Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 56
29 апреля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 1.

Принятые и отклоненные поправки в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", изменения в структуре силовых ведомств Правительства РФ по Указам Президента России от 11 марта с.г. и предложения Президента об изменении 2 Федеральных конституционных законов, 26 Федеральных законов и отмене 4 Федеральных законов.

1. Законопроект № 235275-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации"

Внесен Правительством РФ 24.08.2002 г.
Профильный комитет - Комитет по бюджету и налогам.
Принят Государственной Думой в первом чтении 22.01.2003 г.
Принят Государственной Думой во втором чтении 21.03.2003 г.

Комментарий

После принятия в первом чтении законопроект был прокомментирован в разделе 4 блока "Армия и права человека" 51 выпуска оперативной информации (в основном, в части классификации военных расходов).

При подготовке ко второму чтению Правительство и депутаты внесли поправки, касающиеся финансирования деятельности судов РФ, жилищно-коммунального хозяйства субъектов РФ, социальной политики, развития местного самоуправления и детализации военных расходов Министерства обороны РФ.

Из предложенных поправок приняты следующие.

1) Существенно изменена редакция статьи 11 Бюджетного классификатора.

Указания о порядке применения бюджетной классификации теперь будут издаваться только Министерством финансов (прежде Указания в части военных расходов должны были издаваться Министерством обороны и др. силовыми ведомствами по согласованию с Министерством финансов).

2) В Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Бюджетному классификатору) добавлены подразделы:

12  03 "Прочие структуры и мероприятия жилищно-коммунального хозяйства"

17  04 "Обязательное медицинское страхование"

18  09 "Социальное страхование"

18  10 "Пенсионное обеспечение"

21  04 "Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам"

3) В Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Бюджетному классификатору) введены новые целевые статьи расходов (ЦСР):

072  Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества

312  Прочие расходы на жилищно-коммунальное хозяйство субъектов РФ

522  Средства бюджетов субъектов РФ на реализацию региональных целевых программ

6041 Ремонт вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества на предприятиях Министерства обороны РФ

682 Федеральная целевая программа поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления

и изменена редакция ЦСР 453 -  содержащееся в прежней формулировке слово "льготы" заменено словами "выплаты компенсаций и пособий гражданам" в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4) В Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 к Бюджетному классификатору) введены новые виды

191 Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках "Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы" по международной космической станции

295 Родильные дома (выделены в отдельный вид расходов; прежде были вместе с больницами)

381 Обеспечение деятельности военных комиссариатов в субъектах РФ

383 Дотации бюджетам субъектов РФ на возмещение потерь по акцизам на табачные изделия и акцизам на водку, ликеро-водочные изделия

384 Субсидии бюджетам субъектов РФ на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности

385 Субсидии РФ на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"

386 Расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности

645 Подготовка и участие в международных соревнованиях по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта

815 Подпрограмма "Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы"

850 Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату компенсаций и пособий гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы

851 Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату компенсаций и пособий гражданам, пострадавшим вследствие аварии на производственном объединении "Маяк"

852 Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату компенсаций и пособий гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

940 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

941 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

942 Пособия по беременности и родам

943 Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

944 Пособия при рождении ребенка

945 Пособия на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

946 Другие социальные пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

947 Единовременные страховые выплаты

948 Ежемесячные страховые выплаты

949 Доставка и пересылка страховых выплат

950 Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

951 Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

952 Оздоровление детей за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

953 Субвенции Минтруду России на финансирование научно-исследовательских работ по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

954 Подготовка и повышение квалификации кадров, проведение региональных совещаний и конференций Фонда социального страхования Российской Федерации

955 Осуществление мероприятий по обучению охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

956 Частичное содержание  детско-юношеских школ за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

957 Государственные капитальные вложения на центры реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации

5) В Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 к Бюджетному классификатору) внесены изменения, связанные с вводом новых целевых статей и видов расходов.

6) Новая целевая статья 6041 "Ремонт вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества на предприятиях Министерства обороны РФ" добавлена к целевой статье расходов 604 "Ремонт вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества на предприятиях". По новой целевой статье 6041 будет финансироваться не только Министерство обороны (код ведомства 187), но также Министерство внутренних дел (МВД, код ведомства 188), Федеральная служба железнодорожных войск (ФСЖДВ, код ведомства 029), Пограничная служба (до 1 июля с.г. ФПС, код ведомства 191), Федеральное агентство правительственной связи при Президенте РФ (до 1 июля с.г. ФАПСИ, код ведомства 201).

Но в таких силовых ведомствах как Служба внешней разведки (СВР, код 184), Государственный таможенный комитет (ГТК, код 152), Федеральная служба специального строительства РФ (Спецстрой России, код 279), Федеральная служба налоговой полиции (до 1 июля с.г. ФСНП, код 205), Главное управление специальных программ (ГУСП, код 304),  Государственная фельдъегерская служба (ГФС, код 089) и Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО, код 464) совсем не предусмотрены расходы на ремонт вооружений и военной техники.

Предложенный Правительством и принятый Госдумой новый вид расходов 381 "Обеспечение деятельности военных комиссариатов в субъектах РФ" в ведомственной классификации Министерства обороны (код 187) не отражен, хотя, согласно Указу Президента РФ № 1372 от 15.10.1999 г., "финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".

Новый вид расходов 957 "Государственные капитальные вложения на центры реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации" никак не учтен в классификации военных расходов силовых ведомств, хотя всем участникам боевых действий и инвалидам военной травмы совершенно необходима реабилитация - психологическая, медицинская, социальная.

По-прежнему Ведомственная классификация расходов федерального бюджета не предусматривает:

  • расходы Министерства образования (код 075), Министерства здравоохранения (код 054) и всех силовых ведомств, в которых граждане проходят военные сборы, по целевой статье расходов 608 и видам расходов 636, 637 на допризывную подготовку и призыв граждан на военную службу и военные сборы;

  • расходы ведомств ФС ЖДВ (код 029), ГФС (код 089), ГТК (код 152), СВР (код 184), ФПС (код 191), ФАПСИ (код 201), ФСНП  (код 205) и ГУСП (код 304) на пенсионное обеспечение военнослужащих (служащих) - по целевой статье расходов 447;

  • расходы ведомств ГФС (код 089) и ГУСП (код 304) на здравоохранение - по целевой статье расходов 430;

  • расходы ведомств СВР (код 184) и ГФС (код 089), ГУСП (код 304) на военное образование - по целевой статье расходов 606;

  • расходы ведомства ГУСП (код 304) на боевую подготовку военнослужащих (служащих) - по целевой статье расходов 602;

  • расходы ведомства ГУСП (код 304) на денежное довольствие военнослужащих (служащих) - по целевой статье расходов 601;

  • расходы ведомств ГФС (код 089) и  РОСТО (код 464) на страховые гарантии военнослужащим - по целевой статье расходов 607.

    Отклонены поправки в Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, внесенные депутатами А. Г. Арбатовым, И. Ю. Артемьевым, Н. М. Безбородовым и  С.В. Иваненко, касающиеся детализации военных расходов государства (пока только Министерства обороны РФ).

    Авторы предложили эти поправки, чтобы исключить "черные дыры", в которые проваливаются выделяемые из федерального бюджета ассигнования на содержание и оснащение армии. Они считают, что каждый род войск Вооруженных Сил РФ должен быть распорядителем выделенных ему средств федерального бюджета и предложили ввести дополнительную классификацию Министерства обороны (общий код 187) по родам войск Вооруженных Сил: РВСН (код 187.01), СВ (код 187.02), ВВС (код 187.03), ВМФ (код 187.04), КС (код 187.05) - см. приложение к настоящему разделу.

    Правда, авторы еще не решились расписать мероприятия по проведению военной реформы, а также  мероприятия по мобилизационной подготовке и переподготовке в разных войсках по целевым статьям и видам расходов и почему-то решили, что:

    военнослужащие РВСН, ВВС, ВМФ и КС не нуждаются в страховых гарантиях,

    военнослужащие СВ, ВВС, ВМФ и ВДВ не нуждаются в пенсиях, пособиях и компенсациях,

    а военнослужащие РВСН не нуждаются в пособиях на детей.

    21 марта законопроект № 235275-3 "О бюджетной классификации РФ" был принят во втором чтении, однако им НИКАК НЕ УЧТЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА и ОРГАНИЗАЦИИ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ по Указам Президента РФ от 11 марта 2003 г. .№ 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", № 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" и  № 311 ""О Государственном комитете Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации".

    Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект № 235275-3 от 17 марта с.г. указало  на необходимость учета в Бюджетном классификаторе изменений в структуре Правительства по Указам Президента от 11 марта с.г., но это не повлияло на решение депутатов принять законопроект во втором чтении.

    2. Законопроект № 310208-3  "О внесении изменений в федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в архиве Zip, 4 Кб)

    и

    3. Законопроект №  310209-3 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"

    Внесены Президентом РФ в конце марта 2003 г.

    Профильный комитет и срок рассмотрения Госдумой 4 апреля 2003 г. еще не были назначены

    Комментарий

    11 марта 2003 г. Президент России издал:

    Указы №№ 306 и 308 об упразднении с 1 июля 2003 года

    Федеральной пограничной службы (ФПС) - ее функции будут переданы в ведение ФСБ,

    Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) - ее функции будут переданы в ведение МВД,

    Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) - его функции будут распределены между Федеральной службой безопасности (ФСБ), Службой внешней разведки (СВР) и Федеральной службой охраны (ФСО),

    Указ № 306, по которому:

  • создан самостоятельный федеральный орган - Государственный комитет Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ с территориальными управлениями;

  • при Федеральной службе охраны (ФСО) создается Служба специальной связи и информации;

  • при Министерстве внутренних дел создается Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации,

    Указ № 311, по которому создан Государственный комитет Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ" (Госкомоборонзаказ).

    Госкомоборонзаказ и Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ уже введены в структуру федеральных органов исполнительной власти (разделы III и VIII) - соответствующие изменения внесены в Указ Президента № 867 от 17 мая 2000  г.

    Указами №№ 306, 308 и 311 Президент обязал Правительство внести в Государственную Думу до 1 мая 2003 г.:

    - проекты федеральных законов, связанных с упразднением Пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации и войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

    - проект федерального закона о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" изменений и дополнений, связанных с обеспечением финансирования Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его территориальных органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

    - проекты федеральных законов, связанных с созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

    до 1 июня 2003 г.:

    - проект федерального закона о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    Следом за изданием этих Указов Президент внес в Государственную Думу законопроекты № 310208-3 и № 310209-3 - о внесении изменений в 28 законов, в том числе в 2 федеральных конституционных закона и 26 федеральных  законов, в  Постановление Верховного Совета  Российской Федерации 1992 г., а также об отмене 4 федеральных законов и Постановления  Верховного Совета Российской Федерации 1993 г.

    ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛОЖИЛ:

    ОТМЕНИТЬ

    Федеральные законы:

    1. "О пограничной службе Российской Федерации" от 4.05.2000 г. № 55-ФЗ,

    2. "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.02.93г. № 4524-1,

    3. "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 г. № 5238-1,

    4. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 17.12.1995 г. №  200-ФЗ,

    Положение "О прохождении службы в органах налоговой полиции РФ", утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4991-I

    ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ

    в Федеральные конституционные законы:

    1. "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ,

    2. "О чрезвычайном положении" от 30.05. 2001 г. № 3-ФКЗ,

    в Федеральные законы:

    1. "О  милиции" от 18.04.1991 г. № 1026-I

    2. "О Государственной границе РФ" от 1.04. 1993 г. № 4730-I

    3. "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ

    4. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ

    5. "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. №  144-ФЗ

    6. "О внешней разведке" от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ

    7. "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от  3.02.1996 г. № 17-ФЗ)

    8. "О государственной охране" от 27.05.1996 г.  №  57-ФЗ

    9. "Об обороне" от 31.05.1996 г.  № 61-ФЗ

    10. "Об оружии" от  13.12.1996  г.  №  150-ФЗ

    11. "О внутренних войсках Министерства  внутренних дел РФ" от 6.02.1997 г. № 27-ФЗ

    12. "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ

    13. "О воинской  обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ

    14. "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ

    15. "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ

    16. Часть первую Налогового кодекса РФ от 31.07. 1998 г. № 146-ФЗ

    17. Часть вторую Налогового кодекса РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ

    18. "О знамени Вооруженных Сил РФ, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил РФ и знаменах других войск" от 29.12.2000 г. № 162-ФЗ

    19. Земельный кодекс Российской  Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ

    20. "О  государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ

    21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

    22. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

    23. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 7.11.2000 г. № 135-ФЗ

    24. "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)" от 30.06. 2002 г. № 78-ФЗ

    25. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ  в  связи  с совершенствованием государственного управления в области пожарной  безопасности" от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ

    26. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от  10.01.2003г.  № 15-ФЗ,

    в Положение:

    "О службе в органах внутренних дел  РФ", утвержденное  Постановлением  Верховного   Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-I

    Из предложенных изменений существенными являются изменения в ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", "Об оперативно-розыскной деятельности", "государственной охране" и в Положение "О службе в органах Внутренних дел  РФ".

    Изменения в остальные законы связаны, в основном, с переименованиями различных служб. Даже изменения в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вводят только переименования в отдельные статьи и не устраняют противоречие между пунктом 3 статьи  36 этого Закона, согласно которому  (с учетом предложенных изменений) "военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах  и  пограничных  войсках, осуществляющих  защиту  и  охрану  Государственной   границы   Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации" и статьями Федеральных законов  № 40-ФЗ от 3.04.95 г.,  № 5-ФЗ от 10.01.96 г., № 57-ФЗ от 27.05.97 г.,  предусматривающими прохождение гражданами военной службы по призыву соответственно в войсках ФСБ, СВР и ФСО (изменения, предложенные Президентом, не затрагивают положений этих Законов, касающихся военной службы по призыву).

    Итак, Государственной Думе придется вносить существенные изменения в план весенней сессии 2003 года., т.к. надо будет до 1 июля с. г. дополнительно рассмотреть более 30 законов и принять решения об отмене либо о внесении существенных изменений в  них.

    Среди подлежащих изменению законов не упомянут Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ", но и его необходимо менять - на основании статьи 12 ФЗ № 115-ФЗ от 5.08.2000 г., т.к. произошли существенные изменения в структуре Правительства, которые должны быть отражены в ведомственной и др. классификациях.

    СПРАВКА. Согласно статье 12 Федерального закона № 115-ФЗ от 5.08.2000 г. "О бюджетной классификации РФ":

    "федеральные законы,  регулирующие   отношения,  не  связанные непосредственно с определением состава и    структуры бюджетной классификации Российской Федерации,  не должны содержать положений, ее изменяющих.

    Изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете.

    Правительство Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета за текущий финансовый  год вправе вносить изменения в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации в части целевых статей и видов  расходов бюджетов Российской Федерации, экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

    Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" придется разрабатывать с учетом изменений по Указам Президента №№ 306, 308 и 311, однако Бюджетная классификация, которой он должен соответствовать, еще не готова.

    Дальше...
    Оглавление выпуска