Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ О работе Государственной Думы в апреле 2003 года О поправках к Конституции РФ24 апреля отклонен в первом чтении проект федерального конституционного закона "О поправках к Конституции Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы второго созыва - членами Комитета по геополитике (этим комитетом, в действующей Думе упраздненным, руководил тогда Алексей Митрофанов). Следует отметить, что поправки к Конституции, как это следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции, принимаются не в форме федерального конституционного закона, а как особый правовой акт - закон Российской Федерации. Необъяснимы и причины, по которым этот проект, равно как поправки к Конституции, предложенные депутатом первого созыва Пащенко и депутатом Совета Федерации первого созыва Мананниковым, вообще рассматривались палатой. Согласно статье 134 Конституции, депутатская инициатива конституционного пересмотра возможна лишь при наличии группы, равной не менее одной пятой членов верхней или нижней палат. Между тем, по существу инициатива достойна внимания. Предлагалось сделать первый шаг в сторону отказа от национально-территориального деления государства, исключив из числа субъектов Федерации Еврейскую автономную область и все десять существующих сегодня автономных округов. Идея, безусловно, дельная, хотя бы потому, что существование этих субъектов Федерации внутри других - краев и областей - неизбежно порождает коллизии, связанные с разграничением полномочий. |