Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Армия и права человека Раздел 2.Принятый Государственной Думой в первом чтении проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" 1. Законопроект № 284965-3 "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Внесен депутатами Государственной Думы В. В. Володиным, Е. Ф. Лаховой, О. В. Морозовым, Г. И. Райковым. Профильный комитет – Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Принят в первом чтении 16.04.2003 г. Комментарий: Законопроект носит декларативный характер – только провозглашает недопустимость дискриминации по признаку пола и равные возможности мужчин и женщин (что достаточно четко установлено статьей 19 Конституции России), но не предлагает конкретных мер, обеспечивающих запрет такой дискриминации и реализацию равных возможностей мужчин и женщин. Он вводит понятие "гендерного равенства" (равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, культурной…), но не объясняет, для чего оно необходимо в современных условиях и не предлагает механизма его обеспечения. Напротив, законопроект (статья 2) указывает на возможность дискриминации по признакам пола, например: введением неопределенных "специальных временных мер" – это нарушает Конституцию РФ, установившую "равенство перед законом всех граждан" т.е. мужчин и женщин, способных самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (п. 1 статьи 19 и статья 60 Конституции РФ); закреплением исключительно для мужчин обязанностей военной службы по призыву (по контракту могут эти обязанности нести и женщины), что противоречит Конституции России, которая установила "обязанность гражданина России защищать Отечество" без какого-либо учета пола гражданина и без упоминаний об обязанности гражданина проходить военную службу по призыву (п. 1 статьи 59 Конституции РФ). Статьи 19-29 законопроекта, включенные в главу V "Механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", содержат неопределенные пожелания, но не нормы, обеспечивающие такие права и возможности. Перечисленные в этих статьях механизмы в России действуют, они закреплены федеральными законами и могут быть использованы любым гражданином, а также органом государственной власти. Выделять в учреждениях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ специальные структурные подразделения по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин затратно и не только бесполезно, но и вредно, т.к. может способствовать возникновению неразрешимых конфликтных ситуаций. Предлагаемые периодические доклады Правительства и Уполномоченного по правам человека о положении дел в области равноправия мужчин и женщин нельзя считать механизмом реализации равноправия мужчин и женщин. Согласно статистическим данным, приведенным в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 год)", утвержденной Указом Президента РФ № 1336 от 19 ноября 2002 г., "на начало 2002 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70 процентов, в органах исполнительной власти – 71,8 процента, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры – 67,6 процента, в аппаратах органов законодательной власти – 55,8 процента, аппаратах иных государственных органов – 55,4 процента. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей". Значит, женщины России пользуются своим правом, установленным статьей 32 Конституции РФ. Что касается полного использования политических прав женщин-граждан России, то для этого необходимы меры по укреплению гражданского общества. Однако ни одна из статей законопроекта не содержит положений, способствующих становлению и укреплению гражданского общества в России. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации никак не закреплены требования резолюции Совета Безопасности ООН 1325 (2000) и других международных документов, подписанных Россией, о необходимости вовлечения женщин в процесс урегулирования вооруженных конфликтов и развитие миротворческих усилий. Авторов законопроекта, по-видимому, эти проблемы не беспокоят, они даже не предложили каких-либо мероприятий по выполнению принятых на себя Россией международных обязательств по продвижению гендерного равенства в обеспечении мира и безопасности. Чтобы выполнить эти обязательства, нужны поправки в законы, регулирующие обеспечение безопасности государства и его участие в миротворческой деятельности, устанавливающие механизмы вовлечения женщин в названные выше процессы. Это будет способствовать не только улучшению положения женщин в России, которое за последнее десятилетие продолжает ухудшаться как в экономической, так и в политической области, но и укреплению безопасности в России и в мире. Женские организации России в настоящее время полностью отключены от участия в процессе принятия решений, касающихся судеб страны, жизни и здоровья молодого поколения. Статья 25 законопроекта об этой важнейшей роли женских организаций даже не упоминает. Предложенный закон действовать не будет, даже если субъекты законодательной инициативы внесут в него какие-то поправки. Необходимо изменение его концепции. |