Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Лев Московкин Репортаж из Государственной Думы. Фракции - о ЖКХ.Главным итогом заседания Координационного совета четырех центристских фракций ("Единство", ОВР, "Народный депутат", "Регионы России") накануне обсуждения законопроекта о ЖКХ во втором чтении стало решение о его поддержке. 19.03.03 на брифинге для журналистов замруководителя думской фракции "ЯБЛОКО" Сергей Иваненко осветил проблему с законом о ЖКХ. По мнению Иваненко, если фракция СПС приняла решение не поддерживать законопроект во втором чтении, то он находится под угрозой срыва, так как голосов не хватит. По сути дела, СПС признала, что речь идет не о реформе ЖКХ, а о ее имитации: не решая ни одну проблему ЖКХ, правительство забирает остаток денег у населения. В законе ничего в принципе после первого чтения не изменилось, такую позицию СПС мог занимать с самого начала. Замруководителя думской фракции СПС Борис Надеждин на брифинге 18 марта заявил, что законопроект о ЖКХ "изрядно полевел", в нем сохраняются бессрочно категориальные льготы на федеральном уровне, государство сохраняет возможность регулировать квартплату и плату за услуги ЖКХ не только в госсекторе, но и в частном жилье. СПС не поддержит законопроект. Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов (депутат фракции "ЯБЛОКО" второго созыва), со своей стороны, сообщил нашему корреспонденту, что из более чем двух сотен поправок, предложенных депутатами фракции "Яблока" ко второму чтению, одобрены многие, но ключевую поправку комитет отклонил - об обязанности поставщика жилищно-коммунальных услуг вести учет реально предоставленных услуг. Вместо этого внесена "неопределенная" поправка о том, что муниципалитеты должны способствовать установке счетчиков. По словам Голова, это означает, что за установку счетчика в любом случае будет платить потребитель, тогда как спор идет о том, кто его будет устанавливать - потребитель или поставщик услуг. По словам Голова, поправку об обязанности вести учет реально предоставленных услуг депутаты "Яблока" будут вносить в закон непосредственно на пленарном заседании в пятницу. (Такая поправка предлагалась депутатом - "яблочником" Сергеем Митрохиным и была отклонена Думой). Голов считает, что установка счетчиков невыгодна предприятиям "водоканала", поскольку она снижает потребление воды в среднем в 2,5 раза по сравнению с средним нормативом, который в Москве составляет 384 литра на человека в сутки. Голов заявил, что если есть технические проблемы содержания построенной с излишним запасом системы подачи воды в жилье, то это не означает, что можно навязывать населению потребление воды до 400 литров в сутки и заставлять платить за это. Голов считает, что не должны люди платить за тепло летом, когда услуга не предоставляется: "Нет услуги, нет оплаты - такого принципа мы придерживаемся". Лидер "Яблока" Григорий Явлинский и его коллега по партии и фракции Сергей Митрохин выступили 18.03.03 на пресс-конференции, на которой утверждали, что правительственный законопроект с поправками в закон об основах федеральной жилищной политики "приведет к усугублению кризиса в отрасли и расширению зон коммунальных катастроф в регионах". "ЯБЛОКО" настаивает на немедленных мерах по началу структурных реформ в ЖКХ. На пресс-конференции они представили данные февральских опросов ВЦИОМ, согласно которым 56 % опрошенных ожидают от реформы ЖКХ ухудшения своего положения и только 8 % думают иначе, ожидая от реформы улучшений. Председатель Российского союза потребителей, депутат фракции ОВР Петр Шелищ высказал мнение о том, что "размазывать" субсидии по всем категориям населения неразумно. Шелищ считает, что можно понизить учет уровня расходов семьи на услуги ЖКХ с 22 % за счет того, что сейчас население платит не 100 %, а 90 % стоимости услуг ЖКХ. По имеющимся у депутата данным, население получает дотации в зависимости от уровня социальной грамотности, например, в нищих кавказских регионах жилищные субсидии получают всего 5 % населения, в Санкт-Петербурге - 15 % населения, причем несколько лет назад эта цифра была выше - 24 %. Шелищ напомнил, что наряду с известной нормой получения жилищных субсидий - при превышении расходов на услуги ЖКХ выше 22 % суммарного дохода семьи - в действующем законе есть еще одно условие, при котором тоже должна выдаваться субсидия: расходы граждан на оплату услуг ЖКХ не должны превышать половину МРОТ, если собственные доходы не превышают прожиточного минимума. Мы считаем, что многого добились ко второму чтению проекта закона об основах федеральной жилищной политики, точнее, изменений и дополнений к нему, внесенных правительством. Я думаю, действительно многого - закон был изначально совершенно асимметричен, он практически не видел потребителя. В частности, в нем говорилось, что должна быть ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы за жилье и коммунальные услуги, но ни слова не было о том, что должна быть и ответственность другой стороны за то, что она не предоставляет нам то, что должна предоставлять. Мы сейчас такую ответственность добавили, правительство вынуждено было с этим согласиться. Мы ввели, на мой взгляд, очень важные нормы - моя поправка о праве потребителя ЖКУ получить полную информацию о составе затрат, относимых на себестоимость, по которой рассчитывается тариф, для тех услуг, по которым цены устанавливаются регулирующими государственными органами, а не рынком, не в результате конкуренции. Мы ввели обязательное страхование строительных, ремонтных, коммунальных организаций - страхование рисков, причинение вреда жилому фонду в результате выполнения ими подрядных работ. Мы вводим сейчас обязательное страхование сохранности жилищного фонда на случай природных или техногенных катаклизмов, всяких событий. Я вообще считаю (мне не удалось убедить моих коллег, к сожалению, в этом), что необходимо вводить обязательное страхование сохранности несущих конструкций жилищного фонда, потому что это не протечка, это ситуация, когда людей необходимо срочно расселять, а фонда для этого нет и денег нет. Чтобы люди не оказывались на улице, а это будет происходить все чаще, в виду быстрого выбывания, полной амортизации, физической амортизации зданий. Надо, чтобы были какие-то средства на ремонт зданий. Причем, я предложил убрать плату за найм, предусмотренную действующим законодательством и этим законопроектом тоже, поскольку плата за найм - это прибыль собственника, он ее берет сверх своих издержек на содержание и ремонт жилья, а в пределах той суммы, которую мы сейчас платим за найм, предлагается ввести обязательное страхование. Это пока не прошло, за найм все-таки хотят брать, обещая из этих средств, из прибыли, по сути, какие-то деньги тратить на капитальный ремонт. Но мне бы хотелось, чтобы это было прозрачным, потому что плата за найм по природе своей - прибыль, и как ее будет расходовать собственник, ему никто указывать не может. Хотелось бы, чтобы это было прямо записано: все, что берется сверх возмещения обоснованных издержек, которые мы с вами будем проверять, потому что нам будет доступна вся информация об их составе сверх обоснованных издержек на содержание и ремонт жилья, чтобы все это тратилось на аварийный фонд, чтобы было куда переселять людей в случае невозможности их дальнейшего проживания, и, конечно, на капитальные ремонты, когда для этого есть необходимость. Депутат Мосгордумы Галина Хованская, которая принимала участие в обсуждении законопроекта на заседании профильного комитета Госдумы и на пленарном заседании, сообщила, что субсидии на ЖКХ профинансированы в прошлом году на 64 %, и недофинансирование составило 2,27 миллиарда рублей, льготы по оплате услуг ЖКХ профинансированы на 51,5 %, недофинансирование здесь составило 9,962 млрд. рублей. По утверждению депутата столичной Думы, если бы в Москве не было адресных субсидий, то за услуги ЖКХ "вообще бы никто не платил". Г. Хованская заметила, что на исполнении федерального бюджета остались льготы малочисленным категориям льготников, все остальные переданы региональным бюджетам. Г. Хованская не согласилась с мнением Шелища о необходимости уравнять по регионам предел расходов семьи, учитываемый для предоставления жилищных субсидий. Хованская считает, что данное различие выявляет регионы, "где жирок есть". Представитель думского комитета по образованию и науке Тамара Плетнева (фракция КПРФ):
|