Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 58
22 мая 2003 года

Армия и права человека

Раздел 3.

Очередные предложения о предоставлении и отмене отсрочек от призыва граждан на военную службу и другие поправки в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

1. Законопроект № 291957-3  "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребенка в возрасте от трех до шести лет).

Внесен депутатами Государственной Думы В. А. Буткеевым, Х. А. Барлыбаевым, В. А. Лекаревой, З. А. Муцоевым, В. Ф. Рашкиным, А. В. Скочем, В. Н. Пивненко,  С. И. Неверовым, И. К. Чернышенко, А. Г. Пузановским, В. Д. Катальниковым, В. Р. Пашуто, В. К. Гартунгом, О. Г. Дмитриевой.

Профильный комитет – Комитет Государственной Думы по обороне.

Отклонен на пленарном заседании 11.04.2003 г.

Комментарий:

Законопроект об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка и состоящим в зарегистрированном браке с его матерью, предложенный депутатами  А. В. Скочем, В. А. Буткеевым, В. А. Лекаревой, З. А. Муцоевым и В. Ф. Рашкиным (№ 248119-3 – см. комментарии в разделах 1 блока "Армия и права человека" 47 и 51 выпусков  оперативной информации) был отклонен 22.01.2003 г. 

Те же авторы и присоединившиеся к ним депутаты Х. А. Барлыбаев, В. А., В. Н. Пивненко,  С. И. Неверов, И. К. Чернышенко, А. Г. Пузановский, В. Д. Катальников, В. Р. Пашуто, В. К. Гартунг и  О. Г. Дмитриева предложили несколько измененный законопроект  № 291957-3, чтобы  не оставлять малолетних детей без отцов на весь срок военной службы по призыву и улучшить демографическую ситуацию в России, которая продолжает оставаться катастрофической.

Но и против этого законопроекта выступило Правительство России  и думские генералы. Их довод все тот же: "снижается обороноспособность государства, т.к. личный состав Вооруженных Сил РФ не полностью укомплектован военнослужащими по призыву". Однако в новой политической ситуации в мире и демографической ситуации в России  этот довод не может быть определяющим.

Пора, наконец, начинать реформирование армии и повышать обороноспособность  государства не численностью войск, а повышением их профессионализма и правильной организацией их боевой подготовки, обеспечения и финансирования.

2. Законопроект  № 244225-3 "О внесении дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, ожидающим появления ребенка в семье).

Внесен депутатом Государственной Думы А. Е. Баранниковым.

Профильный комитет – Комитет Государственной Думы по обороне.

Отклонен на пленарном заседании 9.04.2003 г.

Законопроект  был прокомментирован в разделах блока "Армия и права человека" 46 и 51 выпусков оперативной информации.

Никто из депутатов не вспомнил Ветхий завет: еще 3280 лет назад существовала отсрочка от воинской обязанности на 1 год после женитьбы – даже во время ведущихся тогда войн (Второзаконие: 20, 7; 24, 5).

3. Законопроект № 227577-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" "(об изменениях в  организации воинского учета граждан, отмене части  отсрочек от призыва граждан на военную службу, введении  и изменении условий предоставления других отсрочек от призыва).

Внесен Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Решением Совета Госдумы от 22.04.2003 г. рассмотрение в первом чтении перенесено с 25 апреля на май 2003 г.

4. Законопроект № 232051-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы" (об изменениях в организации воинского учета граждан, усилении  ответственности граждан за нарушения правил воинского учета, об отмене части  отсрочек от призыва граждан на военную службу, об увольнении граждан призывного возраста из милиции и  органов противопожарной службы).

Внесен депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края.

Решением Совета Госдумы от 22.04.2003 г. рассмотрение в первом чтении перенесено с 25 апреля на май 2003 г.

5. Законопроект № 163053-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (об изменениях в  организации воинского учета граждан и призыва граждан на военную службу).

Внесен депутатами Государственной Думы В.А. Калягиным, В.Н. Волковым, В.Ф. Дорогиным 17.12.2001 г. 

Профильный комитет – Комитет по обороне.

Комитет  по обороне и Правительство законопроект одобрили.

Рассмотрение законопроекта неоднократно переносилось.

Решением Совета Госдумы от 22. 04. 2003 г. очередное рассмотрение перенесено на май  2003 г.

6. Законопроект № 223206-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о сокращении числа граждан, освобождаемых  от призыва на военную службу).   В первом чтении был принят с названием "О внесении изменений и дополнений  в статьи 8, 23, 51 и 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Внесен депутатом Государственной Думы Н. М. Безбородовым 9. 07. 2002 г.

Профильный комитет – Комитет по обороне.

Принят в 1 чтении 24 декабря 2002 г.

Президент не поддержал законопроект (письмо № Пр-194 от 5. 02. 2003 г.).

Доводы Президента: во-первых, законопроект затрагивает вопросы, касающиеся "обеспечения призыва граждан по мобилизации", которые должны решаться другими федеральными и конституционными федеральными законами,  во-вторых, он не основан на статистических данных, которые следует принять во внимание (о количестве призванных на военную службу граждан России – бывших иностранцев).

Законопроект возвращен на доработку в ответственный комитет 16.04.2003 г.

Комментарий –  общий к  п. 3, 4, 5 и 6:

Законопроекты  № 227577-3 и  № 232051-3 были  прокомментированы в разделе 3 блока "Армия и права человека" 53 выпуска оперативной информации, законопроект  № 163053-3 – в первых разделах блока "Армия и права человека" 37 и 41 выпусков оперативной информации, а законопроект  № 163053-3 – в разделе 2 блока "Армия и права человека" 48 выпуска оперативной информации.

В этих четырех законопроектах  поднимаются вопросы, так или иначе обсуждавшиеся на пленарных заседаниях и в комитетах Госдумы, Правительством и Президентом, но, вероятно, по той причине, что предложившие их субъекты законодательной инициативы не были удовлетворены отрицательными отзывами и принятыми решениями, Комитет по обороне настоял на их рассмотрении на пленарных заседаниях, и Совет  Госдумы в конце апреля принял решение об их рассмотрении в мае, хотя в календарный план на май они не включены.

Разные авторы в разных вариантах предлагают:

  1. Отменить отсрочки от призыва на военную службу единственным детям пенсионеров по старости.

  2. Отменить отсрочки от призыва на военную службу единственным детям инвалидов II группы

  3. Отменить отсрочки от призыва на военную службу единственным детям инвалидов I группы, если эти дети не проживают с родителями.

  4. Отменить отсрочки от призыва на военную службу сыновьям одиноких родителей, воспитывающих  двух детей до 8 лет или ребенка-инвалида, если у этих одиноких родителей есть еще совершеннолетний  ребенок.

    Все эти предложения являются нарушением статей 38 и 55 Конституции РФ, статьи 87 Семейного кодекса РФ и вынудят родителей детей, не оказывающих им помощи, обращаться в суд "для взыскания алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей". Военнослужащие по призыву не смогут выплачивать эти алименты, хотя и являются трудоспособными совершеннолетними детьми этих родителей,  выполняющими обязанности государственных служащих,  т.к. их труд не оплачивается.

  5. Отменить отсрочки от призыва на военную службу педагогам, работающим неполную неделю в сельских школах. Это предложение является нарушением статьи 55 Конституции РФ.

  6. Возложить на граждан призывного возраста  обязанность являться в военкомат по месту их жительства без всяких повесток в периоды призыва, т.е. с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря.  А если не явились, то поручить милиции их отлов и доставку в военкоматы.

  7. Переложить ответственность за призыв с военкомов на глав местного самоуправления и ужесточить правила воинского учета.

  8. Не освобождать от призыва на военную службу граждан России, прошедших альтернативную гражданскую службу в другом государстве. Это предложение является нарушением статей 28, 29 Конституции РФ.

  9. Предоставить  отсрочки от призыва на военную службу депутатам и кандидатам в депутаты государственных и местных органов власти.

  10. Отменить:

    • положение ФЗ "О пожарной безопасности" (часть 8 статьи 7), согласно которому сейчас пожарные не подлежат призыву на военную службу, пока работают в Государственной противопожарной службе: "Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации".

    • В положении ФЗ "О милиции", "О службе в таможенных органах РФ" и  Положении о службе в органах внутренних дел РФ № 4002-1 от 23.12.92 г.  – ввести в число оснований для увольнения из органов внутренних дел и таможенных органов основание: "в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу".

Эти предложения являются нарушением статьи  55 Конституции РФ.

СПРАВКА.  Только два из описанных в этом разделе законопроектов были включены в "Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой со 2 по 25 апреля 2003 года": № 223206-3 и № 244225-3.

Остальные законопроекты были включены вне очереди – по настоянию Комитета по обороне. Совет Госдумы поставил их сначала в повестку дня пленарного заседания 25 апреля, но затем перенес их рассмотрение на май, не назвав числа.

В апрельский календарь были включены также:

  • законопроект  № 251952-3 "О размерах страховых взносов, учитываемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и прохождения военной службы по призыву"  (см. комментарий в разделе 1 блока "Армия и права человека" 47 выпуска оперативной информации). Но он в апреле не рассматривался.  Для военнослужащих по призыву он важен тем, что с его принятием появятся основания для учета трудового стажа этих военнослужащих (согласно ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", их трудовой стаж исчисляется из расчета: один день военной службы за 2 дня работы). Труд военнослужащих по призыву не оплачивается, поэтому не поступают средства в Пенсионный фонд РФ, без чего не может начисляться и рассчитываться страховая часть трудовой пенсии – согласно новым пенсионным законам, вступившим в силу в 2002 году.

  • Законопроект № 34763-3 "О статусе участников боевых действий"  (см. комментарий в разделах блока "Армия и права человека" 27, 34 и 41 выпусков   оперативной   информации) – рассмотрение перенесено на 21 мая.

  • Законопроект № 72278-3"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" – был внесен депутатами еще в 2001 году, многократно включался в планы пленарных заседаний Госдумы в 2001 и 2002 годах, но не рассматривался. В  апреле 2003 года тоже не был рассмотрен. Законопроект важен, он напоминает о погибших и пропавших без вести военнослужащих, о которых государство забыло, и предусматривает занесение фамилий погибших и пропавших без вести при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти, сохранение и благоустройство воинских захоронений, и многие другие мероприятия для увековечения памяти погибших не только в период Великой Отечественной войны, но и вообще при выполнении боевых задач и служебных обязанностей.

    Законопроект № 88343-3 "О высвобождаемом военном имуществе" – снят с рассмотрения Государственной Думой в связи с отзывом авторами.

Дальше...
Оглавление выпуска