Саид Абас Фаис,специалист по Афганистану, "Международная амнистия"
Анализ информации о стране происхождения на примере Афганистана
Я изложу методологию поисков информации, которую я применяю в
своей работе о нарушениях прав человека в Афганистане. Мы все понимаем, что в
Афганистане это очень трудно. Сбор информации осложнен войной и тем, что ей
сопутствует: массовым перемещением потоков беженцев, всевозможным насилием,
резней, различными ограничительными мерами, которые применяются к населению.
Гражданское общество в стране развалено, инфраструктура государства в
значительной степени разрушена, запрещено фотографировать, писать независимые
отчеты, запрещена работа независимых репортеров. Нет общенациональной телефонной
системы, функционирует только несколько телефонных линий, доступных только
высшим чиновникам государственной структуры. Поэтому чрезвычайно сложно
связываться с людьми. Все это осложняет сбор информации.
В такой ситуации
лишь сами люди - свидетели или жертвы насилия - являются очевидным источником
информации по правам человека. Их можно условно разделить на три группы. Первую
категорию источников составляют непосредственные жертвы насилия. Это бывшие
заключенные, пленные войны, которые были задержаны или подвергались насилию или
пыткам, а также люди, ставшие мишенью всевозможных нападений и оставшиеся в
живых после этого. Вторая категория - люди, своими глазами видевшие нарушения
прав человека: члены семей жертв насилия, друзья, родственники или соседи. В
третью категорию попадают люди, которые непосредственно не являлись свидетелями
таких нарушений, но слышали об этих явлениях от близких. Это могут быть члены
семей, соседи, другие знакомые, которые видели жертву насилия после того как оно
произошло, которые выслушали все подробности этого инцидента, но не были прямыми
свидетелями его.
Вопрос заключается в том, как получить доступ к этим
источникам, как найти тех, кто получил прямой опыт от нарушения прав человека,
либо тех, кто видел и слышал это сам. Очевидным местом поисков является само
место происшествия. Например, местности внутри Афганистана, где можно было бы
выслушать и записать эти свидетельства и придти к выводу относительно того, что
в действительности произошло.
Это возможно только в случае, если источники
существуют. Но поиски затруднены огромным количеством разных "если". Ведь
"источники" - это люди, и они могут переезжать с места на место, могут бежать
оттуда, где наблюдали нарушения прав человека, тогда трудно установить факты.
Кроме того, и это еще важнее, связываться с этими людьми не разрешают, запрещено
давать информацию о тех нарушениях, которые они наблюдают ежедневно. В-третьих,
в случае с Афганистаном, как и со многими другими странами, работу усложняют
организационные сложности. Ведутся всевозможные переговоры с властями, чтобы
согласовать право на посещение, право на визит. Даже после того, как соглашение
достигнуто (если оно вообще может быть достигнуто), разрешение на посещение
делегацией дано, могут не дать возможности собирать информацию и связаться с
нужными людьми. Могут закрыть доступ в те места, где происходят постоянные
нарушения.
Несколько месяцев назад лидер талибов, мулла Мохаммад Омар, после
массовой резни в январе 2001 г. в Яко Оланге (мэрия в Центральном Афганистане),
где солдатами "Талибана" было убито более 100 человек, запретил журналистам
посещать это место и собирать информацию. При этом он заявил (цитирую из отчета
агентств "Рейтер" и "Франс-пресс"): "Я не разрешаю им [журналистам] посещать Яко
Оланг, потому что их репортажи нечестные, они предубеждены в том смысле, что
было недопустимое поведение со стороны солдат, поэтому я их не допускаю в эти
районы". Еще более серьезная проблема состоит в том, что люди боятся
рассказывать иностранцам и посетителям о нарушениях их прав, боятся последствий
и преследований. Журналисты и иные посетители также не могут быть гарантированы
в отношении собственной безопасности, если будут что-то рассматривать или
разведывать в Афганистане. Мы постоянно получаем сообщения от людей, вынужденных
бежать, потому что они подверглись угрозам после того как поговорили с
иностранцами.
Какие же возможности существуют для сбора информации в такой
ситуации? Нужно опрашивать людей в местах, где они могут чувствовать себя в
безопасности. Если это возможно на территории Афганистана - надо делать это там,
если же это невозможно, надо вывезти человека туда, где он почувствует себя
спокойно. В первую очередь, в странах, куда афганцы направляются как беженцы.
Проведение интервью или беседы с беженцем в безопасном месте о том опыте,
который он получил в отношении нарушений прав человека, требует особых навыков.
Во-первых, знание языка - интервью должно проводиться на языке, хорошо понятном
интервьюируемому. Очень важно, чтобы он правильно понимал все обращенные к нему
вопросы. Во-вторых, необходимо создать атмосферу доверия, чтобы интервьюируемый
не чувствовал никакой угрозы. Если какое-то из этих двух условий не полностью
соблюдено, то человек будет давать уклончивые или двусмысленные ответы. Третье:
чрезвычайно важно, чтобы опрашиваемый хорошо знал ситуацию. Соответственно,
человек, который проводит опрос, должен хорошо знать историю Афганистана,
религиозные традиции, языки, разбираться в различиях между этническими группами.
Большую роль играет также деликатность в вопросах пола. Внимательность нужно
проявлять также по отношению к тому, каким образом опрашиваемый вспоминает свой
болезненный опыт. Последнее всегда очень важно, но в ситуации, когда интервьюер
имеет дело с детьми и женщинами, которые подверглись физическому насилию, он
должен быть особенно деликатен. Далее нужно убедиться, насколько достоверна
собираемая информация. Например, если люди, дающие информацию, живут в
полицейском государстве и воспринимают человека в форме как полицейского,
который обращается с ними жестоко, то они всегда будут бояться разговора с
человеком в форме, он вызовет у них ассоциации с их полицией. Такие ассоциации
не дадут им возможности дать информацию об их прошлом. Они могут утаить
информацию, необходимую для подтверждения достоверности их свидетельств, для
проведения перекрестной проверки и так далее. Они могут намеренно исказить
информацию, предполагая, что такое искажение освободит их от возможных проблем с
полицией в будущем. Все это нужно понимать.
Существуют и иные проблемы.
Например, психологические факторы могут влиять на состояние памяти
опрашиваемого. Память, воспоминания о каком-то событии могут сильно исказить
впоследствии само это событие, может быть, по причине того, что полученная в
результате события психологическая травма слишком тяжела. В очень тяжелых
случаях насилия воспоминание о нем само по себе становится психической нагрузкой
и может вызвать травму или умственное расстройство, которое не позволит
вспомнить все детали.
Еще одно, что надо иметь в виду при оценке
достоверности информации, - это преувеличение. Некоторые люди думают, что
вызовут симпатию собеседника, если будут преувеличивать детали и масштаб того,
что они наблюдали воочию. Относительно этого всегда нужно быть настороже.
Случается также, что люди намеренно искажают события из политических побуждений
или личных причин. Поэтому к любым возможным свидетельствам нужно подходить
очень осторожно.
Все эти факторы могут существенно повлиять на ценность
информации, собираемой во время бесед. Очень важно умение исключить
недостоверные сведения, хотя бы уменьшить их объем. Золотым правилом
исследований по правам человека является то, что никогда не следует использовать
информацию, не подтвержденную достоверными свидетельствами. Например, обвинения
в применении пыток могут быть подтверждены следами пыток на теле человека,
медицинским обследованием и отчетом врача, который осматривал человека после
применения к нему пыток. Причем чем быстрее после пыток потерпевшего осмотрит
врач, тем полезнее будет его свидетельство. Требуется также присутствие и
доступность экспертов, которые могут определить, что отметины на теле
действительно есть следы пыток, и что отчет врача подлинный и достоверный. Сбор
свидетельств не всегда возможен, в Афганистане зачастую очень трудно получить
отчет врача о чем бы то ни было. В частности, почти невозможно получить
медицинский отчет о том, что человека пытали, в этом случае нужно искать другие
методы. То есть в применении к Афганистану золотое правило несколько
трансформируется, но общий вывод остается неизменным: никогда не использовать
такую информацию, которая не может быть подтверждена из второго источника. В
идеале эти источники не должны знать друг друга, но могут быть исключения.
Некоторые свидетельства о зверствах уникальны, и могут показаться уникальными
для одного человека; например, женщин, переживших физическое насилие, могут не
понимать другие люди. В этом случае принцип второго источника не так легко
применить. Другой пример: нападение на деревню и уничтожение целой деревни может
быть подтверждено людьми, знающими друг друга, здесь источники не могут не знать
друг о друге.
Все это лишь часть проблем, с которыми сталкивается человек,
занимающийся сбором информации. Самый лучший способ их решения заключается в
том, чтобы получать от каждого опрашиваемого как можно больше деталей,
касающихся описываемых событий. Также нужно собирать информацию о мелочах, о
том, что на первый взгляд может показаться незначительным, но играет очень
важную роль при определении достоверности свидетельства. Такие подробности могут
касаться семьи, места инцидента, внешнего вида людей, их одежды, того, какую
пищу они едят, что выращивают на своих участках, на какие средства существуют, к
каким политическим организациям принадлежат, какими транспортными средствами
пользуются и так далее. Важны подробные описания географических черт населения,
пейзажей ипр. Такого типа информация может быть сверена с опубликованными
документами и показать, к какой из трех категорий принадлежат источники сведений
и к каким группам населения они относятся. Если их описания деталей не точны, то
можно быть почти уверенным в том, что и само происшествие они описывают столь же
неточно.
На втором этапе делается всесторонняя оценка конкретного эпизода,
отыскиваются пробелы в информации, которые не дают возможности восстановить
факты. Далее нужно работать над этими пробелами, и затем проанализировать,
почему получилась неполная картина.
Использование фотографий. Иногда
достаточно взглянуть на фотографию, чтобы определить ее достоверность. Например,
фотография женщины, которая подверглась насилию на стадионе в Афганистане. Эта
фотография выглядит вполне достоверно, ее можно считать источником информации,
но для исследования по правам человека этого недостаточно. Необходим второй
источник, который подтвердил бы информацию. В отчете "Ассошиэйтед пресс", в
репортаже приводятся подробности инцидента, указывается цвет одежды этой
женщины, она была одета в голубое. Сравнив описание из отчета с фотографией, мы
получаем подтверждение, так используется второй источник. Другой пример:
сфотографировано вынужденное перемещение войсками талибов мирного населения
одной из деревень в долине Шамоли. На фотографии не видно, что это долина,
местность похожа, но все же даже хорошо знающий местность эксперт должен
прибегнуть ко второму источнику. В таких случаях фотографии не используются,
если нет второго источника. Еще один пример. Эксперты "Международной амнистии"
просматривали видеофильм, на котором были сняты убийства и ограбления,
совершенные "Талибаном". Источник, приславший фильм, утверждал, что это насилие
имело место в регионах вблизи Кандагара, которые находятся под контролем
"Талибана". В этом видеофильме были две очень важные детали, заставлявшие
усомниться в его достоверности. Одна деталь состояла в том, что женщина, которая
перерезает горло мужчине (в этом суть преступления), не была одета в бурку.
Действительно, не всегда они носят бурки, но в любой церемонии, организованной
"Талибаном", даже в случае казни, женщины, несомненно, должны быть одеты в
бурки. Вторая деталь - в фильме не было белого флага "Талибана", между тем как
они используют его всегда. Поэтому, хотя в остальном видеофильм был очень
убедителен, эксперт не мог утверждать, что съемки действительно сделаны в зоне,
контролируемой "Талибаном". В "Международную амнистию" поступает множество
такого рода репортажей и сообщений, каждое из них необходимо тщательно
проверять, и тогда количество достоверных сокращается.
Итак, на втором этапе
эксперт устанавливает и проверяет достоверность информации. Следующая часть
работы заключается в поиске аналогичных с данным инцидентом случаев. Источниками
подобной информации могут быть юристы, активисты по правам человека, журналисты,
то есть любой человек, имеющий отношение к этому вопросу, с кем вы поддерживаете
рабочие контакты как эксперт. Очень важно создать сеть контактов, хорошо знать
людей, с которыми работаете. Это должны быть люди, с которыми контактирует
"Международная амнистия", люди, чьей информации она доверяет.
Вопрос.
Уточните, пожалуйста, дату и название документа Мохаммада Омара.
Ответ. Дата
- 27 января 2001 г., это был репортаж, опубликовали его "Рейтер" и
"Франс-пресс". Информацию можно найти в Интернете на сайте этих
агентств.
Вопрос. Опубликован ли где-либо указ Омара о расправе над
коммунистами и теми, кто занимается коммунистической деятельностью и
поддерживает демократические принципы?
Ответ.
"Рейтер" и "Франс-пресс" давали
информацию об этом. Вряд ли указ говорил об убийстве коммунистов, скорее их
приказывали снимать с должности, если они занимают какие-то посты.
Вопрос.
Возможно ли, чтобы коммунисты или те люди, которые продолжают их поддерживать,
занимали посты или как-то себя проявляли как коммунисты?
Ответ.
Безусловно,
нет. Как только они проявят себя как коммунисты, их так или иначе накажут. Как
способ наказания обычно применяется арест, хотя у меня нет информации о
ком-либо, кто был бы наказан, потому что он коммунист. Никаких обвинений не
предъявляют, и вполне возможно, что среди тысяч людей, которые сейчас лишены
свободы, есть такие, кто раньше был приверженцем коммунистических идей. Довольно
часто сообщается, что некоторые бывшие коммунисты работают в администрации
"Талибана", но для этого им надо было изменить взгляды, перестать быть
коммунистами. Но если коммунист в Афганистане объявит, что он коммунист, его
ждут серьезные проблемы.
Вопрос. Каково отношение талибов к тем афганцам,
которые провели какое-то время, возможно, учились, в бывшем СССР?
Ответ. Это
столь же неясный вопрос в жизни Афганистана, как и все другие. После падения
правительства Наджибуллы новое афганское правительство, не признанное
большинством стран, говорило, что афганских детей увозили в республики бывшего
СССР насильно, и их нужно вернуть в Афганистан. Такие комментарии постоянно
повторяются талибами. Но из этого не следует, что любой человек, учившийся в
СССР, будет в безопасности. Был случай, когда несколько афганских девушек
учились в одной из соседних стран, жили в общежитии. В 1993 или 1994 гг. они
оказались под очень сильным давлением со стороны правительства, требовавшего их
возвращения в Афганистан. Некоторые из этих девушек действительно были
возвращены в Афганистан, и то, что с ними произошло дальше - ужасно, их случай
был очень серьезен. Если бы они не захотели возвращаться, их стоило бы в этом
поддержать.
Вопрос. Существуют ли письменные источники, сообщающие о фактах
нарушения прав человека в Афганистане? Если таковых нет, то какими иными
источниками можно воспользоваться?
Ответ. Важно, чтобы вы были уверены в
достоверности получаемой информации: то есть нужен хороший переводчик, нужны
люди, которые дают информацию, может быть, через посольство. Эти люди должны
обладать навыками проведения опросов. "Международная амнистия" и Human Rights
Watch в своих официальных документах публикуют информацию о нарушении прав
человека. Можно использовать специально опубликованные репортажи и сообщения
Госдепартамента США, различных организаций ООН, Специальной комиссии по
Афганистану. Я бы не рекомендовал использовать неопубликованные документы. Если
внимательно отнестись к информации, которую публикуют в Интернете, то можно
достичь понимания вопроса, то есть станет понятно, какие категории людей
подвергаются риску в настоящее время. К таким категориям относятся женщины: они
не могут появиться на улице без сопровождения мужчины, они становятся узниками в
своей собственной стране. К таким категориям относятся меньшинства: они
подвергаются нападениям, наблюдается даже массовое уничтожение. Эта информация
есть в официальных источниках.
Вопрос. В какой степени подвержены риску
афганцы, ищущие убежище в России? В случае возвращения в Афганистан каким
преследованиям они подвергаются?
Ответ. Одна из проблем Афганистана состоит в
том, что никто не может быть абсолютно уверен в том, что не подвергнется
преследованию. Бизнесмены-афганцы жили в Кувейте, потом попали в Мозаришариф и
были там арестованы. Одного из них держали там два месяца, постоянно подвергали
пыткам. Очень трудно бывает добиться освобождения людей, арестованных в
Афганистане. Если суммировать подобные случаи, можно убедиться, что откуда бы ни
приезжали люди, ни один из них не может быть уверен в своей
безопасности.
Вопрос. Некоторые беженцы из Афганистана ссылаются на
преследования со стороны талибов за то, что они шииты. Возможны ли преследования
шиитов в исламской стране?
Ответ.
Действительно, в Афганистане могут
преследоваться шииты. Любые меньшинства, имеются в виду и этнические, и
религиозные, могут подвергаться преследованиям. Это факт.
Вопрос. Какова ваша
оценка деятельности талибов в Пакистане, в частности, в лагерях беженцев?
Насколько реальны преследования со стороны талибов на территории
Пакистана?
Ответ. Время от времени их действительно могут арестовывать. Возле
города Пешавар в Пакистане три крупных лагеря для беженцев. Ситуация в них очень
сложная, потому что Пакистан не хочет, чтобы они оставались там долго, хочет
вернуть их в Афганистан. Будет ли беженец преследоваться в случае возвращения,
зависит от многих факторов, от обстоятельств, от места расположения лагеря.
Например, для беженца из Шамшатура вероятность преследования меньше, чем для
беженца из лагеря Джалузи.
Уже двадцать лет существует лагерь в Насербаке. В
настоящее время всех беженцев оттуда выселяют в связи с ликвидацией лагеря.
Пакистанское правительство планирует на этом месте жилищное строительство. Если
кто-то скажет, что за каждую ночь пребывания там вымогают деньги, и нужно
постоянно давать взятки, чтобы там оставаться, это будет достоверной
информацией.
Вопрос. Пресса Пакистана часто дает информацию из первых рук, у
них есть доступ к быстрой информации, есть собственные источники. Но эти органы
прессы действуют также под давлением правительства. Существуют ли органы, дающие
более объективную информацию, чем другие?
Ответ. Опыт показывает, что никогда
не нужно доверять информации, которая исходит из правительственного источника, о
какой бы стране речь ни шла. Активист в области прав человека не должен
базировать свою деятельность и выносить свои суждения на информации
правительственных источников. Их информация может быть искажена по политическим
мотивам.
Вопрос. Каково сейчас настоящее положение женщин в
Афганистане?
Ответ. Положение женщин очень серьезно. Исторически в
Афганистане большинство женщин в сельских районах никогда не хотели носить бурки
(паранджи) и не делали этого. Но учиться они тоже не могли, большинство не
училось и не работало. Нельзя было ходить в одиночку без сопровождения мужчин,
особенно там, где большинство населения составляли пуштуны. Это сложившаяся
веками ситуация. Сейчас все почти так же, как было всегда в этих районах, с
единственной разницей - доступ к медицинской помощи. Медицинское обслуживание в
больницах для женщин осложнено: докторам-мужчинам запрещено ставить диагноз
пациентам-женщинам, за исключением отдельных обстоятельств, разрешенных законами
шариата.
Во времена Шаха и потом Наджибуллы, во времена Кармаля существовали
программы, которые поощряли образование среди женщин, участие женщин в
общественной жизни на уровнях школ, университетов, способствовали созданию
рабочих мест для женщин. Тогда женщины, которые хотели получить образование,
работать, имели доступ к этому. Теперь все подобные программы ликвидированы, по
законодательству сегодняшнего дня женщина не имеет таких прав. Поэтому если
женщина с образованием просит убежище, наличие образования - очень сильный
аргумент в ее пользу. Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить достоверность ее
рассказа.