Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в сентябре 2002 года О противодействии отмыванию доходов27 сентября приняты во втором и третьем чтениях федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и связанный с ним "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях", внесенные Президентом. Сфера применения закона "О противодействии легализации…" под давлением ФАТФ расширяется: закон распространяется на деятельность по финансированию терроризма и экстремизма. Вводится обязательный контроль над финансово-имущественными операциями, если хотя бы одной из сторон в них является лицо, заподозренное в терроризме. При этом порядок определения перечня экстремистских организаций либо заподозренных в сотрудничестве с ними будет устанавливаться… Правительством, которое, как следует из новой редакции статьи 8 закона, помимо обязательных оснований для признания организации экстремистской (соответствующее решение суда, международное соглашение) будет руководствоваться некими дополнительными, не раскрываемыми в законе, мотивами. Очевидно, война с терроризмом стала идеальным поводом для вмешательства разного рода полиций в коммерческую деятельность. Под соусом антитерроризма-антиэкстремизма становится возможным и даже необходимым нарушение коммерческой тайны, торможение "на срок до пяти рабочих дней" перечисления средств, что будет использоваться в каких угодно целях (коррупционных, криминальных), как это принято среди проверяющих инстанций. При этом оговаривается, что предоставление банковскими и иными организациями в финансовую разведку предусмотренных данным законом сведений "не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств)". Приостановление операций, для осуществления антиотмывочно-антитеррористической санации, отказ от выполнения операций также не являются "основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров". Расширяется и перечень субъектов, подлежащих контролю. В их число включаются, в частности, все организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий. Представляется, что это налагает дополнительные и трудноразрешимые тяготы на мелкий и средний ювелирный бизнес и пролоббировано, наверняка, крупными воротилами этой сферы рынка. Дополнениями, вносимыми в КоАП, устанавливается ответственность за нарушения антиотмывочного законодательства. Неисполнение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, фискальных требований закона "О противодействии…" влечет наложение штрафа, составляющего для должностных лиц от 100 до 200 МРОТ, а для организаций - от 500 до 5000 МРОТ. В административном производстве появляется еще один, уже 62-й по счету, контролирующий орган, полномочный рассматривать дела и накладывать взыскания. Анализ законопроекта, принятого в первом чтении, см. в 42 выпуске обзора.
|