Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 53
28 марта 2003 года

Армия и права человека

Законопроекты, касающиеся прав военнослужащих, –
из февральского плана работы Государственной Думы

1. Законопроект N 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов к проведению лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью) (в архиве Zip, 23 Кб). Внесен Правительством РФ 20.11.2002 г. Профильные комитеты: Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам и Комитет по собственности. Принят в первом чтении 07.02.2003 г.

Комментарий

Изменения в организацию страхового дела, если они будут приняты законом, должны затронуть и организацию обязательного страхования военнослужащих.

Правительство хочет ввести более жесткие требования в организации страхования:

  • установить базовый уставный (складочный) капитал для страховщиков, осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, в размере 30 млн. руб., и страховщики обязаны (под угрозой отзыва лицензии на страховую деятельность) довести его до этого размера в срок до 1 июля 2007 года, при этом:
    до 1 июля 2004 года – до одной трети требуемого размера уставного капитала,
    до 1 июля 2006 года – до двух третей требуемого размера уставного капитала,
    а свои учредительные документы – до 31 декабря 2003 г;
  • запретить страховщикам, занимающимся личным страхованием, осуществлять имущественное страхование, а тем, кто занимается имущественным страхованием, запретить осуществлять личное;
  • разделить полномочия страховых агентов и страховых брокеров (последние могут действовать только от своего лица, а не от имени страховщика);
  • учет операций по страхованию жизни и пенсии производить отдельно от операций по иным договорам страхования;
  • вести Единый государственный реестр профессиональных участников страхового рынка;
  • наделить федеральный орган по надзору за страховой деятельностью дополнительными полномочиями (по ведению Единого реестра, лицензированию страховой деятельности, официальному опубликованию информации о страховой деятельности профессиональных участников страхового рынка и др.);
  • обязать профессиональных участников страхового рынка представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
  • установить квалификационные требования профессиональных участников страхового рынка;
  • установить административные штрафы за нарушение профессиональным участником страхового рынка нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность (ввести соответствующие статьи в Кодекс РФ об административных правонарушениях), в том числе за непредставление или несвоевременное представление отчетности, а также материалов, представляемых или затребованных в порядке страхового надзора.

Обязательное страхование военнослужащих проводится по ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" N 52-ФЗ от 28 марта 1998 г.

В него следовало бы внести изменения с учетом общих изменений в организации страхового дела в России, т.к.:

а) не публикуются официально отчеты о деятельности страховщиков (силовых ведомств) и страхователей (военно-страховых компаний) по обязательному страхованию военнослужащих.

б) страхование военнослужащих по призыву осуществляется без оповещения самих военнослужащих и их родителей и членов семей, что приводит к задержке выплат страховых сумм после наступления страхового случая. Кроме того, по приказам силовых ведомств оно проводится по месту службы, а не "с начала военной службы" (т.е. с момента прибытия призывников на сборный пункт для отправки к месту службы), что тоже вызывает затруднения с выплатой страховых сумм военнослужащим, пострадавшим во время следования к месту службы, и их родителям, что, к сожалению, тоже довольно часто случается.

Дальше...
Оглавление выпуска