Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Итоги работы Госдумы над военным законодательством

Изменения и дополнения в Федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", вступившие в силу в 2002 году

  1. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 50 закона Российской Федерации "Об образовании" № 20-ФЗ от 13.02.2002 г. - разрешил предоставлять отсрочки от призыва на военную службу школьникам в возрасте от 18 до 20 лет, но ввел более жесткие условия предоставления отсрочек от призыва для получения гражданами профессионального образования.
  2. Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 6 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" № 56-ФЗ от 21.05.2002 г. - отменил обязательное обучение курсантов военных учебных заведений гражданской специальности.
  3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон "О статусе военнослужащих" № 75-ФЗ от 28.06.2002г. - уточнил формулировки условий увольнения военнослужащих с военной службы и их статус при увольнении.
  4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" № 112-ФЗ от 25.07.2002 г. - внес изменения в статьи 34 и 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о запрете заключения контракта о прохождении военной службы с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности в течение указанного срока и об обязательном увольнении с военной службы военнослужащего в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока.
  5. Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" № 113-ФЗ от 25.07.2002г. - внес изменения в статьи 27, 29 и 55 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о включении в состав членов призывных комиссий района и субъекта Российской Федерации представителей соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы) и о том, что граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, освобождаются от военных сборов.
  6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" № 116-ФЗ от 25.07.2002 г. - внес изменения:
    • в статью 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что граждане проходят военную службу кроме указанных в этой статье войск, органов и формирований еще и в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
    • в статью 8 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются Правительством Российской Федерации);
    • в статью 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ( о том, что гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу);
    • в статью 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
    • в статью 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что гражданам, проходящим службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военно-учетная специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по согласованию с руководителями указанным органов);
    • в пункты "б" и "в" статьи 55 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что сотрудники и гражданский персонал Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий освобождаются от военных сборов);
    • в статью 59 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (о том, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, проходящие службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на день вступления в силу настоящего Федерального закона на время службы в этих учреждениях и органах. Эта формулировка совершенно непонятна, т.к. закон "О воинской обязанности и военной службе" вступил в силу 2 апреля 1998 года. Кроме того, она противоречит положению статьи 7 "Федерального закона "О пожарной безопасности"(в редакции 25 июля 2002 г)., согласно которому "Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации".
  7. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" № 49-ФЗ от 7.05.2002 г. - установил, что:
    • размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти;
    • соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации;
    • размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Соответствующие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и приказы силовых министерств уже изданы и вступили в силу.

Президент Указом от 1.06.2002 г. утвердил:

  • табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих по контракту государственным должностям федеральной государственной службы;
  • табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих по контракту;
  • табель соответствия воинских званий военнослужащих по контракту квалификационным разрядам государственных служащих.

Правительство определило размеры окладов, а руководители силовых ведомств выпустили соответствующие нормативные правовые акты для своих служащих.

Этим Законом установлены также проценты повышения должностных окладов за выслугу лет (от 5% через полгода военной службы до 70% после 25 лет службы) и возможность повышения должностных окладов за сложность и напряженность военной службы до 70%, а также отменены некоторые льготы - теперь военнослужащие обязаны платить подоходный налог и оплачивать жилищно-коммунальные услуги как все граждане России.

Дальше...
Оглавление выпуска