МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

Лайне Марианна,юрист Финского консультативного совета для беженцев

Положение вынужденных мигрантов в Финляндии. Общие стандарты Европейского Союза

В начале доклада несколько цифр. Население Финляндии около 5 млн. человек. На прошлый год в Финляндии проживали 91 тысяча иностранцев. Количество беженцев, имеющих официальный статус, составляет 18 тысяч 500 человек. Самое большое количество лиц, ищущих убежище, пришлось на 1992–1993 гг., в основном это были беженцы из Сомали. Организация “Консультации для беженцев”, в которой я работаю, была также создана около десяти лет назад. Ее основной задачей является оказание юридической помощи лицам, ищущим убежище, и вообще иностранцам. Организация получает финансовую поддержку за оказание юридической помощи от правительства Финляндии через Министерство труда.

Сейчас самое большое количество людей, ищущих убежище, приходится на Россию, в прошлом году их было 290 человек. Из Афганистана 31 человек, 62 из Ирака, 50 из Ирана, 37 из Белоруссии и около 80 человек из Украины. Статус беженца в Финляндии предоставляется очень редко, в 2000 году его получили только девять человек, в 1999 — лишь четыре человека. Но эти цифры не дают настоящей картины о том, что происходит с лицами, ищущими убежище в Финляндии. Потому что помимо статуса беженца есть возможность получить так называемый протекционный статус. Он предоставляется в нескольких случаях. Во-первых, если власти определяют, что человек, претендующий на статус беженца, не отвечает полностью критериям этого статуса. Во-вторых, если ясно, что человек не может вернуться в страну, откуда он прибыл, если есть угроза для его жизни или к нему могут быть применены пытки. Также протекционный статус может быть принят по отношению к человеку, если в стране, откуда он прибыл, идет война. В 2000 году примерно 250 человек получили протекционный статус. Статус временного проживания предоставляется, если по каким-то причинам не может быть разумным депортировать человека обратно на его родину. Когда решается вопрос о временном пребывании человека в Финляндии, то рассматривается, на сколько предоставить ему временное проживание и какие для этого могут быть причины, может быть родственные, семейные связи или еще какие-то причины существуют. Если человек, ищущий убежище, не подходит ни под одну из этих трех категорий, тогда принимается решение о его депортации.

Миграционная служба Финляндии находится под Министерством внутренних дел. Если в статусе отказано и принимается решение по депортации, тогда человек, ищущий убежище, может обратиться в суд. В этом случае человека не могут депортировать до решения суда, каково бы оно ни было. Если решение суда является отрицательным, можно подать в апелляционный суд, но для этого нужно иметь разрешение Верховного суда, а в Финляндии очень трудно получить такое разрешение. В прошлом году законодательство было изменено в том смысле, что если вам удается подать апелляцию в Верховный административный суд, то этот суд не имеет срока. Это не связано с временем пребывания подавшего апелляцию и полиция имеет право его депортировать. Можно обратиться в суд с заявлением не депортировать человека, но очень трудно получить ответ на такое заявление.

Принципом юридической системы в Финляндии является равенство всех перед законом. Имеется очень немного ограничений по национальному вопросу, одно из этих ограничений касается участия в национальных выборах. Вы можете участвовать в местных выборах, если у вас есть прописка. Если вы являетесь гражданином любой страны, входящей в Европейский Союз, вы имеете те же политические права, что и гражданин Финляндии. Другие граждане — неграждане Финляндии, имеют право голосовать только после того, как они прожили два года на территории страны. Есть виды деятельности, где могут быть заняты только граждане Финляндии, это прежде всего касается государственных учреждений, например, полиции. Только граждане могут свободно приезжать, уезжать, проживать в Финляндии. Для иностранцев требуется виза и разрешение на проживание. Гражданство и национальная принадлежность имеют отношение к праву на работу. Многие ограничения были сняты, когда Финляндия присоединилась к Европейской конвенции 1990 г.

Очень важным фактором также является европейская интеграция. В 1994 г. Финляндия стала членом Европейского Экономического Союза, а в 1995 г. — членом Европейского Союза. Все в Финляндии имеют право на самовыражение, свободу слова, а также право вступать в различные организации. Если вы хотите стать членом какой-то партии, то вы должны иметь право на проживание в Финляндии. Экономические, социальные и культурные права гарантируются только тем, кто имеет право проживания в Финляндии. По финской Конституции каждому проживающему в стране гарантируется достаточный жизненный уровень.

Пребывание беженцев определяется законодательством по интеграции. Последний интеграционный акт, по которому осуществляется прием беженцев в Финляндии, был принят в мае 1999 г. Муниципальные органы получают деньги от государства, от правительства, чтобы оплачивать содержание беженцев. Система выплат определяется правилами, установленными правительством. Сейчас в Финляндии происходит подготовка изменения законодательства, с тем, чтобы все, кто прибывает в страну в поисках убежища, получали хоть какой-то вид на жительство, чтобы в дальнейшем быть принятыми как беженцы. Причиной для пересмотра законодательства послужил тот факт, что лица, ищущие убежище, оказываются в Финляндии в очень трудной ситуации. Для них трудно найти жилье, даже самое неприхотливое, услуги переводчика и прочее, потому что муниципальные службы не оплачивают им проживание. Сама процедура принятия беженцев в Финляндии организуется муниципальными службами, под принятием беженцев имеется в виду предоставление жилья, денег на социальные расходы, услуги переводчика, здравоохранение, образование, также некоторые культурные услуги. Законодательство также содержит фразу “и другие необходимые услуги”.

Люди, ищущие убежище, как правило, не имеют места проживания. Прием людей, ищущих убежище, осуществляется в специальных центрах, функционирующих под Министерством труда. В этих центрах лица, ищущие убежище, находятся до того момента, когда в отношении них будет принято решение о статусе либо депортации. Решение о депортации, как правило, приводится в действие. Пункты приема организуют проживание, также в сфере их ответственности находится выделение финансовых средств, обеспечение переводчиками и предоставление других услуг, которые определяют необходимый минимум для проживания. Эти же центры или пункты организуют образование и по возможности предоставление работы. Лица, ищущие убежище, могут передвигаться по стране, но муниципальные органы определяют им приемный центр для постоянного проживания. Если лицо, ищущее убежище, не сотрудничает с властями, это означает, что оно может быть вычеркнуто из сферы помощи.

Закон определяет медицинскую помощь лицам, ищущим убежище, общей фразой о предоставлении необходимых минимальных услуг для обеспечения жизнедеятельности. В действительности эти услуги различны между разными муниципальными органами. Обязательными являются три анализа крови, один из них — на ВИЧ-инфекцию, обязательна проверка на наличие туберкулеза. Обратиться к врачу имеют возможность только больные. Дети могут лечиться в специальных детских медицинских учреждениях, таких же, как для финских детей, беременные женщины имеют право на консультации. Есть специальный центр для травмированных и лиц, которые были подвергнуты пыткам, таким лицам оказывается дополнительная медицинская помощь. В Финляндии обращается большое внимание на случаи, когда люди подвергались пыткам, такие факты собираются, с подробным описанием того, что происходило с человеком.

Беженцы, имеющие статус, имеют право работать. Также такое право имеют лица с протекционным статусом. Ищущие убежище формально имеют право на работу, но система функционирует таким образом, что если наниматель узнает, что человек, обратившийся к нему, — лицо, ищущее убежище, то он (наниматель) должен получить разрешение из муниципального органа о том, что он может взять на работу лицо, ищущее убежище. В некоторых районах Финляндии, особенно в Хельсинки, очень трудно получить такое разрешение. По финским законам каждый гражданин Финляндии или страны, входящей в Европейский Союз, имеет право быть нанятым на работу. Если у человека нет права на проживание, нет прописки, то тогда нужно получить разрешение на работу от Министерства промышленности и маркетинга. Речь идет о предпринимательстве. Такие разрешения очень трудно получить, и как правило, лица, ищущие убежище, не могут заниматься предпринимательством.

Финляндия подписала практически все конвенции, имеющие отношение к правам человека: Конвенция ООН 1976 г. по политическим правам, Европейская конвенция по правам человека (это было в 1990 г.). После ратификации этой конвенции многие законы были изменены. Когда Финляндия присоединилась к Европейскому Союзу, примерно 250 различных законодательных актов были приведены в соответствие с европейским законодательством.

Вопрос. Можно ли привести пример законов, которые пришлось принимать заново или изменять после ратификации Финляндией Европейской конвенции по правам человека?

Ответ. Важным моментом Конвенции были политические права иностранцев — право на участие в партиях, политических собраниях. До этого в Финляндии было очень много законов, которые сводились к тому, что если вы не являетесь гражданином Финляндии, то вы не имеете права на участие в политической деятельности. Изменения в законодательстве явились результатом вступления Финляндии в Европейский Союз. Изменения касаются предпринимательской деятельности, а также социальной защиты.

Вопрос. В каких случаях возвращают лиц, ищущих убежище, в третью страну? Какие существуют договоры с соседними странами?

Ответ. Очень часто приезд в Финляндию связан с переездом через какую-то третью страну, чаще — европейскую, потому что в Хельсинки нет прямых рейсов из стран отдаленных, например, из Африки. Финляндия ратифицировала Дублинскую конвенцию, это соглашение между странами Европейского Союза о степени ответственности страны при рассмотрении дел лиц, ищущих убежище. Считается разумным, что рассмотрение заявления о предоставлении убежища осуществляется одной какой-то страной. В Финляндии Дублинская конвенция применяется очень часто. Если человек, прибыв в Финляндию, обращается за предоставлением убежища, финская полиция тут же рассылает обращения во все страны — члены Европейского Союза, с отпечатками пальцев, для того чтобы проверить, не обращался ли этот человек за убежищем в какой-то другой стране. Если в процессе такого расследования выясняется, что человек обращался за убежищем, например, в Германии, финская полиция немедленно связывается с властями Германии и человек депортируется в Германию. Если германская сторона соглашается с принятием, то признается, что заявление, поданное в Финляндии, не имеет оснований для рассмотрения.

Дублинская конвенция очень сильно критикуется. Для этого есть серьезные причины. Одна из идей Европейского Союза состоит в том, что процедура принятия решения по предоставлению убежища должна быть одинаковой в каждой из стран — членов Союза. Но законодательные системы работают в каждой стране все-таки по-разному. Кроме того, термин “беженец” и определение беженца неодинаковы в разных странах — членах Европейского Союза. Например, Финляндия рассматривает заявление на получение статуса беженца в случаях, когда человек в стране проживания преследуется не государством. Но есть страны — члены Европейского Союза, которые не признают преследование не государством, например, Германия. В прошлом году в Страсбурге рассматривался теперь уже очень известный случай, дело T.I. против Соединенного Королевства. Речь шла о тамиле из Шри-Ланки, он преследовался не государством, а оппозиционной организацией Шри-Ланки. Страсбург принял тогда отрицательное решение по этому делу, но возник прецедент, когда человека депортируют в третью, так называемую “спокойную” страну.

Вопрос. Порядок приема беженцев, прибывших к вам нелегально.

Ответ. По финским законам человек, прибывший на границу Финляндии, если только он произносит одно слово “убежище”, уже становится лицом, ищущим убежище. Если он прибывает без документов, или документы оформлены неправильно, тогда финские власти все равно принимают его как ищущего убежище и разбираются с ним с его слов. Конечно, возможность получить статус уменьшается в таких случаях. До начала марта этого года такие случаи рассматривались только полицией Финляндии. Когда человек, ищущий убежище, интервьюировался полицией о том, кто он и откуда, предполагалось, что человек должен говорить правду и только правду, и если он давал о себе фальшивые сведения, то это считалось преступным. Возбуждаются гражданские дела против лиц, ищущих убежище, прибывших с фальшивыми документами. Обычно наказание по такому делу — небольшой штраф.

Вопрос. Какая разница в финском законодательстве между понятиями “вид на жительство” и “право на проживание”?

Ответ. Получение прописки в Финляндии означает право на постоянное проживание в стране. Вид на жительство дается, как правило на один год. Вид на жительство означает официальную регистрацию, но это отличается, с другой стороны, от регистрации человека как лица, ищущего убежище. То есть вид на жительство — это право на проживание на один год. В свою очередь, он является основой для получения многих прав. Если человеку дают статус лица, ищущего убежище, то разрешение дается сначала на один год, а затем нужно снова подать заявление на продление этого срока, и если он будет продлен, то только еще на один год. В этом случае через два года можно обратиться с просьбой о получении права на постоянное проживание в Финляндии. Что касается гражданства. Гражданином Финляндии можно стать, если жить в стране в течение пяти лет и иметь все эти годы право на постоянное проживание. Кроме того, нужно говорить по-фински, материально обеспечивать себя. Нельзя являться лицом, совершившим какие-либо правонарушения. Несмотря на такое большое количество разных правил, довольно большое количество людей получает в Финляндии гражданство.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.

МЕМОРИАЛ. Главная страница.