Резолюция Всероссийской Конференции неправительственных организаций
по
проблемам национальной и расовой дискриминации,
расизма, ксенофобии и нетерпимости
Москва, 22-23 октября 2000 г.
Введение
Мы, более 100 представителей российских неправительственных организаций,
собрались в Москве 22 и 23 октября 2000 года для того, чтобы обсудить проблемы
расизма и расовой дискриминации в России. В соответствии со ст.1 Международной
конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации понятие “расизм
и расовая дискриминация” в нашем понимании охватывает любые формы дискриминации,
ксенофобии и нетерпимости, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового,
национального или этнического происхождения, включая такие важные для российских
условий формы, как антисемитизм, кавказофобия и все формы религиозной нетерпимости.
В ходе наших дискуссий мы подтвердили решимость российских неправительственных
организаций (НПО) бороться со всеми формами расизма и расовой дискриминации
как в их институциональной форме, так и в повседневной “бытовой” практике.
Мы отмечаем, что корни агрессивного национализма и этноцентризма, процветающих
в России, а также во многих странах бывшего Советского Союза и Центральной
и Восточной Европы, отличаются от корней расизма, порожденного колониальным
прошлым, рабством и работорговлей в других странах. Они связаны с имперским
прошлым России, устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к “другой”
культуре, иному образу жизни и отличающимся от привычных языку, верованиям
и традициям. Рост этих явлений в нашем регионе в течение последних лет
привел к серьезным и массовым нарушениям прав человека, ненависти, дискриминации
и преследованиям, нацеленным на конкретные группы, такие как представители
народов кавказского региона в России, а в некоторых случаях к “этническим
чисткам”, как в некоторых странах бывшего СССР и бывшей Югославии. Мы предупреждаем
российское правительство и общество и международное сообщество, что игнорирование
этих явлений может привести к новым трагическим событиям.
Мы осуждаем рост проявлений расизма и расовой дискриминации в России, а
также сохраняющуюся в стране атмосферу нетерпимости и связанные с ней акты
насилия. Усилия, предпринимаемые российским государством и обществом по
борьбе с этими явлениями, недостаточны и должны быть умножены. Мы крайне
озабочены и возмущены проводимой органами государственной власти систематической
и целенаправленной дискриминацией и преследованием месхетинских турок в
Краснодарском крае. Нас особенно тревожат повторяющиеся попытки открытого
провозглашения в СМИ и даже в законодательных собраниях разных уровней
доктрин этнического или религиозного превосходства, несовместимости и исключительности.
Нас возмущают националистические, ксенофобские, антикавказские и антисемитские
высказывания государственных деятелей и публичных политиков и отсутствие
ясной позиции и оценки государства, осуждающей такие высказывания. Мы крайне
озабочены ростом антикавказских настроений и преследований представителей
народов кавказского региона, особенно усилившихся с началом второй войны
в Чечне. Особую обеспокоенность и возмущение вызывает широко распространенная
практика фабрикации уголовных дел против чеченцев и других национальных
меньшинств. Создание “образа врага” в виде чеченцев или “лиц кавказской
национальности” может привести лишь к ухудшению внутриполитической ситуации
в стране и к попранию основных прав человека.
Мы осуждаем бездействие и равнодушие государства перед лицом роста числа
и активности откровенно экстремистских агрессивных националистических и
неонацистских группировок, открыто пропагандирующих идеи расового превосходства
и распространяющих призывы к национальной и расовой розни, допускающих
акты насилия на расистской почве.
Мы глубоко обеспокоены систематическими нарушениями конституционного права
на свободу передвижения и выбора места жительства, что приводит к многочисленным
дискриминационным действиям со стороны правоохранительных органов по отношению
к национальным меньшинствам, особенно представителям народов Кавказа и
Средней Азии, при проверках режима регистрации.
Мы выражаем свое возмущение широко распространенной практикой отказов в
регистрации по месту жительства, приводящей к фактическому лишению представителей
целых групп населения возможности пользоваться такими социальными и экономическими
правами, как право на получение образования, медицинской помощи, право
на жилье, социальное обеспечение и др.
Мы серьезно озабочены тем, что росту расизма, часто сопровождающегося насилием,
и ксенофобии в отношении мигрантов и беженцев способствует политика иммиграционных
ограничений; узкое толкование принятых государством обязательств по защите
вынужденных мигрантов, включая вынужденных переселенцев и беженцев; фактическое
объявление вне закона так называемых нелегальных мигрантов; огульное обвинение
всех беженцев в том, что они “мнимые беженцы”, изображение мигрантов и
беженцев как преступников и виновников безработицы.
Мы убеждены, что расизм и расовая дискриминация угрожают демократическому
обществу и его фундаментальным ценностям. Мы считаем, что установление
демократии в России требует, чтобы государство активизировало свои усилия
по искоренению этих явлений. Вместе с тем мы напоминаем государству, что
любая борьба с расизмом и нетерпимостью и их разнообразными проявлениями
будет эффективна только в том случае, если она будет частью общей системы
уважения, защиты и реализации всех прав человека, которые универсальны,
неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, будь то гражданские и политические
или экономические, социальные и культурные права. Именно экономические,
социальные и культурные права чаще всего нарушаются при дискриминации отдельных
лиц или групп.
Мы не удовлетворены практическим отсутствием информирования общественности
и общественных структур о Межведомственной программе развития установок
толерантности в обществе и о ходе ее реализации.
Мы считаем, что межправительственным организациям, таким, как ООН, ОБСЕ
и Совет Европы, принадлежит ключевая роль в борьбе с расизмом и расовой
дискриминацией. Мы выражаем удовлетворение активным участием России в работе
этих органов и тем фактом, что Россия является участником важнейших международных
соглашений в области борьбы с расизмом и расовой дискриминацией. Тем не
менее, ни один документ не имеет ценности, если он не выполняется должным
образом на всех уровнях и особенно на национальном уровне. Поэтому мы с
огорчением отмечаем тот факт, что российское правительство недостаточно
эффективно взаимодействует с международными структурами по защите прав
человека, в частности, с Управлением Верховного комиссара ООН по правам
человека, задерживает предоставление своих периодических докладов в Комитет
ООН по ликвидации расовой дискриминации и не полностью выполняет рекомендации
этого Комитета. Мы выражаем серьезную обеспокоенность тем фактом, что правительство
Российской Федерации не выполняет рекомендаций, содержащихся в резолюции
Комиссии по правам человека ООН о ситуации в Чечне, и даже открыто заявляет,
что не признает эту резолюцию.
Приводимые ниже рекомендации обсуждались и вырабатывались в рабочих группах
и на пленарных заседаниях. Они предваряются серией общих замечаний и рекомендаций
и представлены под следующими заголовками:
РЕКОМЕНДАЦИИ
I. Общие замечания и рекомендации
При выполнении представленных ниже рекомендаций, все заинтересованные стороны
должны учитывать следующие общие положения:
1. Расизм и расовая дискриминация относятся к самым серьезным нарушениям
прав человека в современном мире и квалифицируются как нарушение международных
правозащитных норм. Мы призываем российское правительство и общество осудить
эти явления самым решительным образом, бороться с ними всеми законными
путями и принять неотложные меры, чтобы положить им конец и привлечь виновных
к суду;
2. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона и,
независимо от своего происхождения, обладают одинаковыми правами;
3. Расизм и расовая дискриминация оказывают свое негативное воздействие
главным образом на расовые, этнические, национальные, религиозные и языковые
меньшинства, включая региональные меньшинства (в частности, “меньшинства
внутри меньшинства”), коренные малочисленные народы, на беженцев, мигрантов,
лиц без гражданства и без документов (далее обозначаемых как “наименее
защищенные группы”);
4. Некоторые лица и группы в первую очередь становятся жертвой дискриминации
из-за сочетания дискриминации по признаку расового или этнического происхождения
и дискриминации по другим признакам, таким, как место жительства, пол,
сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, религия, язык, политические
или иные взгляды, рождение или иной статус;
5. Женщины одновременно страдают и от расизма как такового, и от гендерного
угнетения, усугубляемого расизмом. Мы призываем развивать целенаправленные
действия, которые способствовали бы вовлечению женщин из числа этнических
меньшинств во все аспекты гражданской, политической, экономической, социальной
и культурной жизни, и принимать меры по борьбе с расизмом и дискриминацией
в отношении этих женщин.
6. Миграция часто бывает вызвана ситуациями, в которых лица и группы лиц
вынуждены спасаться от преследований и боевых действий и бежать с территорий,
где их права человека, будь то гражданские, политические, экономические,
социальные или культурные права, грубо нарушаются; при этом мигранты и
беженцы часто становятся главной мишенью расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и нетерпимости;
7. Необходимо отметить важность для России памяти о Холокосте и правды о
нем, а также о еврейских погромах и других проявлениях антисемитизма в Российской
империи и Советском Союзе. Безразличное отношение к Холокосту, в особенности
к тенденции отрицания Холокоста, способствует расистским настроениям и
предрассудкам;
8. Государство должно устранять преграды, мешающие эффективной работе правозащитных
и антирасистских НПО;
9. Все негосударственные структуры, в том числе бизнес и профессиональные
союзы, должны принять меры к тому, чтобы не поощрять акты расизма и расовой
дискриминации и должны нести ответственность за подобные акты. Кроме того,
мы настоятельно призываем государство в полной мере и эффективно выполнять
свои международные обязательства в отношении действий негосударственных
структур;
10. Обязательства, принятые российским государством вместе с другими европейскими
государствами на Европейской конференции против расизма в Страсбурге 11-13
октября 2000 г., должны быть подкреплены конкретными действиями, а принятые
меры должны тщательно контролироваться с целью оценки их результатов и
эффективности.
II. Законодательство и правовая защита от национальной дискриминации, расизма,
ксенофобии и нетерпимости
11. Учитывая особенности сегодняшней ситуации в России, мы отмечаем, что
в настоящее время в стране в основном имеется достаточная правовая основа
в виде международных договоров и положений федерального законодательства для
эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации, однако
эти возможности не используются государством в необходимой мере по целому
ряду причин, в частности, следующих:
-
Российская Федерация ратифицировала далеко не все международные документы,
провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию;
-
российская правовая система невосприимчива к международным, в том числе
европейским нормам и стандартам;
-
суды по-прежнему зависимы от исполнительной власти, а дискриминация в значительной
степени является прямым следствием государственной политики и действий
органов государственной власти, в особенности на уровне субъектов Российской
Федерации;
-
государственные служащие практически не несут ответственности за расистские
и дискриминационные действия и высказывания;
-
нарушения в этой сфере зачастую не воспринимаются правоохранительными органами
как общественно опасные деяния; это усугубляется тем, что заметное число
работников правоохранительных органов сами разделяют раситские идеи и предрассудки;
-
процессуальные нормы не соответствуют Конституции и международным правовым
стандартам;
-
нечеткость формулировок ст. 136 и 282 Уголовного Кодекса позволяет произвольно
толковать их и отказывать в возбуждении уголовных дел по этим статьям,
в частности, в связи с отсутствием определения конкретных признаков состава
преступления и различных видов правонарушений;
-
активность общественных организаций в инициировании судебных процессов
в связи с нарушениями в этой сфере недостаточна;
12. Мы испытываем особое беспокойство в связи со следующими проблемами в
сфере законодательства и правовой защиты от национальной дискриминации,
расизма, ксенофобии и нетерпимости:
-
ясно видна тенденция со стороны правительства РФ к подмене эффективного
использования всех возможностей существующего законодательства конъюнктурным
идеологизированным законотворчеством, примером чего могут служить разработанные
правительством поправки в Закон об общественных объединениях и проект Закона
о противодействии политическому экстремизму; такие законы могут быть использованы
не для борьбы с расизмом и экстремизмом, а для преследования неугодных
властям общественных организаций и отдельных лиц;
-
Федеральный закон 1997 г. “О свободе свободе совести и религиозных объединениях”
уже содержит положения, позволяющие проводить дискриминационную политику
в отношении отдельных религий и конфессий, а недавно принятый закон Республики
Дагестан о религиозных объединениях и предлагаемые Государственной Думе
на его основе поправки в Федеральный закон 1997 г. предусматривают объявление
вне закона целых религиозных групп на основании их якобы принадлежности
к экстремистским религиям;
-
в законотворческой деятельности проявляется четкая тенденция к ограничению
возможностей общественных организаций официально представлять и защищать
интересы граждан в ходе следствия и судебного разбирательства;
-
законодательные органы власти субъектов принимают законы, противоречащие
Конституции и федеральному законодательству, в том числе приводящие к практике
дискриминации;
-
санкции, предусмотренные ст. 282 УК за насильственные действия на почве
расизма, недостаточны;
-
правовое регулирование положения мигрантов и иностранных граждан, включая
граждан стран-членов СНГ, а также лиц без гражданства, не соответствует
сложившимся реалиям и создает предпосылки для систематических нарушений
прав этих лиц.
Мы призываем Президента России, российское правительство и Государственную
Думу:
13. Подписать и ратифицировать без промедления и оговорок те международные
документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию, участником
которых Россия еще не является. К ним относятся, в частности:
-
12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод;
-
Пересмотренная Европейская социальная хартия и Дополнительный протокол
1995 года, предусматривающий систему подачи коллективных жалоб;
-
Конвенция 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей;
-
Европейская Конвенция о гражданстве 1997 г.;
-
Статут Международного уголовного суда;
-
Конвенция Международной организации труда № 97 о трудящихся-мигрантах.
14. Обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих договоров на национальном
уровне;
15. Своевременно представлять объективные доклады о соблюдении международных
пактов и конвенций о правах человека; публиковать заключительные замечания
и общие рекомендации/комментарии по докладам, сделанные соответствующим
договорным органом или в рамках других наблюдательных механизмов; практически
реализовывать эти замечания и рекомендации;
16. Вовлекать парламентские структуры и неправительственные организации
в подготовку периодических докладов и в работу по анализу и применению
выводов и рекомендаций, сделанных договорными органами и в рамках других
наблюдательных механизмов, в частности, Комитетом по ликвидации расовой
дискриминации;
17. Сотрудничать со Специальными докладчиками Комиссии ООН по правам человека,
в частности, со Специальным докладчиком по религиозной нетерпимости, Специальным
докладчиком по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии
и связанной с ними нетерпимости и Специальным докладчиком по правам человека
мигрантов; приглашать их на территорию России. Выступать в ООН за усиление
их мандатов и предоставление им необходимых ресурсов и поддержки в Управлении
верховного комиссара ООН по правам человека;
18. Воздержаться от назначения государственных должностных лиц на посты
независимых экспертов в органах ООН и в соответствующих европейских органах;
19. Подтвердить свою поддержку соответствующих европейских органов, в частности,
Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и Консультативного комитета
Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, и в кратчайшие сроки
рассмотреть вопрос о том, какие ресурсы и другие средства могут быть использованы
для усиления деятельности этих органов;
20. В полной мере соблюдать обязательства международного гуманитарного права
и уважать положения о запрете дискриминации, обязательные для всех сторон
вооруженного конфликта;
21. Подтвердить, в соответствии с международным правом и с Статутом Международного
уголовного суда, что преследование какой-либо конкретной группы или сообщества
по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным,
гендерным или иным основаниям является преступлением против человечества,
и в свете важности борьбы с безнаказанностью подписать и ратифицировать
Статут Международного уголовного суда;
22. Обеспечить, чтобы все лица, ставшие жертвами дискриминации, имели право
на возмещение ущерба, без различий по признаку расы, цвета кожи, пола,
сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, языка, религии, политических
и иных мнений, национального или социального происхождения, собственности,
рождения или иного состояния;
23. Расширять сотрудничество и координацию с региональными и международными
механизмами и учреждениями по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией,
ксенофобией и нетерпимостью.
24. Инициировать работу по изменению и уточнению формулировок ст. 136 и
282 УК, привлекая к этой работе представителей юридической общественности
и НПО;
25. Обеспечить адекватные санкции против виновных в расистских действиях
и, в частности, усилить санкции по ст. 282 УК против виновников актов насилия,
вызванных фактическим или предполагаемым расовым, этническим или национальным
происхождением жертвы;
26. Ввести изменения в Федеральный Закон РФ “Об основах государственной
службы Российской Федерации”, которые предусматривали бы дисциплинарную
ответственность госслужащих за проявления расизма и расовой дискриминации,
явившиеся результатом их действий или бездействия, а также в Кодекс об
административных правонарушениях, которые предусматривали бы административную
ответственность;
27. Провести экспертную оценку существующего законодательства, правил и
административных процедур с целью выявления дискриминационных положений,
уделяя особое внимание законам, правилам и процедурам, касающимся наименее
защищенных групп;
28. Пересмотреть все нормативно-правовые акты федерального и регионального
уровня, устанавливающие так называемую паспортную систему. Немедленно устранить
те элементы паспортной системы, которые являются основой для систематической
дискриминации, в первую очередь, регистрацию по месту пребывания, контроль
милиции за режимом регистарции (включая проверки личных документов). Использовать
все ресурсы правоохранительной системы и исполнительной власти для отмены
антиконституционной практики разрешительной регистрации по месту жительства.
29. Обеспечить соответствие всех проектов новых законов, правил и административных
процедур международным стандартам недискриминации и установить механизм,
который бы контролировал и гарантировал соответствие законов, правил и
административных процедур международным обязательствам страны и общепризнанным
нормам и стандартам в области прав человека;
30. Гарантировать эффективные средства судебной защиты всем жертвам расизма
и расовой дискриминации, в частности, следующими способами:
-
Принять меры к тому, чтобы все средства судебной защиты были доступны,
их работа широко освещалась, обращение к ним было несложным, а рассмотрение
дел – эффективным и быстрым;
-
Обеспечить доступность правовой помощи, включая бесплатные юридические
услуги, всем потерпевшим;
-
Обеспечить защиту свидетелей и истцов от преследования.
31. Предусмотреть возмещение государством в установленном законом порядке
понесенного потерпевшими ущерба путем компенсации, реабилитации или удовлетворения
требований и гарантировать принятие мер по предупреждению повторных нарушений;
32. Отклонить предложенные Законодательным Собранием Республики Дагестан
поправки в Федеральный закон “О свободе Совести и религиозных объединениях”;
33. Отклонить проект закона “О противодействии политическому экстремизму”;
34. Отклонить предложенные правительством РФ поправки в Закон “Об общественных
объединениях”;
Мы обращаемся к Пленуму Верховного Суда с просьбой принять постановления
с разъяснениями по применению следующих норм права:
35. Международного права – по применению ст. 10 и 14 Европейской Конвенции
прав человека и основных свобод на основе практики Европейского суда по
правам человека;
36. Уголовного законодательства в области противодействия расизму и дискриминации,
в частности, ст. 136 и 282 УК:
37. Гражданского законодательства – по применению ст. 152 ГК;
38. Мы обращаемся к Президенту РФ, Верховному Суду РФ, депутатам Государственной
Думы, членам Совета Федерации, руководителям исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации
с просьбой внести запрос в Конституционный Суд РФ о рассмотрении соответствия
принятого в Республике Дагестан закона о религиозных объединениях Конституции
РФ и содержащихся в ней гарантий прав и свобод. Мы также обращаемся с просьбой
к Конституционному Суду Российской Федерации принять такой запрос, когда
он поступит, и безотлагательно рассмотреть этот вопрос.
Мы обращаемся к неправительственным организациям:
39. Создать рабочую группу с участием юридической общественности для обсуждения
изменения формулировок ст. 136 и 282 УК, а также возможности и необходимости
перевода ст. 282 в категорию дел частного обвинения;
40. Более активно использовать возможности возбуждения судебных дел для
защиты граждан от расизма и дискриминации;
III. Политика и практика исполнительной власти на всех уровнях
по борьбе
с национальной дискриминацией, расизмом,
ксенофобией и нетерпимостью
Мы призываем российское правительство:
41. Включить вопрос борьбы с расизмом и расовой дискриминацией во все аспекты
государственной политики и практики и все сферы общественной жизни, в том
числе учитывать этот вопрос на всех этапах принятия государственных решений.
Это предполагает принятие рекомендаций по достижению равенства; активное
участие групп, страдающих от расизма и дискриминации, в жизни общества;
позитивные действия; сбор данных; мониторинг и оценку воздействия государственных
решений и политики на положение наименее защищенных групп;
42. Уделить особое внимание и принять срочные меры к искоренению повсеместной
дискриминации и преследования наиболее уязвимых в российских условиях групп:
чеченцев, цыган, турок-месхетинцев, курдов; в частности, принять необходимые
меры для восстановления их гражданских и политических прав. Принять неотложные
и необходимые меры по исправлению ситуации в тех субъектах РФ, где нарушения
прав человека носят наиболее грубый и систематический характер; уделить
необходимое внимание положению региональных меньшинств, в частности, так
называемого “нетитульного” населения в отдельных республиках в составе
РФ;
43. Внедрить и повысить эффективность превентивных мер по преодолению проявлений
расизма и расовой дискриминации, в частности, путем:
-
воспитания уважения к культурному многообразию у представителей государственной
власти во всех сферах жизни общества, в особенности у милиции, судей и
других представителей правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей
и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального
обеспечения, в том числе посредством кодексов поведения и профессиональной
этики по примеру Роттердамской хартии полиции в многоэтническом обществе
и Доклада Макферсона;
-
публичных выступлений официальных лиц против расизма и дискриминации;
-
повышения бдительности Федеральной службы безопасности, милиции и прокуратуры
в борьбе с неонацистскими и расистскими группами и принятия активных мер
по предотвращению преступлений расистской направленности;
44. Принять меры к тому, чтобы система уголовного правосудия была эффективным
оружием в борьбе с проявлениями расизма и расовой дискриминации. Правонарушения,
носящие расовый, ксенофобскийй, антисемитский или кавказофобский характер,
необходимо тщательно и незамедлительно расследовать, преследовать по закону
и назначать в отношении них адекватные наказания;
45. Принять конкретные меры для обеспечения того, чтобы работники системы
уголовного правосудия, в особенности милиция и другие сотрудники правоохранительных
органов, обращались с лицами, относящимися к наименее защищенным группам,
справедливо, без дискриминации, и чтобы это обращение именно так воспринималось
указанными группами. Для этого, в частности, необходимо:
-
Составить и опубликовать в открытой печати ведомственные инструкции, направленные
на прекращение распространенной практики дискриминационного и жестокого
обращения с представителями этнических меньшинств и других наименне защищенных
групп со стороны работников правоохранительных органов;
-
Положить конец практике фабрикации уголовных дел по ст. 222 и 228 УК РФ,
пересмотреть в порядке надзора все дела по этим статьям, освободить всех
арестованных и осужденных по сфабрикованным обвинениям, компенсировать
им понесенный ущерб, привлечь к административной и уголовной ответственности
должностных лиц, виновных в фабрикации уголовных дел по этим статьям;
-
Установить механизмы проведения независимого расследования при поступлении
сигналов о подобном жестоком обращении;
-
Обеспечить применение санкций против сотрудников правоохранительных органов,
виновных в жестоком обращении;
-
Обеспечить жертвам жестокого обращения возмещение ущерба, включая государственную
компенсацию;
-
Ввести специальные учебные курсы для сотрудников правоохранительных органов
с целью повышения осведомленности, воспитания внимательного отношения к
представителям различных культур и информирования о правовых аспектах дискриминации;
-
Обратиться в соответствующие структуры ООН и Совета Европы с просьбой оказать
помощь в разработке и внедрении новых образовательных программ для работников
правоохранительных органов, которые включали бы в себя обязательное изучение
международных документов о недопущении пыток и бесчеловечного обращения;
-
Развивать формальный и неформальный диалог между правоохранительными органами
и наименее защищенными группами;
-
Повысить представительство этнических меньшинств, в особенности женщин
из числа этих меньшинств, среди сотрудников правовых учреждений и системы
уголовного правосудия, включая милицию, прокуратуру и суды;
-
Поощрять написание и принятие кодексов профессиональной этики, запрещающих
дискриминацию, для всех профессиональных групп, работающих в правоохранительной
сфере;
46. Обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному
обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации,
в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства, и организовать
медицинское консультирование на родном языке или с переводом;
Мы призываем политические партии:
47. Способствовать взаимопониманию и взаимному уважению между всеми людьми,
независимо от их этнического, расового, национального, культурного или
религиозного происхождения, и открыто заявлять о том, что национальной
дискриминации и расизму не место в России;
48. Обеспечить полное и фактическое представительство интересов всех расовых,
этнических и национальных групп, религий и верований, существующих в обществе,
и принять конкретные меры, в частности:
-
Подписать Хартию европейских политических партий за свободное от расизма
общество и следовать ее принципам во всех партийных делах;
-
Обеспечить путем внутренних процедур отбора, чтобы кандидаты, выдвигаемые
на выборах, не использовали в своей избирательной кампании лозунги с расистским
или ксенофобным подтекстом или лозунги, которые могут быть взяты на вооружение
расистскими организациями;
-
Отказаться поддерживать экстремистские политические партии расистского
или ксенофобного характера в любой форме, явной или скрытой, и отказаться
получать поддержку от таких партий.
Мы призываем неправительственные организации:
49. Привлекать представителей наименее защищенных групп к участию во всех
этапах разработки, выполнения, мониторинга и оценки политики исполнительной
власти по преодолению и предотвращению проявлений расизма и расовой дискриминации;
50. Осуществлять сбор достоверных данных, с максимальной точностью отражающих
положение групп, которые являются или потенциально могут стать объектом
расовой или других подобных форм дискриминации, чтобы выявить расовые аспекты
политики в таких сферах, как занятость, жилье, образование и уголовное
правосудие;
51. Совместно с экспертами-юристами изучить вопрос о создании в будущем
на федеральном и региональном уровнях специализированных независимых общественно-государственных
учреждений по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и о разработке
законодательных основ их деятельности и наделения их полномочиями предоставлять
альтернативные средства защиты, собирать и публиковать данные о дискриминации
и расизме, вести расследование и оказывать правовую помощь жертвам дискриминации;
52. Совместно с экспертами-юристами и депутатами законодательных органов
обсудить конкретные меры для предупреждения дискриминации в сфере труда,
в том числе:
-
Активное привлечение представителей наименее защищенных групп на государственную
службу;
-
Обучение должностных лиц и всех тех, кто занимается содействием трудоустройству,
с целью обратить их внимание на препятствия к реализации равных возможностей
и повысить их межкультурную восприимчивость;
-
Обеспечение представителям наименее защищенных групп, подвергающихся множественной
дискриминации, доступ к обучению, включая профессиональное обучение, которое
удовлетворяло бы их специфические потребности и повышало их шансы на трудоустройство;
-
Стимулирование выработку письменных заявлений (миссии), кодексов поведения
и политики равного обращения на рабочих местах;
-
Обеспечение возможность профсоюзам представлять на переговорах и в судах
интересы работников, подвергающихся дискриминации на рабочих местах;
IV. Гражданство, миграция, иммиграция и предоставление
статуса беженца
и вынужденного переселенца
Мы призываем российское правительство:
53. Соблюдать принятые им обязательства в отношении всех групп мигрантов,
включая беженцев и вынужденных переселенцев, поощрять и защищать фундаментальные
права человека в отношении всех мигрантов;
54. Провести экспертную оценку действующего законодательства и правоприменительной
практики в области права на свободное передвижение и выбор места жительства,
гражданства, а также политики предоставления убежища и статуса беженца,
с целью приведения их в соответствие с обязательствами государства в рамках
международных и региональных правозащитных норм;
55. Принять меры по признанию российского гражданства для граждан бывшего
СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации без регистрации
по месту жительства со времени, предшествующего распаду СССР, в том числе
месхетинских турок в Краснодарском крае.
56. Принять меры по быстрой, неограниченной и недискриминационной легализации
граждан стран СНГ и лиц без гражданства-граждан бывшего СССР, фактически
постоянно проживающих на территории Российской Федерации, особенно в связи
с пересмотром визовой и иммиграционной политики;
57. Незамедлительно принять меры по предоставлению легального статуса на
недискриминационной основе беженцам из стран “третьего мира”, не допущенных
ранее к процедурам предоставления статуса беженца;
58. Принять закон о статусе иностранцев в Российской Федерации, дающий возможность
получения легального статуса и вида на жительство для граждан бывшего СССР
и граждан стран СНГ, прибывающих для жительства в Российской Федерации,
на основе простых, исключающих произвольные ограничения и недискриминационных
процедур;
59. Искоренить дискриминационное обращение представителей государственной
власти, в частности, милиции и других сотрудников правоохранительных органов,
работников пограничных и иммиграционных служб, сотрудников аэропортов и
авиалиний с иммигрантами, беженцами и лицами без документов;
60. Организовать обучение по правам человека и борьбе с расизмом для работников,
которые часто вступают в контакт с иммигрантами и беженцами, в том числе
для сотрудников таможни и службы паспортного контроля;
61. Прекратить практику необоснованного задержания беженцев, не совершивших
преступлений;
62. Содействовать тому, чтобы мигранты, не имеющие документов, могли воспользоваться
эффективными средствами правовой защиты в случае нарушений их прав человека
(включая злоупотребления властью со стороны сотрудников правоохранительных
органов, сексуальные преступления и домашнее насилие), не боясь взятия
под стражу и депортации;
63. Прекратить применение унижающих достоинство физических методов ограничения
свободы во время депортации;
64. Предоставить беженцам и мигрантам доступ к основным экономическим и
социальным правам, как этого требуют международные соглашения, включая
право на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование, трудоустройство
и адекватное жилье;
65. Предоставить беженцам, в том числе ходатайствующим о соответствующем
статусе, возможность получения правовой помощи, включая бесплатные услуги
адвоката;
66. Рассмотреть вопрос об изменениии законодательства для облегчения въезда
в страну с целью воссоединения семьи и для предоставления въехавшим членам
семьи постоянного и независимого вида на жительство, включающего в себя
обладание всеми экономическими, социальными и культурными правами;
67. Признать особую незащищенность детей мигрантов и беженцев, в особенности
детей без сопровождения взрослых, и назначать компетентных опекунов детям,
разлученным со своими родителями или по иным причинам находящимся без сопровождения
ответственного взрослого;
68. Пересмотреть политику и правила с целью упрощения процедур оформления
личных документов для лиц, не имеющих таковых, и регистрации этих лиц,
а до того момента обеспечить уважение их основных прав и свобод, включая
право на образование, охрану здоровья и жилище;
69. Подписать, ратифицировать и выполнять Международную конвенцию 1990 года
о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей, принять предусмотренный
этой Конвенцией механизм подачи индивидуальных жалоб, не препятствовать
ратификации Конвенции другими государствами и не призывать к существенному
снижению стандартов по сравнению с Конвенцией 1990 года;
70. Настоятельно требовать, чтобы два протокола обсуждаемой в настоящий
момент Международной конвенции против транснациональной организованной
преступности, которые призваны положить конец торговле людьми и нелегальной
переправке мигрантов через границу, учитывали необходимость защиты свидетелей
и защиты прав человека, содержали положения о такой защите и соответствовали
международным стандартам в области прав человека;
71. Отказаться от слишком узкого толкования данного в Конвенции 1951 года
определения термина “беженец”, а именно:
-
признать, что преследование со стороны негосударственных структур в сочетании
с отсутствием эффективной государственной защиты от таких преследований
может служить обоснованием страха преследования по Статье 1 Конвенции;
-
признать, что систематическая дискриминация по признаку расового или этнического
происхождения квалифицируется как преследование согласно Конвенции 1951
года;
-
признать, что женщины подвергаются специфическим формам преследования из-за
своей гендерной принадлежности;
-
признать, что дети подвергаются специфическим формам преследования, таким,
как принудительный призыв в вооруженные силы и в вооруженные формирования
оппозиции;
72. Отказаться от слишком узкого толкования данных в законах о беженцах
и о вынужденных переселенцах критериев отнесения лица к беженцам и вынужденным
переселенцам;
73. Пересмотреть действующие меры и воздержаться от принятия дальнейших
мер, которые противоречат духу Конвенции 1951 года и лишают беженцев возможности
получить защиту, такие, как визовые режимы, санкции в отношении перевозчиков
и практика выдворения в “безопасные третьи страны”;
74. Отменить процедуры упрощенного рассмотрения просьб о предоставлении
убежища и все меры, вынуждающие лицо, подающее просьбу об предоставлении
убежища, отозвать эту просьбу. Такие меры включают произвольное отнесение
просьб о предоставлении убежища к категории “явно необоснованных”, разделение
семей, взятие беженцев под стражу и их судебное преследование в случае
въезда или попытки въезда на территорию страны незаконным способом.
V. Обучение и просвещение с целью преодоления
национальной дискриминации,
расизма,
ксенофобии, нетерпимости и экстремизма
Мы призываем российское правительство и общество:
75. Организовать или содействовать организации просветительских кампаний
по информированию широкой общественности об этих явлениях;
76. Поддерживать уместные формы увековечения памяти Холокоста и других фактов
геноцида, включая ежегодно проводимые Дни памяти Холокоста, такие, как,
например, Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом;
77. Признать важную роль НПО в деле просвещения в области прав человека
вообще и по проблемам расизма в частности и оказывать содействие и поддержку,
в том числе путем финансирования, национальным и международным проектам
по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией; сообществу НПО прилагать
большие усилия для сотрудничества с государством в этой сфере;
78. Осуществлять учебные программы, посвященные опасности расизма и нетерпимости,
включая сексистские предрассудки, стереотипы и множественную дискриминацию;
воспитывать уважительное отношение к культурному многообразию у должностных
лиц во всех сферах общественной жизни, в особенности уработников милиции,
судей и других работников правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей
и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального
обеспечения, работников государственных СМИ;
79. Принять срочные и эффективные меры в области образования и работы с
молодежью для преодоления предрассудков, ведущих к национальной дискриминации
и расизму, в частности:
-
Прививать знания о культурном многообразии и способствовать позитивному
освещению этой темы в воспитании детей, чтобы предупредить формирование
стереотипов, дезинформацию и отторжение, которые могут приводить к проявлениям
расизма и дискриминации;
-
Содействовать и предоставлять финансирование специализированным антирасистским
учебным программам, которые направлены на профилактику и преодоление расизма
и учат молодежь уважать культурное многообразие и получать от него пользу;
-
Ввести курсы по правам человека в национальную программу начальной и средней
общеобразовательной школы, чтобы все ученики знали о своих правах и понимали
их значение;
-
Вовлекать молодых людей, в особенности из числа меньшинств и социально
изолированных групп, в развитие, разработку и осуществление образовательных
программ;
-
Включить правозащитное образование в программы профессиональной подготовки
педагогов;
80. Принять конкретные меры в поддержку поликультурного образования, программа
которого была бы открыта для всех культур, а школьные материалы основаны
на культурном многообразии. Провести общественную экспертизу школьных и
ВУЗовских программ и учебников по всем предметам, чтобы удостовериться,
что они не закрепляют стереотипы, предрассудки или отторжение, не побуждают
к ненависти и не вызывают расовой, этнической или религиозной враждебности,
обращая особое внимание на непредвзятое преподавание истории; предоставлять
государственную поддержку инициативам по обучению представителей наименее
защищенных групп на их родном языке;
81. Обеспечить равный доступ к образованию всех уровней, включая высшее
образование, без дискриминации на каком бы то ни было основании, для всех
лиц на территории государства, независимо от их правового статуса; отменить
политику и практику, которые способствуют или приводят к расовой дискриминации
или сегрегации в сфере образования;
82. Принять во внимание, что особенности российской и советской истории,
связанные с имперским прошлым, жестокой колонизацией нерусских народов,
политикой и практикой антисемитизма (в том числе еврейскими погромами)
и советской национальной политикой (в том числе депортациями целых народов)
во многом обусловили существующие в современном российском обществе формы
расизма и расовой дискриминации; способствовать всестороннему осмыслению
этого исторического опыта и обеспечить широкое распространение этих знаний
среди молодежи;
83. Принять меры к тому, чтобы образовательные учреждения следовали согласованной
политике равных возможностей и недопустимости расизма, запрещающей хулиганские
выходки, травлю и отторжение, и проводить регулярную проверку выполнения
этой политики силами всех работников школ, родителей и учащихся;
84. Предоставить ученикам, родителям и учителям информацию о том, как следует
поступать в случае расистских инцидентов в школах и какие имеются правовые
средства защиты;
85. Активно взаимодействовать с НПО в ходе разработки и реализации Межведомственной
программы по развитию установок толерантности в обществе, в частности,
путем создания эффективного механизма привлечения программ образовательных
НПО к реализации межведомственной программы на конкурсной основе.
86. Добиваться придания программе по развитию установок толерантности в
обществе статуса федеральной государственной программы и гарантированного
выделения бюджетных средств в полном объеме.
VI. Информирование и средства массовой информации
Мы призываем российское правительство:
87. Создавать и поддерживать информационные программы по борьбе с расизмом
и расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью на федеральном, региональном
и местном уровне и содействовать ведущей роли НПО в борьбе с их проявлениями,
признавая важность работы НПО по распространению информации и созданию
информационных сетей среди наименее защищенных групп;
88. Облегчить свободный доступ к источникам информации о правах и средствах
защиты для жертв расизма и расовой дискриминации;
89. Прекратить выделение государственных дотаций тем СМИ, которые пропагандируют
любые формы расизма и расовой дискриминации или необоснованно отказываются
принимать на работу представителей наименее защищенных групп;
90. Содействовать учебным заведениям, где ведется преподавание журналистики,
в разработке и введении специальных курсов по специфике работы в мультиэтнических
и мультикультурных сообществах и включении информации по этим вопросам
в общую учебную программу; привлекать НПО к реализации таких программ;
91. Поддерживать и поощрять развитие или усиление программ повышения квалификации
для работников средств массовой информации, в особенности по вопросам прав
человека и борьбы с расизмом;
92. Включать анализ ситуации в Интернете в государственный доклад о выполнении
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Мы призываем средства массовой информации и коммуникации (включая провайдеров
Интернет):
93. Создавать всестороннюю картину общества, объективно и гармонично изображая
общество в его культурном, этническом и религиозном многообразии и используя
разнообразные источники информации, включая представителей меньшинств;
освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения
и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной
дискриминации и расизма, в частности:
-
Сообщать достоверный фактический материал об актах национальной дискриминации,
расизма и нетерпимости;
-
Сообщать об этнических конфликтах объективно и с пониманием культурной
специфики;
-
Избегать стереотипного изображения представителей культурных, этнических
или религиозных сообществ, в том числе воздерживаясь от упоминания о принадлежности
лица к той или иной этнической группе, в особенности при освещении криминальной
хроники;
-
Представлять точку зрения на культурное многообразие и феномен иммиграции
как на позитивный компонент жизни общества, в частности, развивая мультикультурный
подход к материалам, предназначенным для детей и молодежи, чтобы воспитывать
понимание того, что культурные, религиозные и этнические различия обогащают
общество;
-
Обращать внимание общества на то, как опасна нетерпимость, а также содействовать
более глубокому пониманию и признанию ценности всех форм многообразия,
в частности, выявляя подоплеку расистских высказываний, произносимых в
ходе интервью, докладов, дискуссионных программ и т.д.;
-
Принимать во внимание особую незащищенность детей от расизма в СМИ, как
в случаях, когда они становятся мишенью из-за своей этнической, религиозной
или культурной принадлежности, так и в случаях, когда их пытаются вербовать
в расистские и неонацистские движения;
-
Сотрудничать с НПО в изучении и осуществлении проектов, отражающие успешные
примеры борьбы с расизмом.
94. Способствовать привлечению для работы в качестве журналистов печатных
и вещательных СМИ представителей групп, являющихся объектом или потенциальным
объектом расизма, в качестве отражения культурного многообразия общества
в средствах массовой информации;
95. Развивать профессиональные кодексы поведения, устанавливающие высокие
этические стандарты в отношении недопустимости расизма в СМИ, и добиваться
их принятия всеми СМИ;
96. Сотрудничать с НПО, ведущих мониторинг СМИ по вопросам расизма и недискриминационного
освещения событий;
97. Разработать кодексы профессионального поведения и меры саморегулирования
для провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и размещение сайтов;
Мы призываем неправительственные организации:
98. Содействовать созданию базы данных судебных дел о расистских выступлениях
в СМИ в России с целью накопления опыта в этом вопросе;
99. Содействовать созданию базы данных успешных примеров борьбы с расистскими
выступлениями;
100. Изучить пути использования Интернета для борьбы с национальной дискриминацией
и расизмом, учитывая такие преимущества этого средства массовой коммуникации,
как скорость и широта охвата. Также следует обратить внимание на растущую
тенденцию распространения расистских высказываний через Интернет в связи
со специфическими проблемами, связанными с контролем и мониторингом Интернета;
101. Информировать государственных руководителей и население, в особенности
молодых пользователей Интернета, о проблеме распространения расистских
материалов через Интернет, а также через другие виды публичного выражения,
такие, как музыкальные произведения и компьютерные игры;
102. Вести диалог со всеми провайдерами Интернет с целью обсуждения добровольного
принятия ими мер по борьбе с расистскими сайтами, включая блокирование
сайтов, установку систем-фильтров и отказ сохранять анонимность авторства
сайтов.