Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в сентябре 2002 года О национально-культурной автономии27 сентября во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии", внесенный Правительством. В результате второго чтения появился текст, снимающий решительные возражения, которые вызывал первоначальный вариант законопроекта. Возможно, ликвидация Миннаца оказала благотворное действие, так как проект разрабатывался под руководством бывшего министра по делам национальностей Александра Блохина и представлялся им в первом чтении. Приняты все поправки, предложенные депутатом Сергеем Ковалевым (СПС). Исключены нормы о создании федеральной национально-культурной автономии (НКА) не менее чем тремя четвертями региональных НКА "соответствующей национальной направленности", что вновь уравнивает эти образования с иными общественными объединениями. Сняты положения, обязывающие региональные НКА автоматически принимать в себя все местные автономии данной этнической общности и, соответственно, федеральную НКА - так же автоматически принимать в свой состав все региональные организации. Сняты и положения, лишающие автономии права отказать гражданину в приеме в члены национально-культурной автономии по мотивам нецелесообразности, в результате чего в первичные НКА могли бы внедряться разного рода провокаторы. Восстановлена и приведена в соответствие с Конституцией статья о приоритете норм международного права, касающихся права на объединение и положения национально-культурных меньшинств. Так что по большому счету НКА оставили в покое и отказались - пока, во всяком случае, - от идеи их "вертикализации". Возможно, решили не мелочиться. Это тем более отрадно, что, согласившись с неприемлемостью перечисленных положений первого чтения и исправив текст с одной стороны, Комитет Думы по делам национальностей чуть было ни испортил его еще основательней с другой. Предложенные Комитетом к принятию поправки допускали создание на местном, региональном, федеральном уровнях только по одной НКА "граждан, относящих себя к определенной этнической общности". Это чудовищное упорядочивание общественных объединений грубо нарушало бы Конституцию, упраздняя свободу деятельности общественных объединений. Правительство поддержало позицию фракции СПС, высказавшей категорическое несогласие с таким искусственным укрупнением. Поправки Комитета были отклонены. Таким образом, с учетом некоторой конкретизации других положений, действующий закон подвергся даже некоторому улучшению, во всяком случае - не был радикально испорчен. Ситуация для нынешней Думы не вполне обычная: от Правительства может ли быть что доброе? Конечно, без ложки дегтя не обошлось. Опять-таки вопреки позиции Комитета, сохранено имевшееся в тексте первого чтения добавление, что НКА определенной национальной ориентации может образовываться лишь "общностями", находящимися в "ситуации национального меньшинства на соответствующей территории". Направлено это против образования русских НКА в Москве или Костромской области, татарских - в Татарстане и имеет, следовательно, излюбленный властью антиэкстремистский оттенок. Непонятно, каким образом может устанавливаться "национальное меньшинство" с учетом конституционного права каждого самостоятельно определять (или не определять) свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Русские НКА (не только в Тыве) имеют право на существование, хотя Минюст традиционно противился их регистрации. Теперь бывшие до сих пор незаконными отказы в регистрации национальных НКА по признаку "общности большинства" узаконены. Большинство ли, не большинство - бог весть. Но право на объединение этого абстрактного большинства нарушается. Анализ законопроекта, принятого в первом чтении, см. в 30 выпуске обзора. |