Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 53
28 марта 2003 года

Армия и права человека

Законопроекты, касающиеся прав военнослужащих, –
из февральского плана работы Государственной Думы

3. Законопроект N 234221-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в архиве Zip, 5 Кб). Внесен Правительством РФ 19.08.2002 г. Профильный комитет – Комитет по труду и социальной политике. Принят в первом чтении 7.02.2003 г.

Комментарий

Правительство решило отменить все касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ законы, начиная с 1990 года, кроме ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12.02.93 г. и перейти к новому пенсионному законодательству.

Закон о военных пенсиях тоже устарел, хотя бы потому, что в отношении военных пенсионеров должен вестись персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В февральский план работы Государственной Думы для рассмотрения в первом чтении на 12.02.2003 г. были включены также:

  • законопроект N 273055-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (в архиве Zip, 4 Кб);
  • проект федерального конституционного закона N 273048-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" (о том, какие правоохранительные органы должны расследовать, и каким судам подсудны гражданские и уголовные дела в условиях чрезвычайного положения и проведения контртеррористических операций) (в архиве Zip, 4 Кб), внесенные 09.12.2002 г. депутатами Государственной Думы В.А. Пехтиным, В.В. Володиным, О.В. Морозовым, П.В. Крашенинниковым, В. М. Резником, А. Х. Аксаковым, К. И. Косачевым (профильным назначен Комитет по безопасности);
  • законопроект N 88343-3 "О высвобождаемом военном имуществе" (в архиве Zip, 12 Кб), внесеный депутатами Государственной Думы А. Г. Арбатовым, Н. М. Безбородовым, Э. А. Воробьевым, В. П. Лушиным, В. Ф. Дорогиным, Ю. Н. Родионов, Е. А. Зеленовым, А. И. Николаевым еще 7 мая 2001 года (профильные комитеты – Комитет по обороне, Комитет по собственности и Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям);
  • законопроект "О создании и применении космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации" (в архиве Zip, 10 Кб), внесеный еще 21 октября 2001 года депутатами Государственной Думы Н. М. Безбородовым, А. Н. Белоусовым, П. Т. Бурдуковым, А. Н. Винидиктовым, В. Ф. Дорогиным, И. А. Ждакаевым, Н. П. Залепухиным, Ф. Г. Зиятдиновой, В. М. Ивером, В. И. Илюхиным, Е. В. Кондаковой, Г. В. Костиным, А. В. Митрофановым, Ю. В. Никифоренко, В. П. Пешковым, И. Н. Родионовым, В. И. Севастьяновым, Г. И. Стрельченко, В. Н. Тетериным, В. В. Чайкой, А. А. Шабановым, В. И. Шпортом (профильные комитеты – Комитет по обороне и Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям).

Но они не рассматривались. Законопроект N 88343-3 был включен в план работы Госдумы на 21 марта с.г. Срок рассмотрения проектов ФЗ N 273055-3 и ФКЗ N 273048-3 еще не определен, по-видимому, вследствие того, что они недостаточно проработаны, рассмотрение законопроекта N 141501-3 тоже отложено на неопределенный срок.

Вне плана был включен на 21 февраля для рассмотрения в первом чтении очень актуальный в отношении военнослужащих по призыву, а также всех лиц, задерживаемых правоохранительными органами,
законопроект N 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу ужесточения уголовной ответственности за применение пыток) (в архиве Zip, 11 Кб), внесенный депутатом Госдумы Ю. А. Рыбаковым (профильный комитет – Комитет по законодательству). Рассмотрение перенесено на март.

В законопроекте дано следующее определение понятия "пытки":

Пытки – это "причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических и нравственных страданий с целью дачи показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания или в иных целях".

И примечание: "Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ".

СПРАВКА. В Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения наказания, вступившей в силу в 1987 году и ратифицированной Россией дано следующее определение понятия "пытка":

"пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия."

"Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток".

Дальше...
Оглавление выпуска