Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Законопроекты об изменениях в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и другие федеральные законы, касающиеся прав военнослужащих, предлагаемые к рассмотрению в Государственной Думе в период осенней сессии 2002 года

Продолжение. Начало здесь.

Основания для получения гражданами отсрочек от призыва на военную службу, которые предлагается отменить

  1. По подпункту "з" пункта 1 статьи 24: "окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (изменение ФЗ № 116-ФЗ от 25.07.2002 г.), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах".
  2. По подпункту "в" пункта 2 статьи 24: "имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных сельских образовательных учреждениях, - на время этой работы".
  3. По подпункту "г" пункта 2 статьи 24: "постоянно работающим врачами в сельской местности, - на время этой работы".
    Авторы считают, что эти отсрочки могут предоставляться Президентом РФ как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ - он владеет текущей военной и политической ситуацией и знает, кому предоставлять отсрочки от призыва. Но указы очень легко принимаются и отменяются Президентом, притом без всякого участия представительной власти - Федерального Собрания. Это недопустимо в мирное время, т.к. призыв на военную службу означает существенное умаление прав граждан.
  4. Для граждан призывного возраста, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (офицеров запаса) - по подпункту "б" пункта 1 статьи 24 - отменить отсрочку от призыва единственным детям граждан - инвалидов II группы и пенсионеров.

Основание для получения гражданами отсрочек от призыва на военную службу, которое предлагается перенести из пункта 1 в пункт 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и изменить его содержание

По подпункту "ж" пункта 1 статьи 24: "поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, - на время этой работы".

Авторы считают, что граждане могут по желанию пользоваться этой отсрочкой, им предоставляется только право на эту отсрочку. Чтобы ее получить, им надо заявить в военкомате о том, что хотят этим правом воспользоваться. Без заявления военкомат отсрочку не предоставит. Очень странное толкование права гражданина, особенно если его распространить на все естественные и конституционные права человека и гражданина: получится, что человек должен заявлять право на жизнь, свободу, жилище, образование, охрану здоровья и т.д., а без заявления эти права ему не будут предоставлены - кем? Господом? Или государством?

Авторы предлагают также:

  • во-первых, предоставлять это право не только гражданам, окончившим ВУЗы, но также начальные и средние профессиональные учебные учреждения;
  • во-вторых, условие поступления в организации по перечню Правительства непосредственно по окончании учебного учреждения заменить определенной датой: до 1 октября года, в котором окончили образовательные учреждения;
  • в-третьих, установить лимиты на численность таких граждан для каждой организации;
  • в-четвертых, эти граждане должны окончить учебные учреждения государственные или имеющие государственную аккредитацию, а не любые.

Дальше...
Оглавление выпуска