Учебный семинар-2003 (Москва)
Московский тренинг «Обращение с жалобами в Европейский Суд по правам человека»
Проведение тренингов является одним из основных видов деятельности EHRAC. В рамках своей кампании по усилению возможностей и углублению понимания принципов деятельности Европейского Суда по правам человека среди юристов и правозащитников в Российской Федерации, EHRAC совместно со своим российским партнером — правозащитным центром «Мемориал» — провел в сентябре 2003 г. трехдневный учебный семинар-тренинг в Голицыно (Подмосковье).
Тренинг был направлен на тех, кто хотел бы вести процессы в Европейском Суде, а также тех, кто уже занимается подачей дел в страсбургский суд. Курс включал сессии по процессуальным вопросам, приемлемости, написанию жалоб и доказательствам и по материальному праву, в том числе право на жизнь и запрет пыток и бесчеловечного и унижающего обращения.
Курс был разработан с таким расчетом, чтобы затронуть все аспекты судопроизводства в Европейском Суде — от подачи первоначальной жалобы до решения по существу, а также консультации по решению практических проблем, возникающих после вынесения постановления — в частности, взаимодействия с прессой и исполнения решений.
Тренинг вели шестеро тренеров, который имеют значительный опыт ведения дел в Европейском Суде по правам человека:
- Профессор Билл Бауринг (барристер и профессор права, Лондонский университет Метрополитан)
- Филип Лич (солиситор и старший преподаватель права, Лондонский университет Метрополитан)
- Руперт Д’Крус (барристер, палата Леолин Прайс)
- Джессика Саймор (барристер, палата Матрикс Чемберс)
- Профессор Доуве Корф (профессор права, Лондонский университет Метрополитан)
- Мириам Кэррион (барристер, 36 Бедфорд Роу)
В сессии участвовали представители «Мемориала», «Правовой инициативы по Чечне», Московской хельсинкской группы, «Доброго дела», «Сутяжника» и других НПО российского правозащитного сообщества.
Делегаты были полны воодушевления и им понравился использованный интерактивный подход, включавший учебный судебный процесс, проведенный после лекционных сессий. Делегаты разделились на группы, представлявшие заявителя, правительство и судей Европейского Суда в отношении к сценарию, который они предварительно исследовали, воспользовавшись предоставленным доступом в интернет. Другим преимуществом этого подхода было разделение делегатов на две отдельные группы на определенные сессии. Это позволило приспособить лекции и другие виды деятельности к конкретным потребностям делегатов в зависимости от уровня их опыта в общении с Европейским Судом.
EHRAC получил очень положительные отзывы от участников, которые отметили, что «высокий уровень профессионализма» и «богатый опыт» лекторов значительно повысил ценность учебных сессий. Делегатам был предоставлен подробный учебный материал, на что участники также отреагировали положительно. Ввиду этой реакции мы в ближайшем будущем намереваемся распространить около 2 тыс. экземпляров учебных материалов заинтересованным лицам.