К предыдущей главе... К следующей главе...



3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. С момента прекращения широкомасштабного вооруженного конфликта осени 1992 года главной и наиболее жгучей проблемой в зоне чрезвычайного положения остается проблема возвращения вынужденных переселенцев1 в места их постоянного проживания. Уже более двух лет десятки тысяч граждан России живут в крайне тяжелых условиях, их неотъемлемые права грубейшим образом ущемляются.

Абсолютное большинство вынужденных переселенцев не может быть виновно в совершении преступлений в ходе конфликта, наоборот — эти люди сами стали жертвами преступлений.

Создание властями препятствий ингушскому населению в возвращении к местам постоянного проживания является формой ущемления прав по национальному признаку, что прямо запрещено статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьей 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР 18 сентября 1973 г. и вступившего в силу для СССР в 1976 г. (Россия, объявив себя преемником СССР, связана заключенными СССР международными договорами).

Кроме того, грубо нарушаются статья 12 Международного пакта о гражданских и политических  правах и статья 27 Конституции Российской Федерации, предоставляющие всем людям, законно находящимся на территории государства, право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

Налицо также нарушение статьи 40 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что «никто не может быть произвольно лишен жилища».

Совершенно недопустимы любые попытки возложения коллективной ответственности за совершенные преступления на группы людей по признаку их национальной принадлежности, места проживания и т.д. Государство, претендующее называться правовым, обязано предоставить своим гражданам-вынужденным переселенцам возможность беспрепятственно вернуться в места их постоянного проживания с предоставлением необходимой помощи, достаточной по крайней мере для восстановления жилья.

2. Вместе с тем, любые попытки территориального передела и изменения границ без обоюдного согласия сторон, как показывает опыт ряда стран ближнего зарубежья, неизбежно ведет к обострению конфликта и превращению его в длительную кровопролитную войну.

Статьи 3 и 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» в их нынешней редакции провозглашают право на территориальную реабилитацию, то есть на восстановление национально-государственных образований или границ, существовавших до их антиконституционного насильственного упразднения или изменения. При этом Закон не предлагает никакого конкретного механизма реализации этого права.

Согласно шестой статье этого Закона, территориальная реабилитация осуществляется на основе волеизъявления репрессированных народов. Такой подход к территориальному переделу и изменению границ прямо ущемляет права и интересы по крайней мере части населения, проживающего в настоящее время на спорных территориях и не несущего никакой ответственности за беззакония полувековой давности. Тем самым фактически предусматривается для восстановления попранных в прошлом прав и справедливости совершить новые массовые нарушения прав граждан России. Не определена и процедура волеизъявления.

Нынешняя редакция статьи 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» прямо противоречит статье 67 Конституции Российской Федерации. В части третьей этой статьи Конституции зафиксировано, что «границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия».

Реально не прекратившийся спор о принадлежности Пригородного района является источником напряженности в регионе, основой для продолжения конфликта и главнейшим аргументом тех сил, которые настраивают осетинское население этого района против возвращения ингушских вынужденных переселенцев.

Поэтому крайне желательно скорейшее рассмотрение Закона «О реабилитации репрессированных народов» в Конституционном суде России и внесение соответствующих изменений в формулировки этих статей Федеральным Собранием России. В качестве альтернативной, но значительно худшей меры, можно предложить утверждение моратория на передел границ между субъектами Федерации в России на длительный срок (не менее двадцати лет).

Следует напомнить, что в соответствии со ст.13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» «Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности — на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья».

3. Президентом России Б.Н.Ельциным 13.12.93 г. был издан Указ — «О порядке возвращения в места постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики».

В свете вышесказанного Правозащитный Центр «Мемориал» считает, что изложенный в данном Указе комплексный подход — безусловное возвращение вынужденных переселенцев при подтверждении статуса Пригородного района как территории, находящейся в составе Республики Северная Осетия — направлен на соблюдение прав человека и уменьшение вероятности повторения в регионе широкомасштабного конфликта.

4. Однако реально действия центральных властей России и их представителя в регионе в лице Временной администрации скорее создают видимость, чем обеспечивают действительное исполнение Указа о возвращении вынужденных переселенцев.

5. Любые препятствия и неоправданные задержки в возвращении вынужденных переселенцев не только ущемляют законные права граждан России, но и провоцируют напряженность в Ингушской Республике, играют на руку тем, кто готов с оружием в руках бороться за то, что они считают справедливым решением вопроса. Власти Ингушской Республики могут в этом случае утратить контроль над частью населения, что, при наличии в регионе большого количества оружия, чревато тяжелыми последствиями.

6. Вместе с тем, в Северной Осетии широко распространена точка зрения о невозможности совместного проживания и нежелательности возвращения ингушского населения в Пригородный район. Власти РСО, на словах отказавшись от поддержки этой точки зрения, фактически срывают процесс возвращения вынужденных переселенцев.

Так называемые согласительные комиссии,задуманные как средство достижения примирения между гражданами России разной национальности, фактически превратились в орудие конфронтации — односторонние фильтрационные комиссии.

Необходимо учитывать, что процесс возвращения вынужденных переселенцев может быть использован экстремистскими элементами в Северной Осетии для эскалации напряженности. Они уже пытаются спровоцировать массовые акции протеста. При этом власти разных уровней в этой республике не только не пресекают подобные действия, но в ряде случаев прямо потакают им.

7. Таким образом, с высокой степенью вероятности возникнет вопрос о необходимости применения силы.

С точки зрения ПЦ «Мемориал», федеральные власти России должны быть последовательны в отстаивании приоритета прав человека и использовать для этого все предусмотренные законом средства. Отказ от применения силы по отношению к экстремистским элементам, имеющимся с обеих сторон, приведет лишь к необходимости в будущем применять силу в значительно больших масштабах.

Государство обязано использовать все законные меры (в том числе силовые) для пресечения попыток препятствовать возвращению вынужденных переселенцев, для осуществления широкомасштабного разоружения региона (включая территории и Ингушетии, и Северной Осетии), для прекращения террористической деятельности в регионе.

Естественно, следует стремиться к тому, чтобы применение силовых методов сводилось к минимуму. Безусловно, применение силы должно осуществляться специально обученными подразделениями строго в рамках закона, быть избирательным и адекватным угрозе.

8. Временной администрации должны быть даны все необходимые полномочия для обеспечения порядка в зоне ЧП (на части территорий Республики Северная Осетии и Ингушской Республики) в рамках Закона «О чрезвычайном положении». Закон предоставляет для этого полные возможности.

В случае противодействия возвращению вынужденных переселенцев со стороны местных властей необходимо в соответствии с Законом приостанавливать деятельность органов местной власти в тех населенных пунктах, куда намечено возвращение вынужденных переселенцев.

Постановка вопроса, как это делают высокие должностные лица, о возможной необходимости введения некоего «федерального правления» в Пригородном районе — бессмысленна и свидетельствует лишь о незнании этими лицами Закона.

Вместе с тем, Временная администрация даже имеющимися правами пользуется крайне робко, а руководство России и федеральные ведомства РФ не предпринимают серьезных шагов к тому, чтобы их собственные решения о возвращении беженцев воплощались в жизнь.

Отсутствие последовательности и решительности у Временной администрации и федеральных властей является одной из причин того, что проблема до сих пор не решена.

9. По мнению ПЦ «Мемориал», непременным условием для обеспечения нормализации обстановки в регионе является расследование многочисленных тяжких преступлений, совершенных на почве межнациональной розни, и проведение судов над людьми, в отношении которых есть основания обвинять их в совершении таких преступлений. При этом необходимо, чтобы влияние политических факторов на выводы следствия и суда было сведено к минимуму.

Только в такой форме, по нашему мнению, может и должна быть дана «правовая оценка» событий осени 1992 г., которой требуют обе стороны конфликта.

При этом предложение сотрудников прокуратуры РФ об объявлении частичной амнистии в отношении лиц, совершивших отдельные не тяжкие преступления в период 31.10-06.11.1992 г., оправдано тем, что в этот период чрезвычайно большое количество жителей РСО и ИР совершили деяния, расцениваемые УК России как преступления: хранение и ношение оружия, похищение чужого имущества и т.п. Объявление подобной амнистии способствовало бы проведению следствия в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления.

Расследование преступлений, совершенных на межнациональной почве как в период вооруженных столкновений осени 1992 г., так и впоследствии, наталкивается на серьезное противодействие со стороны властей обеих республик и местного населения и практически парализовано.

По мнению ПЦ «Мемориал», для исправления этой ситуации федеральные власти должны оказать действенное влияние на руководство обеих республик, в полной мере используя возможности, предоставляемые Законом РФ «О чрезвычайном положении».

10. Продление режима ЧП в регионе неизбежно еще в течение длительного времени. Прекращение режима чрезвычайного положения неизбежно приведет лишь к возобновлению широкомасштабного конфликта. Сужение зоны действия режима ЧП отрицательно повлияет на ситуацию в регионе, так как затруднит борьбу с распространением оружия и деятельностью террористических групп.

Осуществление режима чрезвычайного положения в регионе должно проходить под пристальным вниманием прессы и общественности. Цензура на сообщения из зоны конфликта даст больше отрицательных последствий, чем положительных. Точная информация необходима для борьбы с мифами, широко распространяющимися в зоне конфликта при попытках умолчания о событиях. Для прекращения публикаций и сообщений в средствах массовой информации, злостно искажающих факты и ведущих к разжиганию конфликта, Временной администрации и федеральным органам следует пользоваться возможностями судебных исков к авторам и изданиям.