматривает:
— были ли приняты индивидуальные меры1 для гарантирования того, чтобы нарушение было пресечено, а потерпевшая сторона была бы поставлена настолько, насколько это возможно, в то же положение, в котором эта сторона находилась до нарушения Конвенции;
— были ли приняты общие меры2 для предотвращения новых нарушений, подобных тому или тем, которые были выявлены, или для пресечения длящихся нарушений.
Правило 4. Интервалы надзора
a. До тех пор пока заинтересованное Государство не предоставило информацию о выплате справедливой компенсации, присужденной Судом, или относительно возможных индивидуальных мер, дело вносится в повестку дня каждого заседания Комитета министров, посвященного правам человека, пока Комитет не примет иного решения.
b. Если заинтересованное Государство информирует Комитет министров о том, что оно пока не может сообщить Комитету, что общие меры, необходимые для обеспечения выполнения вынесенного постановления, были приняты, дело вновь вносится в повестку дня заседания Комитета министров, которое должно состояться не позднее, чем через шесть месяцев, если только Комитет не примет иного решения; то же самое правило применяется, когда этот срок истекает, и для каждого последующего срока.
Правило 5. Доступ к информации
Без ущерба для конфиденциального характера совещаний Комитета министров, в соответствии со Статьей 21 Устава Совета Европы, информация, переданная Государством Комитету министров в соответствии со Статьей 46 Конвенции, и документы, относящиеся к ней, должны быть доступны гражданам, если только Комитет не примет иного решения для того, чтобы оградить законные публичные и частные интересы. При решении таких вопросов Комитет министров принимает во внимание обоснованные запросы заинтересованного Государства или заинтересованных Государств, равно как и интерес потерпевшей стороны или третьей стороны в том, чтобы их личности не раскрывались.
Правило 6. Сообщения Комитету министров
a. Комитет министров вправе рассматривать любое сообщение от потерпевшей стороны относительно выплаты справедливой компенсации или принятия индивидуальных мер.
b. Секретариат доводит таковые сообщения до сведения Комитета министров.
Правило 7. Промежуточные резолюции
В ходе своего надзора за исполнением постановления Комитет министров вправе принимать промежуточные резолюции, в особенности для того, чтобы обеспечивать информацией о ходе исполнения постановления или, когда это уместно, выразить озабоченность и (или) внести соответствующие предложения, касающиеся исполнения постановления.
Правило 8. Заключительная резолюция
После того, как Комитет Министров установит, что заинтересованное Государство предприняло все необходимые меры для исполнения постановления, то Комитет Министров принимает резолюцию о том, что свои функции по пункту 2 Статьи 46 Конвенции он выполнил.
1 Например, снятие необоснованной судимости, предоставление вида на жительство или возобновление производства по делу, результаты которого были оспорены в Суде (по последнему вопросу см. Рекомендацию Комитета министров совета Европы No R (2000) 2 по пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с постановлениями Европейского Суда по правам человека, принятую 19 января 2000 г. на 649-м заседании заместителей министров.
2 Например, внесение поправок в законодательные акты и подзаконные нормативные акты, изменения в судебной прецедентной практике или в административной практике, публикация постановления Суда на языке государства-ответчика и распространение этого постановления среди соответствующих государственных органов.