Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Законопроекты об изменениях в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и другие федеральные законы, касающиеся прав военнослужащих, предлагаемые к рассмотрению в Государственной Думе в период осенней сессии 2002 года

1. Законопроект № 161394-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Внесен депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, В. Ф. Дорогиным и А. С. Куликовым. Одобрен Комитетом по обороне. Разослан Советом Гос. Думы повторно Президенту РФ, в Совет Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, в Правительство РФ для подготовки отзывов к 20 октября 2002 г.

Комментарий

Редакция законопроекта уже дважды претерпела изменения. Первые две редакции были прокомментированы в блоке "Армия и права человека" (см. 32 и 37 выпуски обзора). В третьей редакции отработаны формулировки изменений, но их суть осталась прежней: социальная защита инвалидов и пенсионеров в стране улучшилась, армии не хватает военнослужащих по призыву, "все должны служить", поэтому надо отменить как можно больше отсрочек от призыва.

Авторы предлагают внести изменения в следующие Федеральные законы.

  1. В ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - отменить положения этого Закона об отсрочках для студентов и аспирантов, в том числе:
    • абзац шестой пункта 3 статьи 16: "Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с федеральным законом" и
    • пункт 8 статьи 19: "Гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию государственных высших учебных заведениях и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период учебы и защиты квалификационных работ".
      Авторы в пояснительной записке к законопроекту не пояснили необходимость этих изменений в ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", но, вероятно, они руководствовались соображением, что так проще будет потом отменить эти отсрочки, установленные статьей 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В пояснениях к другим поправкам они высказали свое мнение, что все основания для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу должны определяться только одним законом - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", но почему-то не решились отменить положение об отсрочках от призыва в статье 50 ФЗ "Об образовании",
  2. В ФЗ "О пожарной безопасности" - отменить положение этого закона (часть 8 статьи 7), согласно которому сейчас пожарные не подлежат призыву на военную службу, пока работают в Государственной противопожарной службе: "Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации".
  3. В ФЗ "О милиции", "О службе в таможенных органах РФ" и Положение о службе в органах внутренних дел РФ № 4002-1 от 23.12.92 г. - ввести в число оснований для увольнения из органов внутренних дел и таможенных органов основание: "в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу".
  4. В ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" - отменить недавно принятый (Федеральным законом № 109-ФЗ от 4.08.01 г.) подпункт "з" пункта 1 статьи 4 о прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в случае их призыва на военную службу с их согласия и полностью отменить статью 24: "Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы освобождаются от военных сборов".
  5. В ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" - отменить статью 16: "Депутат освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий". Любопытно, что далее, вводя изменения в статью 55 (см. ниже), авторы предложили оставить отсрочку от призыва на военные сборы только членам Совета Федерации, а депутатам Гос. Думы и других выборных органов ее не предоставлять. Похоже, что опыт получения очередных воинских званий при прохождении военных сборов депутатам понравился и они решили закрепить его законом (согласно действующему сейчас и в прошлые годы Закону "О воинской обязанности и военной службе" они не могли призываться на сборы, значит, в 2001 году и ранее депутатами, которым было присвоено очередное воинское звание на военных сборах, и теми, кто их призывал, был нарушен Закон).
  6. И, наконец, много существенных изменений в статьи 24, 51 и 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Отменяются четыре основания для получения гражданами отсрочек от призыва на военную службу, становятся более жесткими условия предоставления отсрочек по семейным обстоятельствам, для получения послевузовского профессионального образования и для досрочного увольнения граждан с военной службы по призыву и по контракту. Добавляется еще несколько оснований для предоставления отсрочек от призыва и меняются условия предоставления отсрочек от призыва на военные сборы.

Дальше...
Оглавление выпуска