Законотворческий процесс в Государственной Думе
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года
Блок "Армия и права человека"
Итоги работы Госдумы над военным законодательством
Изменения и дополнения в Федеральные законы "О воинской
обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", вступившие
в силу в 2002 году
- Федеральный закон "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе" и статью 50 закона Российской
Федерации "Об образовании" № 20-ФЗ от 13.02.2002 г. - разрешил предоставлять
отсрочки от призыва на военную службу школьникам в возрасте от 18 до 20 лет,
но ввел более жесткие условия предоставления отсрочек от призыва для получения
гражданами профессионального образования.
- Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 статьи 19 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" и пункт 6 статьи 35 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе" № 56-ФЗ от 21.05.2002
г. - отменил обязательное обучение курсантов военных учебных заведений гражданской
специальности.
- Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О
воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе
военнослужащих" № 75-ФЗ от 28.06.2002г. - уточнил формулировки условий
увольнения военнослужащих с военной службы и их статус при увольнении.
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
противодействии экстремистской деятельности" № 112-ФЗ от 25.07.2002 г.
- внес изменения в статьи 34 и 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" о запрете заключения контракта о прохождении военной службы с
гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением
суда права занимать воинские должности в течение указанного срока и об обязательном
увольнении с военной службы военнослужащего в связи с вступлением в законную
силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности
в течение определенного срока.
- Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" № 113-ФЗ
от 25.07.2002г. - внес изменения в статьи 27, 29 и 55 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" о включении в состав членов призывных комиссий
района и субъекта Российской Федерации представителей соответствующего органа
федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов,
касающихся альтернативной гражданской службы) и о том, что граждане, прошедшие
альтернативную гражданскую службу, освобождаются от военных сборов.
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
государственного управления в области пожарной безопасности" № 116-ФЗ
от 25.07.2002 г. - внес изменения:
- в статью 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о
том, что граждане проходят военную службу кроме указанных в этой статье
войск, органов и формирований еще и в воинских подразделениях Государственной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
- в статью 8 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о
том, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу
в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий определяются Правительством Российской Федерации);
- в статью 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (
о том, что гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие
государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего
профессионального образования и проходящим службу в Государственной противопожарной
службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а
также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или
окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные
звания, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу);
- в статью 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о
том, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может
быть досрочно уволен с военной службы в связи с переходом на службу в
Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий);
- в статью 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о
том, что гражданам, проходящим службу в Государственной противопожарной
службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военно-учетная
специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по
согласованию с руководителями указанным органов);
- в пункты "б" и "в" статьи 55 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" (о том, что сотрудники и гражданский
персонал Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий освобождаются от военных сборов);
- в статью 59 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о
том, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане,
проходящие службу в Государственной противопожарной службе Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий на день вступления в силу
настоящего Федерального закона на время службы в этих учреждениях и органах.
Эта формулировка совершенно непонятна, т.к. закон "О воинской обязанности
и военной службе" вступил в силу 2 апреля 1998 года. Кроме того,
она противоречит положению статьи 7 "Федерального закона "О
пожарной безопасности"(в редакции 25 июля 2002 г)., согласно которому
"Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц
призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной
противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации,
а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не
подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят
на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного
возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат
призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской
Федерации".
- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих
и предоставления им отдельных льгот" № 49-ФЗ от 7.05.2002 г. - установил,
что:
- размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже
размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный
разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов
исполнительной власти;
- соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной
государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих
федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим
типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих
утверждаются Президентом Российской Федерации;
- размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по
воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных
выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства
обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия
единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Соответствующие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и приказы
силовых министерств уже изданы и вступили в силу.
Президент Указом от 1.06.2002 г. утвердил:
- табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих
по контракту государственным должностям федеральной государственной службы;
- табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих
по контракту;
- табель соответствия воинских званий военнослужащих по контракту квалификационным
разрядам государственных служащих.
Правительство определило размеры окладов, а руководители силовых ведомств выпустили
соответствующие нормативные правовые акты для своих служащих.
Этим Законом установлены также проценты повышения должностных окладов за выслугу
лет (от 5% через полгода военной службы до 70% после 25 лет службы) и возможность
повышения должностных окладов за сложность и напряженность военной службы до
70%, а также отменены некоторые льготы - теперь военнослужащие обязаны платить
подоходный налог и оплачивать жилищно-коммунальные услуги как все граждане России.
Дальше...
Оглавление выпуска
|