Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 58
22 мая 2003 года

Армия и права человека

Раздел 2.

Принятый Государственной Думой в первом чтении проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации"

1. Законопроект № 284965-3 "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации".

Внесен депутатами Государственной Думы В. В. Володиным, Е. Ф. Лаховой, О. В. Морозовым, Г. И. Райковым.

Профильный комитет – Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Принят в первом чтении 16.04.2003 г.

Комментарий:

Законопроект носит декларативный характер –  только провозглашает  недопустимость  дискриминации по признаку пола и равные возможности мужчин и женщин (что  достаточно четко установлено статьей 19 Конституции России), но не предлагает конкретных мер,  обеспечивающих запрет такой дискриминации и  реализацию равных   возможностей мужчин и женщин.

Он вводит понятие "гендерного равенства" (равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, культурной…), но не объясняет, для  чего оно необходимо в современных условиях и  не предлагает механизма его обеспечения.

Напротив,  законопроект (статья 2) указывает на возможность дискриминации по признакам пола, например:

введением неопределенных "специальных временных мер" – это нарушает Конституцию РФ, установившую "равенство перед законом всех граждан" т.е. мужчин и женщин, способных самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (п. 1 статьи 19 и статья 60 Конституции РФ);

закреплением исключительно для мужчин обязанностей военной службы по призыву (по контракту могут эти обязанности нести и женщины), что противоречит Конституции России, которая установила "обязанность  гражданина  России  защищать Отечество" без какого-либо учета пола гражданина и без упоминаний об обязанности  гражданина  проходить военную службу  по призыву (п. 1 статьи 59 Конституции РФ).

Статьи 19-29 законопроекта,  включенные в  главу V "Механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин",  содержат неопределенные пожелания, но не нормы, обеспечивающие такие права и возможности. Перечисленные в этих статьях механизмы в России действуют, они закреплены федеральными законами и могут быть использованы любым гражданином, а также органом государственной власти. Выделять в учреждениях федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ специальные структурные подразделения по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин затратно и  не только бесполезно, но и  вредно, т.к. может способствовать возникновению неразрешимых конфликтных ситуаций. Предлагаемые периодические доклады Правительства и  Уполномоченного по правам человека о положении дел в области равноправия мужчин и женщин нельзя считать механизмом реализации  равноправия мужчин и женщин.

Согласно статистическим данным, приведенным в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 год)", утвержденной  Указом Президента РФ № 1336 от 19 ноября 2002 г., "на начало 2002 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли более 70 процентов, в органах исполнительной власти – 71,8 процента, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры – 67,6 процента, в аппаратах органов законодательной власти – 55,8 процента, аппаратах иных государственных органов – 55,4 процента. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей".

Значит,  женщины России пользуются своим правом, установленным статьей 32 Конституции РФ. Что касается полного использования политических прав женщин-граждан России, то для этого необходимы меры по укреплению гражданского общества. Однако ни  одна из статей законопроекта не содержит положений, способствующих становлению и  укреплению гражданского общества в России.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации никак не закреплены требования  резолюции  Совета Безопасности ООН 1325 (2000) и других международных документов, подписанных Россией, о необходимости  вовлечения женщин в процесс урегулирования вооруженных конфликтов и развитие миротворческих усилий. 

Авторов  законопроекта, по-видимому, эти проблемы не беспокоят, они  даже не предложили каких-либо мероприятий по выполнению принятых на себя Россией международных  обязательств по продвижению гендерного равенства в обеспечении мира и безопасности. 

Чтобы выполнить эти обязательства, нужны  поправки в законы, регулирующие обеспечение безопасности государства и его участие в миротворческой деятельности, устанавливающие механизмы вовлечения женщин в названные выше процессы.  Это будет способствовать не только улучшению положения женщин в России, которое за последнее десятилетие продолжает ухудшаться как в экономической, так и в политической области, но и укреплению безопасности в России и в мире.

Женские организации России в настоящее время полностью отключены от участия в процессе принятия решений, касающихся судеб страны, жизни и здоровья молодого поколения.  Статья 25 законопроекта об этой важнейшей роли женских организаций даже не упоминает.

Предложенный закон действовать не будет, даже если субъекты законодательной инициативы внесут в него какие-то поправки.  Необходимо изменение его концепции.

Дальше...
Оглавление выпуска