Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в марте 2003 года О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации19 марта принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Юлием Рыбаковым (СПС). Законопроектом предусматривается включение в УК новой статьи, квалифицирующей пытки как самостоятельное преступление против личности. Принятие проекта далось непросто, потребовало продолжительной работы с сопротивлявшимся поначалу Правительством. Решающую роль сыграла апелляция к Комитету ООН против пыток, который в мае 2002 года в третий раз настоятельно рекомендовал России криминализировать пытки. В заключении Комитета по периодическому докладу РФ в качестве основного вопроса, вызывающего озабоченность, указывалось "невыполнение требования статьи 1 Конвенции (имеется в виду Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года - Л.Л.) включить определение пытки в национальное законодательство. Указание пытки в качестве отягчающего обстоятельства некоторых составов преступлений не удовлетворяет требованиям статей 1 и 4 Конвенции". Комитет рекомендовал России "незамедлительно инкорпорировать в национальное право понятие "пытка", как его определяет статья 1 Конвенции, и включить пытки и иное жестокое и унижающее достоинство обращение в национальное законодательство в качестве отдельного вида преступления с адекватным за него наказанием". Актуальность проекта не вызывает сомнений: применение пыток со стороны должностных лиц стало массовым и трудноискоренимым явлением. Прежде всего - это пытки в милиции с целью получения от задержанных, свидетелей, родственников нужных показаний. Это также пытки в Вооруженных Силах со стороны офицеров или с их ведома и согласия, в закрытых детских учреждениях, в психиатрических стационарах. Отсутствие в уголовном законе определения пытки как она трактуется Конвенцией ООН, отсутствие специальной нормы, позволяющей преследовать за применение пыток как за тяжкое должностное преступление, затрудняет борьбу с этим позорным явлением. Подтверждением тому могут служить десятки тысяч жалоб на применение пыток, направляемые в прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, депутатам, и лишь единичные уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов, доходящие до суда. При этом к виновным применяется в таких случаях, как правило, статья 286 УК (превышение должностных полномочий), носящая общий характер, что препятствует выявлению распространенности пыток и принятию превентивных мер противодействия. В действующем УК имеются упоминания пыток. Но их правовой смысл и место в Кодексе не соответствуют международным требованиям. Использование понятия "пытки" как отягчающего обстоятельства в статье 117 ("истязание с применением пытки") распространяет этот состав на различные случаи бытовых истязаний, совершаемых частными лицами, а не исключительно на должностных лиц. Естественно, что нигде в уголовном законодательстве не имеется указания на то, что правоприменитель должен понимать термин "пытка" так, как того требует статья 1 Конвенции ООН. Что касается части второй статьи 302 УК (принуждение к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки), то субъектами совершения данного преступления выступают только следователь и дознаватель, в то время как пытки, как показывает практика, осуществляются чаще всего оперативными работниками. По этой причине, практика применения статьи 302 практически отсутствует. Конечно, включение в уголовный закон специальной статьи о пытках само по себе проблему не решит. Для искоренения этого зла нужны политическая воля, строгий надзор за милицией, развернутый и углубленный общественный контроль. Дополнение в УК - лишь одно из необходимых условий (далеко не единственное) создания системы противодействия пыткам. |