Законотворческий процесс в Государственной Думе
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года
Блок "Армия и права человека"
Законопроекты об изменениях в Федеральный закон "О воинской
обязанности и военной службе" и другие федеральные законы, касающиеся прав
военнослужащих, предлагаемые к рассмотрению в Государственной Думе в период
осенней сессии 2002 года
1. Законопроект № 161394-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и
военной службы". Внесен депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым,
В. Ф. Дорогиным и А. С. Куликовым. Одобрен Комитетом по обороне. Разослан Советом
Гос. Думы повторно Президенту РФ, в Совет Федерации, в комитеты и комиссии Государственной
Думы, в Правительство РФ для подготовки отзывов к 20 октября 2002 г.
Комментарий
Редакция законопроекта уже дважды претерпела изменения. Первые две редакции
были прокомментированы в блоке "Армия и права человека" (см. 32 и
37 выпуски обзора). В третьей редакции отработаны формулировки изменений, но
их суть осталась прежней: социальная защита инвалидов и пенсионеров в стране
улучшилась, армии не хватает военнослужащих по призыву, "все должны служить",
поэтому надо отменить как можно больше отсрочек от призыва.
Авторы предлагают внести изменения в следующие Федеральные законы.
- В ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
- отменить положения этого Закона об отсрочках для студентов и аспирантов,
в том числе:
- абзац шестой пункта 3 статьи 16: "Студентам очной формы
обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка
от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным
законом" и
- пункт 8 статьи 19: "Гражданам, получающим послевузовское
профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию государственных
высших учебных заведениях и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение
образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского
профессионального образования, предоставляются отсрочки от призыва на
военную службу на период учебы и защиты квалификационных работ".
Авторы в пояснительной записке к законопроекту не пояснили необходимость
этих изменений в ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
но, вероятно, они руководствовались соображением, что так проще будет
потом отменить эти отсрочки, установленные статьей 24 ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе". В пояснениях к другим поправкам они
высказали свое мнение, что все основания для освобождения и отсрочек от
призыва на военную службу должны определяться только одним законом - ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе", но почему-то не решились
отменить положение об отсрочках от призыва в статье 50 ФЗ "Об образовании",
- В ФЗ "О пожарной безопасности" - отменить положение этого закона
(часть 8 статьи 7), согласно которому сейчас пожарные не подлежат призыву
на военную службу, пока работают в Государственной противопожарной службе:
"Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного
возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной
службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели
и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную
службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних
дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной
противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии
с законодательством Российской Федерации".
- В ФЗ "О милиции", "О службе в таможенных органах РФ"
и Положение о службе в органах внутренних дел РФ № 4002-1 от 23.12.92 г. -
ввести в число оснований для увольнения из органов внутренних дел и таможенных
органов основание: "в связи с призывом на военную службу или направлением
на альтернативную гражданскую службу".
- В ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания РФ" - отменить недавно принятый (Федеральным
законом № 109-ФЗ от 4.08.01 г.) подпункт "з" пункта 1 статьи 4 о
прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
в случае их призыва на военную службу с их согласия и полностью отменить статью
24: "Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы освобождаются
от военных сборов".
- В ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" - отменить
статью 16: "Депутат освобождается от призыва на военную службу и на военные
сборы на весь срок его депутатских полномочий". Любопытно, что далее,
вводя изменения в статью 55 (см. ниже), авторы предложили оставить отсрочку
от призыва на военные сборы только членам Совета Федерации, а депутатам Гос.
Думы и других выборных органов ее не предоставлять. Похоже, что опыт получения
очередных воинских званий при прохождении военных сборов депутатам понравился
и они решили закрепить его законом (согласно действующему сейчас и в прошлые
годы Закону "О воинской обязанности и военной службе" они не могли
призываться на сборы, значит, в 2001 году и ранее депутатами, которым было
присвоено очередное воинское звание на военных сборах, и теми, кто их призывал,
был нарушен Закон).
- И, наконец, много существенных изменений в статьи 24, 51 и 55 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе". Отменяются четыре
основания для получения гражданами отсрочек от призыва на военную службу,
становятся более жесткими условия предоставления отсрочек по семейным обстоятельствам,
для получения послевузовского профессионального образования и для досрочного
увольнения граждан с военной службы по призыву и по контракту. Добавляется
еще несколько оснований для предоставления отсрочек от призыва и меняются
условия предоставления отсрочек от призыва на военные сборы.
Дальше...
Оглавление выпуска
|