Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 45 (обзор за сентябрь 2002 года)
11 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Законопроект "О федеральном бюджете на 2003 год" и сопровождающие его законопроекты, представленные в Государственную Думу Правительством

Продолжение. Начало здесь.

Распределение ассигнований разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ представлено в приложениях № 21 и № 22 к проекту Бюджета-2003, первое из которых открыто, второе - засекречено.

Перечни всех действующих в 2003 году целевых статей (ЦСт) и видов расходов (ВРв) и их коды установлены Бюджетным классификатором-2003, проект которого не рассматривался при принятии Бюджета-2003 в первом чтении и вряд ли, судя по минувшим годам, будет рассматриваться до окончательного принятия Бюджета-2003. Тем не менее в эти перечни добавлено около тридцати ЦСт и более шестидесяти ВРв, а исключены - более десяти ЦСт и около тридцати ВРв. То есть эти изменения проходят без какого-либо обсуждения на пленарных заседаниях Гос. Думы.

Бюджетным классификатором общие расходы детализированы в ведомственной классификации расходов федерального бюджета, которая проектом Бюджета-2003 представлена тремя приложениями - № 7, № 8, № 9, из которых открыто только приложение № 7.

Военные расходы, даже социально значимые, затрагивающие всех граждан РФ, открыты, во-первых, очень скупо, во-вторых, по-прежнему представлены так, чтобы исключить возможность контроля расходования выделенных средств - см. прил. 1 к настоящему разделу обзора.

Ни в одном из открытых приложений Бюджета-2003 не приведены социально-значимые военные расходы, передаваемые Министерством обороны РФ и другими силовыми ведомствами в бюджеты субъектов РФ:

  • на обязательную военную подготовку граждан в школах, ПТУ, техникумах - эти расходы должны учитываться в разделе 14 "Образование";
  • на лечение граждан призывного возраста и реабилитацию участников боевых действий - эти расходы должны учитываться в разделе 17 "Здравоохранение и физкультура";
  • на регистрацию личностных данных граждан при их призыве на военную службу;
  • на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию уволенных с военной службы военнослужащих по призыву - инвалидов и участников боевых действий - эти расходы должны учитываться в разделе 18 "Социальная политика";
  • на розыск пропавших без вести военнослужащих, опознание погибших военнослужащих, содержание их родственников при опознании, подготовку и ежегодную официальную публикацию списков погибших военнослужащих, на захоронение погибших военнослужащих (в 2002 году они были закрыты в "Прочих расходах" Министерства обороны - по подразделу 04 раздела 30, что подтвердило официально Министерство обороны, но известные захоронения неопознанных военнослужащих и гражданских лиц, погибших в 1994-2001 годов в Чечне по-прежнему не вскрыты и списки погибших в 1994-2002 году военнослужащих не опубликованы.

Согласно Бюджетному классификатору-2003 ассигнования на обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки общей суммой 4 160 780,0 тыс. руб. (см. приложение № 6 проекта Бюджета-2003) распределяются между Федеральной службой железнодорожных войск (3 284 170,0 тыс. руб. - по приложению № 7 проекта Бюджета-2003), Российской оборонной спортивно-технической организацией РОСТО (41 810,0 тыс. руб. - по приложению № 7 проекта Бюджета-2003) и Министерством обороны (закрыты).

Из этих данных нельзя выделить расходы на подготовку к призыву и призыв граждан на военную службу и на военные сборы. Значит, невозможен ни парламентский, ни гражданский контроль за расходами:

  • на обязательное военное обучение граждан в школах, ПТУ, техникумах и добровольное - в РОСТО, ВУЗах;
  • на лечение, обследование, медицинское освидетельствование, дактилоскопию и страхование граждан при призыве и поступлении на военную службу по контракту;
  • на содержание военкоматов, ВВК и др. комиссий, военных кафедр при гражданских ВУЗах, на составление планов призыва и распределения призывников в многочисленных органах военного управления и Генштабе;
  • на военное обучение "молодого пополнения" и его транспортировку с Севера на Юг России, с Юга на Север, с Запада на Восток и с Востока на Запад и пр.

Дальше...
Оглавление выпуска