Резолюция Всероссийской Конференции неправительственных организаций
по проблемам национальной и расовой дискриминации,
расизма, ксенофобии и нетерпимости

Москва, 22-23 октября 2000 г.

Введение

Мы, более 100 представителей российских неправительственных организаций, собрались в Москве 22 и 23 октября 2000 года для того, чтобы обсудить проблемы расизма и расовой дискриминации в России. В соответствии со ст.1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации понятие “расизм и расовая дискриминация” в нашем понимании охватывает любые формы дискриминации, ксенофобии и нетерпимости, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, включая такие важные для российских условий формы, как антисемитизм, кавказофобия и все формы религиозной нетерпимости.
В ходе наших дискуссий мы подтвердили решимость российских неправительственных организаций (НПО) бороться со всеми формами расизма и расовой дискриминации как в их институциональной форме, так и в повседневной “бытовой” практике. Мы отмечаем, что корни агрессивного национализма и этноцентризма, процветающих в России, а также во многих странах бывшего Советского Союза и Центральной и Восточной Европы, отличаются от корней расизма, порожденного колониальным прошлым, рабством и работорговлей в других странах. Они связаны с имперским прошлым России, устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к “другой” культуре, иному образу жизни и отличающимся от привычных языку, верованиям и традициям. Рост этих явлений в нашем регионе в течение последних лет привел к серьезным и массовым нарушениям прав человека, ненависти, дискриминации и преследованиям, нацеленным на конкретные группы, такие как представители народов кавказского региона в России, а в некоторых случаях к “этническим чисткам”, как в некоторых странах бывшего СССР и бывшей Югославии. Мы предупреждаем российское правительство и общество и международное сообщество, что игнорирование этих явлений может привести к новым трагическим событиям.
Мы осуждаем рост проявлений расизма и расовой дискриминации в России, а также сохраняющуюся в стране атмосферу нетерпимости и связанные с ней акты насилия. Усилия, предпринимаемые российским государством и обществом по борьбе с этими явлениями, недостаточны и должны быть умножены. Мы крайне озабочены и возмущены проводимой органами государственной власти систематической и целенаправленной дискриминацией и преследованием месхетинских турок в Краснодарском крае. Нас особенно тревожат повторяющиеся попытки открытого провозглашения в СМИ и даже в законодательных собраниях разных уровней доктрин этнического или религиозного превосходства, несовместимости и исключительности.
Нас возмущают националистические, ксенофобские, антикавказские и антисемитские высказывания государственных деятелей и публичных политиков и отсутствие ясной позиции и оценки государства, осуждающей такие высказывания. Мы крайне озабочены ростом антикавказских настроений и преследований представителей народов кавказского региона, особенно усилившихся с началом второй войны в Чечне. Особую обеспокоенность и возмущение вызывает широко распространенная практика фабрикации уголовных дел против чеченцев и других национальных меньшинств. Создание “образа врага” в виде чеченцев или “лиц кавказской национальности” может привести лишь к ухудшению внутриполитической ситуации в стране и к попранию основных прав человека.
Мы осуждаем бездействие и равнодушие государства перед лицом роста числа и активности откровенно экстремистских агрессивных националистических и неонацистских группировок, открыто пропагандирующих идеи расового превосходства и распространяющих призывы к национальной и расовой розни, допускающих акты насилия на расистской почве.
Мы глубоко обеспокоены систематическими нарушениями конституционного права на свободу передвижения и выбора места жительства, что приводит к многочисленным дискриминационным действиям со стороны правоохранительных органов по отношению к национальным меньшинствам, особенно представителям народов Кавказа и Средней Азии, при проверках режима регистрации.
Мы выражаем свое возмущение широко распространенной практикой отказов в регистрации по месту жительства, приводящей к фактическому лишению представителей целых групп населения возможности пользоваться такими социальными и экономическими правами, как право на получение образования, медицинской помощи, право на жилье, социальное обеспечение и др.
Мы серьезно озабочены тем, что росту расизма, часто сопровождающегося насилием, и ксенофобии в отношении мигрантов и беженцев способствует политика иммиграционных ограничений; узкое толкование принятых государством обязательств по защите вынужденных мигрантов, включая вынужденных переселенцев и беженцев; фактическое объявление вне закона так называемых нелегальных мигрантов; огульное обвинение всех беженцев в том, что они “мнимые беженцы”, изображение мигрантов и беженцев как преступников и виновников безработицы.
Мы убеждены, что расизм и расовая дискриминация угрожают демократическому обществу и его фундаментальным ценностям. Мы считаем, что установление демократии в России требует, чтобы государство активизировало свои усилия по искоренению этих явлений. Вместе с тем мы напоминаем государству, что любая борьба с расизмом и нетерпимостью и их разнообразными проявлениями будет эффективна только в том случае, если она будет частью общей системы уважения, защиты и реализации всех прав человека, которые универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, будь то гражданские и политические или экономические, социальные и культурные права. Именно экономические, социальные и культурные права чаще всего нарушаются при дискриминации отдельных лиц или групп.
Мы не удовлетворены практическим отсутствием информирования общественности и общественных структур о Межведомственной программе развития установок толерантности в обществе и о ходе ее реализации.
Мы считаем, что межправительственным организациям, таким, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы, принадлежит ключевая роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией. Мы выражаем удовлетворение активным участием России в работе этих органов и тем фактом, что Россия является участником важнейших международных соглашений в области борьбы с расизмом и расовой дискриминацией. Тем не менее, ни один документ не имеет ценности, если он не выполняется должным образом на всех уровнях и особенно на национальном уровне. Поэтому мы с огорчением отмечаем тот факт, что российское правительство недостаточно эффективно взаимодействует с международными структурами по защите прав человека, в частности, с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, задерживает предоставление своих периодических докладов в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и не полностью выполняет рекомендации этого Комитета. Мы выражаем серьезную обеспокоенность тем фактом, что правительство Российской Федерации не выполняет рекомендаций, содержащихся в резолюции Комиссии по правам человека ООН о ситуации в Чечне, и даже открыто заявляет, что не признает эту резолюцию.  
Приводимые ниже рекомендации обсуждались и вырабатывались в рабочих группах и на пленарных заседаниях. Они предваряются серией общих замечаний и рекомендаций и представлены под следующими заголовками:

РЕКОМЕНДАЦИИ

I. Общие замечания и рекомендации

При выполнении представленных ниже рекомендаций, все заинтересованные стороны должны учитывать следующие общие положения:

1. Расизм и расовая дискриминация относятся к самым серьезным нарушениям прав человека в современном мире и квалифицируются как нарушение международных правозащитных норм. Мы призываем российское правительство и общество осудить эти явления самым решительным образом, бороться с ними всеми законными путями и принять неотложные меры, чтобы положить им конец и привлечь виновных к суду;
2. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона и, независимо от своего происхождения, обладают одинаковыми правами;
3. Расизм и расовая дискриминация оказывают свое негативное воздействие главным образом на расовые, этнические, национальные, религиозные и языковые меньшинства, включая региональные меньшинства (в частности, “меньшинства внутри меньшинства”),  коренные малочисленные народы, на беженцев, мигрантов, лиц без гражданства и без документов (далее обозначаемых как “наименее защищенные группы”);
4. Некоторые лица и группы в первую очередь становятся жертвой дискриминации из-за сочетания дискриминации по признаку расового или этнического происхождения и дискриминации по другим признакам, таким, как место жительства, пол, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, религия, язык, политические или иные взгляды, рождение или иной статус;
5. Женщины одновременно страдают и от расизма как такового, и от гендерного угнетения, усугубляемого расизмом. Мы призываем развивать целенаправленные действия, которые способствовали бы вовлечению женщин из числа этнических меньшинств во все аспекты гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, и принимать меры по борьбе с расизмом и дискриминацией в отношении этих женщин.
6. Миграция часто бывает вызвана ситуациями, в которых лица и группы лиц вынуждены спасаться от преследований и боевых действий и бежать с территорий, где их права человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, грубо нарушаются; при этом мигранты и беженцы часто становятся главной мишенью расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости;
7. Необходимо отметить важность для России памяти о Холокосте и правды о нем, а также о еврейских погромах и других проявлениях антисемитизма в Российской империи и Советском Союзе. Безразличное отношение к Холокосту, в особенности к тенденции отрицания Холокоста, способствует расистским настроениям и предрассудкам;
8. Государство должно устранять преграды, мешающие эффективной работе правозащитных и антирасистских НПО;
9. Все негосударственные структуры, в том числе бизнес и профессиональные союзы, должны принять меры к тому, чтобы не поощрять акты расизма и расовой  дискриминации и должны нести ответственность за подобные акты. Кроме того, мы настоятельно призываем государство в полной мере и эффективно выполнять свои международные обязательства в отношении действий негосударственных структур;
10. Обязательства, принятые российским государством вместе с другими европейскими государствами на Европейской конференции против расизма в Страсбурге 11-13 октября 2000 г., должны быть подкреплены конкретными действиями, а принятые меры должны тщательно контролироваться с целью оценки их результатов и эффективности.

II. Законодательство и правовая защита от национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости

11. Учитывая особенности сегодняшней ситуации в России, мы отмечаем, что в настоящее время в стране в основном имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и положений  федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации, однако эти возможности не используются государством в необходимой мере по целому ряду причин, в частности, следующих:
12. Мы испытываем особое беспокойство в связи со следующими проблемами в сфере законодательства и правовой защиты от национальной дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости:

Мы призываем Президента России, российское правительство и Государственную Думу:

13. Подписать и ратифицировать без промедления и оговорок те международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию, участником которых Россия еще не является. К ним относятся, в частности:
14. Обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих договоров  на национальном уровне;
15. Своевременно представлять объективные доклады о соблюдении международных пактов и конвенций о правах человека; публиковать заключительные замечания и общие рекомендации/комментарии по докладам, сделанные соответствующим договорным органом или в рамках других наблюдательных механизмов; практически реализовывать эти замечания и рекомендации;
16. Вовлекать парламентские структуры и неправительственные организации в подготовку периодических докладов и в работу по анализу и применению выводов и рекомендаций, сделанных договорными органами и в рамках других наблюдательных механизмов, в частности, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации;
17. Сотрудничать со Специальными докладчиками Комиссии ООН по правам человека, в частности, со Специальным докладчиком по религиозной нетерпимости, Специальным докладчиком по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и Специальным докладчиком по правам человека мигрантов; приглашать их на территорию России. Выступать в ООН за усиление их мандатов и предоставление им необходимых ресурсов и поддержки в Управлении верховного комиссара ООН по правам человека;
18. Воздержаться от назначения государственных должностных лиц на посты независимых экспертов в органах ООН и в соответствующих европейских органах;
19. Подтвердить свою поддержку соответствующих европейских органов, в частности, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и Консультативного комитета Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств, и в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о том, какие ресурсы и другие средства могут быть использованы для усиления деятельности этих органов;
20. В полной мере соблюдать обязательства международного гуманитарного права и уважать положения о запрете дискриминации, обязательные для всех сторон вооруженного конфликта;
21. Подтвердить, в соответствии с международным правом и с Статутом Международного уголовного суда, что преследование какой-либо конкретной группы или сообщества по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или иным основаниям является преступлением против человечества, и в свете важности борьбы с безнаказанностью подписать и ратифицировать Статут Международного уголовного суда;
22. Обеспечить, чтобы все лица, ставшие жертвами дискриминации, имели право на возмещение ущерба, без различий по признаку расы, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, языка, религии, политических и иных мнений, национального или социального происхождения, собственности, рождения или иного состояния;
23. Расширять сотрудничество и координацию с региональными и международными механизмами и учреждениями по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью.
24. Инициировать работу по изменению и уточнению формулировок ст. 136 и 282 УК, привлекая к этой работе представителей юридической общественности и НПО;
25. Обеспечить адекватные санкции против виновных в расистских действиях и, в частности, усилить санкции по ст. 282 УК против виновников актов насилия, вызванных фактическим или предполагаемым расовым, этническим или национальным происхождением жертвы;
26. Ввести изменения в Федеральный Закон РФ “Об  основах государственной службы Российской Федерации”, которые предусматривали бы дисциплинарную ответственность госслужащих за проявления расизма и расовой дискриминации, явившиеся результатом их действий или бездействия, а также в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривали бы административную ответственность;
27. Провести экспертную оценку существующего законодательства, правил и административных процедур с целью выявления дискриминационных положений, уделяя особое внимание законам, правилам и процедурам, касающимся наименее защищенных групп;
28. Пересмотреть все нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, устанавливающие так называемую паспортную систему. Немедленно устранить те элементы паспортной системы, которые являются основой для систематической дискриминации, в первую очередь, регистрацию по месту пребывания, контроль милиции за режимом регистарции (включая проверки личных документов). Использовать все ресурсы правоохранительной системы и исполнительной власти для отмены антиконституционной практики разрешительной регистрации по месту жительства.
29. Обеспечить соответствие всех проектов новых законов, правил и административных процедур международным стандартам недискриминации и установить механизм, который бы контролировал и гарантировал соответствие законов, правил и административных процедур международным обязательствам страны и общепризнанным нормам и стандартам в области прав человека;
30. Гарантировать эффективные средства судебной защиты всем жертвам расизма и расовой дискриминации, в частности, следующими способами:
31. Предусмотреть возмещение государством в установленном законом порядке понесенного потерпевшими ущерба путем компенсации, реабилитации или удовлетворения требований и гарантировать принятие мер по предупреждению повторных нарушений;
32. Отклонить предложенные Законодательным Собранием Республики Дагестан поправки в Федеральный закон “О свободе Совести и религиозных объединениях”;
33. Отклонить проект закона “О противодействии политическому экстремизму”;
34. Отклонить предложенные правительством РФ поправки в Закон “Об общественных объединениях”;

Мы обращаемся к Пленуму Верховного Суда с просьбой принять постановления с разъяснениями по применению следующих норм права:

35. Международного права – по применению ст. 10 и 14 Европейской Конвенции прав человека и основных свобод на основе практики Европейского суда по правам человека;
36. Уголовного законодательства в области противодействия расизму и дискриминации, в частности, ст. 136 и 282 УК:
37. Гражданского законодательства – по применению ст. 152 ГК;
38. Мы обращаемся к Президенту РФ, Верховному Суду РФ, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации с просьбой внести запрос в Конституционный Суд РФ о рассмотрении соответствия принятого в Республике Дагестан закона о религиозных объединениях Конституции РФ и содержащихся в ней гарантий прав и свобод. Мы также обращаемся с просьбой к Конституционному Суду Российской Федерации принять такой запрос, когда он поступит, и безотлагательно рассмотреть этот вопрос.

Мы обращаемся к неправительственным организациям:

39. Создать рабочую группу с участием юридической общественности для обсуждения изменения формулировок ст. 136 и 282 УК, а также возможности и необходимости перевода ст. 282 в категорию дел частного обвинения;
40. Более активно использовать возможности возбуждения судебных дел для защиты граждан от расизма и дискриминации;

III. Политика и практика исполнительной власти на всех уровнях
по борьбе с национальной дискриминацией, расизмом,
ксенофобией и нетерпимостью

Мы призываем российское правительство:

41. Включить вопрос борьбы с расизмом и расовой дискриминацией во все аспекты государственной политики и практики и все сферы общественной жизни, в том числе учитывать этот вопрос на всех этапах принятия государственных решений. Это предполагает принятие рекомендаций по достижению равенства; активное участие групп, страдающих от расизма и дискриминации, в жизни общества; позитивные действия; сбор данных; мониторинг и оценку воздействия государственных решений и политики на положение наименее защищенных групп;
42. Уделить особое внимание и принять срочные меры к искоренению повсеместной дискриминации и преследования наиболее уязвимых в российских условиях групп: чеченцев, цыган, турок-месхетинцев, курдов; в частности, принять необходимые меры для восстановления их гражданских и политических прав. Принять неотложные и необходимые меры по исправлению ситуации в тех субъектах РФ, где нарушения прав человека носят наиболее грубый и систематический характер; уделить необходимое внимание положению региональных меньшинств, в частности, так называемого “нетитульного” населения в отдельных республиках в составе РФ;
43. Внедрить и повысить эффективность превентивных мер по преодолению проявлений расизма и расовой дискриминации, в частности, путем:
44. Принять меры к тому, чтобы система уголовного правосудия была эффективным оружием в борьбе с проявлениями расизма и расовой дискриминации. Правонарушения, носящие расовый, ксенофобскийй, антисемитский или кавказофобский характер, необходимо тщательно и незамедлительно расследовать, преследовать по закону и назначать в отношении них адекватные наказания;
45. Принять конкретные меры для обеспечения того, чтобы работники системы уголовного правосудия, в особенности милиция и другие сотрудники правоохранительных органов, обращались с лицами, относящимися к наименее защищенным группам, справедливо, без дискриминации, и чтобы это обращение именно так воспринималось указанными группами. Для этого, в частности, необходимо:
46. Обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства, и организовать медицинское консультирование на родном языке или с переводом;

Мы призываем политические партии:

47. Способствовать взаимопониманию и взаимному уважению между всеми людьми, независимо от их этнического, расового, национального, культурного или религиозного происхождения, и открыто заявлять о том, что национальной дискриминации и расизму не место в России;
48. Обеспечить полное и фактическое представительство интересов всех расовых, этнических и национальных групп, религий и верований, существующих в обществе, и принять конкретные меры, в частности:

Мы призываем неправительственные организации:

49. Привлекать представителей наименее защищенных групп к участию во всех этапах разработки, выполнения, мониторинга и оценки политики исполнительной власти по преодолению и предотвращению проявлений расизма и расовой дискриминации;
50. Осуществлять сбор достоверных данных, с максимальной точностью отражающих положение групп, которые являются или потенциально могут стать объектом расовой или других подобных форм дискриминации, чтобы выявить расовые аспекты политики в таких сферах, как занятость, жилье, образование и уголовное правосудие;
51. Совместно с экспертами-юристами изучить вопрос о создании в будущем на федеральном и региональном уровнях специализированных независимых общественно-государственных учреждений по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и о разработке законодательных основ их деятельности и наделения их полномочиями предоставлять альтернативные средства защиты, собирать и публиковать данные о дискриминации и расизме, вести расследование и оказывать правовую помощь жертвам дискриминации;  
52. Совместно с экспертами-юристами и депутатами законодательных органов обсудить конкретные меры для предупреждения дискриминации в сфере труда, в том числе:

IV. Гражданство, миграция, иммиграция и предоставление
статуса беженца и вынужденного переселенца

Мы призываем российское правительство:

53. Соблюдать принятые им обязательства в отношении всех групп мигрантов, включая беженцев и вынужденных переселенцев, поощрять и защищать фундаментальные права человека в отношении всех мигрантов;
54. Провести экспертную оценку действующего законодательства и правоприменительной практики в области права на свободное передвижение и выбор места жительства, гражданства, а также политики предоставления убежища и статуса беженца, с целью приведения их в соответствие с обязательствами государства в рамках международных и региональных правозащитных норм;
55. Принять меры по признанию российского гражданства для граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации без регистрации по месту жительства со времени, предшествующего распаду СССР, в том числе месхетинских турок в Краснодарском крае.
56. Принять меры по быстрой, неограниченной и недискриминационной легализации граждан стран СНГ и лиц без гражданства-граждан бывшего СССР, фактически постоянно проживающих на территории Российской Федерации, особенно в связи с пересмотром визовой и иммиграционной политики;
57. Незамедлительно принять меры по предоставлению легального статуса на недискриминационной основе беженцам из стран “третьего мира”, не допущенных ранее к процедурам предоставления статуса беженца;
58. Принять закон о статусе иностранцев в Российской Федерации, дающий возможность получения легального статуса и вида на жительство для граждан бывшего СССР и граждан стран СНГ, прибывающих для жительства в Российской Федерации, на основе простых, исключающих произвольные ограничения и недискриминационных процедур;
59. Искоренить дискриминационное обращение представителей государственной власти, в частности, милиции и других сотрудников правоохранительных органов, работников пограничных и иммиграционных служб, сотрудников аэропортов и авиалиний с иммигрантами, беженцами и лицами без документов;
60. Организовать обучение по правам человека и борьбе с расизмом для работников, которые часто вступают в контакт с иммигрантами и беженцами, в том числе для сотрудников таможни и службы паспортного контроля;
61. Прекратить практику необоснованного задержания беженцев, не совершивших преступлений;
62. Содействовать тому, чтобы мигранты, не имеющие документов, могли воспользоваться эффективными средствами правовой защиты в случае нарушений их прав человека (включая злоупотребления властью со стороны сотрудников правоохранительных органов, сексуальные преступления и домашнее насилие), не боясь взятия под стражу и депортации;
63. Прекратить применение унижающих достоинство физических методов ограничения свободы во время депортации;
64. Предоставить беженцам и мигрантам доступ к основным экономическим и социальным правам, как этого требуют международные соглашения, включая право на социальное обеспечение, охрану здоровья, образование, трудоустройство и адекватное жилье;
65. Предоставить беженцам, в том числе ходатайствующим о соответствующем статусе, возможность получения правовой помощи, включая бесплатные услуги адвоката;
66. Рассмотреть вопрос об изменениии законодательства для облегчения въезда в страну с целью воссоединения семьи и для предоставления въехавшим членам семьи постоянного и независимого вида на жительство, включающего в себя обладание всеми экономическими, социальными и культурными правами;
67. Признать особую незащищенность детей мигрантов и беженцев, в особенности детей без сопровождения взрослых, и назначать компетентных опекунов детям, разлученным со своими родителями или по иным причинам находящимся без сопровождения ответственного взрослого;
68. Пересмотреть политику и правила с целью упрощения процедур оформления личных документов для лиц, не имеющих таковых,  и регистрации этих лиц, а до того момента обеспечить уважение их основных прав и свобод, включая право на образование, охрану здоровья и жилище;
69. Подписать, ратифицировать и выполнять Международную конвенцию 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей, принять предусмотренный этой Конвенцией механизм подачи индивидуальных жалоб, не препятствовать ратификации Конвенции другими государствами и не призывать к существенному снижению стандартов по сравнению с Конвенцией 1990 года;
70. Настоятельно требовать, чтобы два протокола обсуждаемой в настоящий момент Международной конвенции против транснациональной организованной преступности, которые призваны положить конец торговле людьми и нелегальной переправке мигрантов через границу, учитывали необходимость защиты свидетелей и защиты прав человека, содержали положения о такой защите и соответствовали международным стандартам в области прав человека;
71. Отказаться от слишком узкого толкования данного в Конвенции 1951 года определения термина “беженец”, а именно:
72. Отказаться от слишком узкого толкования данных в законах о беженцах и о вынужденных переселенцах критериев отнесения лица к беженцам и вынужденным переселенцам;
73. Пересмотреть действующие меры и воздержаться от принятия дальнейших мер, которые противоречат духу Конвенции 1951 года и лишают беженцев возможности получить защиту, такие, как визовые режимы, санкции в отношении перевозчиков и практика выдворения в “безопасные третьи страны”;
74. Отменить процедуры упрощенного рассмотрения просьб о предоставлении убежища и все меры, вынуждающие лицо, подающее просьбу об предоставлении убежища, отозвать эту просьбу. Такие меры включают произвольное отнесение просьб о предоставлении убежища к категории “явно необоснованных”, разделение семей, взятие беженцев под стражу и их судебное преследование в случае въезда или попытки въезда на территорию страны незаконным способом.

V. Обучение и просвещение с целью преодоления
национальной дискриминации, расизма,
ксенофобии, нетерпимости и экстремизма

Мы призываем российское правительство и общество:

75. Организовать или содействовать организации просветительских кампаний по информированию широкой общественности об этих явлениях;
76. Поддерживать уместные формы увековечения памяти Холокоста и других фактов геноцида, включая ежегодно проводимые Дни памяти Холокоста, такие, как, например, Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом;
77. Признать важную роль НПО в деле просвещения в области прав человека вообще и по проблемам расизма в частности и оказывать содействие и поддержку, в том числе путем финансирования, национальным и международным проектам по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией; сообществу НПО прилагать большие усилия для сотрудничества с государством в этой сфере;
78. Осуществлять учебные программы, посвященные опасности расизма и нетерпимости, включая сексистские предрассудки, стереотипы и множественную дискриминацию; воспитывать уважительное отношение к культурному многообразию у должностных лиц во всех сферах общественной жизни, в особенности уработников милиции, судей и других работников правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального обеспечения, работников государственных СМИ;
79. Принять срочные и эффективные меры в области образования и работы с молодежью для преодоления предрассудков, ведущих к национальной дискриминации и расизму, в частности:
80. Принять конкретные меры в поддержку поликультурного образования, программа которого была бы открыта для всех культур, а школьные материалы основаны на культурном многообразии. Провести общественную экспертизу школьных и ВУЗовских программ и учебников по всем предметам, чтобы удостовериться, что они не закрепляют стереотипы, предрассудки или отторжение, не побуждают к ненависти и не вызывают расовой, этнической или религиозной враждебности, обращая особое внимание на непредвзятое преподавание истории; предоставлять государственную поддержку инициативам по обучению представителей наименее защищенных групп на их родном языке;
81. Обеспечить равный доступ к образованию всех уровней, включая высшее образование, без дискриминации на каком бы то ни было основании, для всех лиц на территории государства, независимо от их правового статуса; отменить политику и практику, которые способствуют или приводят к расовой дискриминации или сегрегации в сфере образования;
82. Принять во внимание, что особенности российской и советской истории, связанные с имперским прошлым, жестокой колонизацией нерусских народов, политикой и практикой антисемитизма (в том числе еврейскими погромами) и советской национальной политикой (в том числе депортациями целых народов) во многом обусловили существующие в современном российском обществе формы расизма и расовой дискриминации; способствовать всестороннему осмыслению этого исторического опыта и обеспечить широкое распространение этих знаний среди молодежи;
83. Принять меры к тому, чтобы образовательные учреждения следовали согласованной политике равных возможностей и недопустимости расизма, запрещающей хулиганские выходки, травлю и отторжение, и проводить регулярную проверку выполнения этой политики силами всех работников школ, родителей и учащихся;
84. Предоставить ученикам, родителям и учителям информацию о том, как следует поступать в случае расистских инцидентов в школах и какие имеются правовые средства защиты;
85. Активно взаимодействовать с НПО в ходе разработки и реализации Межведомственной программы по развитию установок толерантности в обществе, в частности, путем создания эффективного механизма привлечения программ образовательных НПО к реализации межведомственной программы на конкурсной основе.
86. Добиваться придания программе по развитию установок толерантности в обществе статуса федеральной государственной программы и гарантированного выделения бюджетных средств в полном объеме.

VI. Информирование и средства массовой информации

Мы призываем российское правительство:

87. Создавать и поддерживать информационные программы по борьбе с  расизмом и расовой дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью на федеральном, региональном и местном уровне и содействовать ведущей роли НПО в борьбе с их проявлениями, признавая важность работы НПО по распространению информации и созданию информационных сетей среди наименее защищенных групп;
88. Облегчить свободный доступ к источникам информации о правах и средствах защиты для жертв расизма и расовой дискриминации;
89. Прекратить выделение государственных дотаций тем СМИ, которые пропагандируют любые формы расизма и расовой дискриминации или необоснованно отказываются принимать на работу представителей наименее защищенных групп;
90. Содействовать учебным заведениям, где ведется преподавание журналистики, в разработке и введении специальных курсов по специфике работы в мультиэтнических и мультикультурных сообществах и включении информации по этим вопросам в общую учебную программу; привлекать НПО к реализации таких программ;
91. Поддерживать и поощрять развитие или усиление программ повышения квалификации для работников средств массовой информации, в особенности по вопросам прав человека и борьбы с расизмом;
92. Включать анализ ситуации в Интернете в государственный доклад о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Мы призываем средства массовой информации и коммуникации (включая провайдеров Интернет):

93. Создавать всестороннюю картину общества, объективно и гармонично изображая общество в его культурном, этническом и религиозном многообразии и используя разнообразные источники информации, включая представителей меньшинств; освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма, в частности:
94. Способствовать привлечению для работы в качестве журналистов печатных и вещательных СМИ представителей групп, являющихся объектом или потенциальным объектом расизма, в качестве отражения культурного многообразия общества в средствах массовой информации;
95. Развивать профессиональные кодексы поведения, устанавливающие высокие этические стандарты в отношении недопустимости расизма в СМИ, и добиваться их принятия всеми СМИ;
96. Сотрудничать с НПО, ведущих мониторинг СМИ по вопросам расизма и недискриминационного освещения событий;
97. Разработать кодексы профессионального поведения и меры саморегулирования для провайдеров, обеспечивающих доступ в Интернет и размещение сайтов;

Мы призываем неправительственные организации:

98. Содействовать созданию базы данных судебных дел о расистских выступлениях в СМИ в России с целью накопления опыта в этом вопросе;
99. Содействовать созданию базы данных успешных примеров борьбы с расистскими выступлениями;
100. Изучить пути использования Интернета для борьбы с национальной дискриминацией и расизмом, учитывая такие преимущества этого средства массовой коммуникации, как скорость и широта охвата. Также следует обратить внимание на растущую тенденцию распространения расистских высказываний через Интернет в связи со специфическими проблемами, связанными с контролем и мониторингом Интернета;
101. Информировать государственных руководителей и население, в особенности молодых пользователей Интернета, о проблеме распространения расистских материалов через Интернет, а также через другие виды публичного выражения, такие, как музыкальные произведения и компьютерные игры;
102. Вести диалог со всеми провайдерами Интернет с целью обсуждения добровольного принятия ими мер по борьбе с расистскими сайтами, включая блокирование сайтов, установку систем-фильтров и отказ сохранять анонимность авторства сайтов.