Г.П. Ежов,ИСАА МГУ
Ситуация в Афганистане: до и после 11 сентября
Тема
Афганистана уже более двух десятилетий не сходит со страниц газет и заголовков
книг во всем мире. После 11 сентября 2001 г. интерес к этой стране и всему
Центрально-Азиатскому региону еще более возрос. До трагедии рассуждения об
Афганистане в основном сводились к вопросу, сумеет ли Северный альянс,
объединяющий национальные меньшинства (узбеков, таджиков, хазарейцев,
нуристанцев), противостоять движению Талибан, в которое входят в основном
пуштуны и помогающие им в завоевании власти наемники из Пакистана, а также
арабских и даже европейских стран. Теперь же, после сентябрьских событий,
основной темой стала быстрая победа северян с американской помощью над талибами
и расширение американского присутствия в странах Центральной Азии, к чему
американцы стремились многие годы.
Во второй половине ХХ века американское
правительство приложило немало усилий, чтобы вовлечь Афганистан в южный блок,
направленный против бывшего Советского Союза, и с помощью руководства Пакистана
и Ирана пыталось воздействовать на афганское руководство, чтобы заставить его
отказаться от провозглашенной им политики "позитивного нейтралитета", превратив
тем самым афганскую территорию в одну из американских военных баз, которые
существовали в то время в Турции, Иране и других странах. Советский Союз,
напротив, всячески поддерживал тогда афганское руководство в его политике
нейтралитета, оказывая Афганистану различную экономическую и техническую помощь.
Поддержка эта усилилась после того, как пришедший к власти двоюродный брат и
зять короля Мохаммад Дауд объявил о проведении политики "планирования и
руководимой экономики", заключавшейся в том, что правительство брало на себя
создание инфраструктуры и основных отраслей промышленности, оставляя на долю еще
слабого национального капитала развитие отраслей перерабатывающей
промышленности. Вместе с Советским Союзом эту политику поддержали тогдашние
страны народной демократии, которые также по мере возможности стали оказывать
Афганистану помощь в экономическом развитии.
Объективно оценивая третью
четверть прошлого века, следует признать, что Афганистан, пользуясь иностранной
помощью, сделал за это время немало для развития своего народного хозяйства. Был
построен ряд важнейших объектов, давших толчок развитию экономики страны
(гидростанции, современные дороги, аэродромы, газовые промыслы, химические
предприятия). Открывались средние и высшие учебные заведения, готовившие
национальные кадры, многие тысячи рабочих получили новые специальности, обучаясь
на стройках. В 1959 г. было отменено обязательное ношение женщинами чадры, что
наряду с другими изменениями позволило вовлечь тысячи афганок в общественную и
экономическую жизнь, получить специальность. Конечно, развитие страны шло не так
быстро, как того хотело афганское руководство. Не хватало квалифицированных
рабочих, инженеров, администраторов, просто грамотных людей (неграмотность в то
время оценивалась в 85%), недоставало средств для закупки иностранной техники и
оплаты услуг специалистов. Стремление ускорить экономическое развитие, изменить
социальные условия жизни вызывало недовольство и прямое противодействие
реакционной части духовенства и помещиков, которые не хотели платить налоги и
стремились сохранить прежнюю систему землевладения и землепользования, чтобы не
утратить свое влияние в стране. В Афганистане, где еще очень силен племенной
строй, где главы племен не желают полностью подчиняться центральной власти,
доказывая это многочисленными восстаниями, нововведения обычно встречаются в
штыки. Справиться со столь мощным противодействием способно только
правительство, обладающее реальной силой и возможностью влиять на племенную
верхушку. В этом случае политика кнута и пряника была основным орудием
правительства и помогала справляться с различными сложными ситуациями. В 60-е
годы XX века в стране стали возникать различные политические группировки, как
левого, так и крайне правого толка. Приезжавшие из Европы молодые афганцы
привозили с собой новые идеи, обсуждали их со своими сверстниками, критиковали
существовавшие в стране порядки. С другой стороны, представители реакционного
духовенства, отмечая проникновение в страну прозападных настроений и идей, стали
выступать против правительства под лозунгами защиты ислама от проникновения
"коммунистических" идей. Дело дошло до массовых беспорядков, правительству
Мохаммада Дауда пришлось прибегнуть к репрессивным мерам. В стране одновременно
действовали политические группировки разных направлений. Народно-Демократическая
партия Афганистана (НДПА) придерживалась марксистских позиций, существовала
партия маоистов, несколько групп других ориентаций. Им противостояли
клерикальные партии братьев-мусульман, молодых мусульман, имевших связи с
арабскими странами, и несколько крайне правых политических группировок.
Идеологическая борьба в конце концов закончилась свержением правительства
Мохаммада Дауда и провозглашением в апреле 1978 г. Демократической Республики
Афганистан.
Пришедшая к власти НДПА в своих программах провозгласила
окончательной целью строительство в стране социализма. Поддержанное Советским
Союзом и его союзниками новое афганское правительство разработало с нашей
помощью программу широких экономических и социальных преобразований по
советскому типу. Однако многие мероприятия вызывали недовольство значительной
части населения, так как проводились без учета существовавшего в стране
положения, сложившихся веками традиций и обычаев. Нагнетанию обстановки
способствовали такие действия правительства, как проведение земельной реформы,
по которой у помещиков безвозмездно отбирались излишки земли, передаваемые
безземельным крестьянам, аннулирование без всяких условий задолженности крестьян
помещикам и сельским ростовщикам, отделение церкви от государства, объявление
всех, покинувших страну, врагами новой власти и т.д. Земельная реформа не была
должным образом подготовлена: в стране ни разу не проводилась даже перепись
населения, не говоря уже о земельном кадастре, не было известно ни количество
безземельных и малоземельных крестьян, ни общее количество обрабатываемых
земель. Земли предоставлялись крестьянам не в собственность, а во владение от
имени президента (после каждой смены президента бумаги приходилось переписывать,
причем крестьяне должны были платить за каждую переписку). В исламе жестко
соблюдается право собственности, никто не может отобрать у человека
принадлежащее ему имущество, если оно приобретено законным путем (куплено,
получено по наследству и т.д.). Поэтому некоторые крестьяне вообще не брали
чужую землю, а некоторые возвращали помещикам полученные участки сразу же после
отъезда правительственной комиссии. Ликвидация крестьянской задолженности
помещикам и ростовщикам сломала существовавшую веками систему кредитования
сельскохозяйственных работ (государственной системы кредитования
сельскохозяйственного производства в стране практически не существовало). И уже
во время своего правления президент Наджибулла официально признал, что земельная
реформа не получилась.
Новая политика демократического руководства страны
послужила причиной того, что большая часть интеллигенции и просто богатых людей
покинула страну. Начавшиеся военные действия, перешедшие в полномасштабную и
многолетнюю гражданскую войну, привели к остановке промышленных предприятий,
лишенных сырья, электроэнергии, топлива, рынков сбыта, технического и
административного руководства. Дороги стали небезопасны, торговля сократилась, в
каждом районе появились полевые командиры, устанавливавшие свои порядки и
творившие суд по своему разумению,
Положение усугублялось тем, что в
правящей верхушке не было единомыслия, возникали разногласия по поводу путей и
темпов развития, шла подспудная борьба за власть, доходившая до физического
уничтожения политических противников. В этих условиях присутствие советских
советников, которые старались твердо проводить линию партии, становилось для
афганцев чем-то вроде своеобразного тормоза: получаемые из Москвы указания часто
исполнялись без учета сложившейся обстановки и принятых традиций.
Кроме того,
на поверхность вышли этнические и конфессиональные конфликты: стали создаваться
партии по национальному и религиозному признаку, искавшие поддержки как в Иране
(шииты и хазарейцы), так и в Пакистане и арабских
странах.
Антидемократическое движение всячески стимулировалось и
поддерживалось правительством Пакистана, ни в коем случае не заинтересованного в
сильном Афганистане, который мог бы возвратиться к вопросу о создании
самостоятельного пуштунского государства с вхождением в него значительной
территории Пакистана, населенной пунами, считающими эти земли своими. Кроме
Пакистана, антидемократические силы находили поддержку у Соединенных Штатов
Америки, которые видели в афганском конфликте с участием Советского Союза
удобный случай и возможность втянуть СССР в долговременный военный конфликт и
тем самым ослабить его. Оказывая значительную материальную помощь Пакистану и
через него афганской контрреволюции, США не останавливались ни перед чем.
Разговоров о терроризме тогда еще не было, и Осама бен Ладен пользовался
всяческой поддержкой американских властей, поскольку он воевал против СССР.
Покровительствовали американцы и арабским наемникам и пенджабцам из Пакистана,
воевавшим с демократической властью.
В апреле 1992 г. моджахеды свергли
демократическую власть и заняли Кабул, провозгласив Исламское Государство
Афганистан во главе сперва с Моджаддеди, затем с Раббани. Казалось бы, цель была
достигнута, с демократией покончено, и можно было восстанавливать мирную жизнь.
Однако в действительности этого не произошло. Выяснение вопроса, кто в стране
главный, постепенно перешло в новый военный конфликт, в ходе которого вся страна
была охвачена борьбой отдельных группировок между собой за обладание Кабулом и
правом называться центральной властью. Возникали и распадались племенные и
этнические альянсы и союзы, и страна все больше погружалась в пучину хаоса, при
котором никто не хотел никому подчиняться, и правым становился тот, у кого было
больше вооруженных людей и оружия.
В это время в странах Центральной Азии,
которые еще недавно были среднеазиатскими республиками бывшего СССР, происходили
коренные изменения. Получив политическую независимость, правительства этих стран
стали стремиться и к экономической независимости. В условиях Центральной Азии
самым легким путем для этого была добыча и продажа нефти и газа, запасы которых
на этих территориях достаточны. Первой из бывших советских республик продавать
газ захотела Туркмения. Иностранный консорциум взялся построить через территорию
Афганистана газопровод, который помог бы туркменам экспортировать добываемый
газ, обеспечив себе тем самым более или менее безбедное существование. Однако
гражданская война на территории Афганистана препятствовала осуществлению этих
планов. Нужно было умиротворить страну любым способом. Именно тогда появилось
движение Талибан (от арабского слова "талиб" - ищущий знаний, студент). Вначале
эта была группа мусульманских студентов, которая начала устанавливать порядок в
южных районах Афганистана и довольно быстро заняла Кандагар - один из основных
городов страны, в районе которого американцы когда-то построили аэродром
международного класса. Правительство Пакистана взялось помогать талибам,
направляя им оружие, боеприпасы, кадровых военных и
добровольцев.
Провозгласив своей целью установление в Афганистана порядка
истинного ислама, талибы стали проводить в жизнь нормы, не предусмотренные
никакими мусульманскими законами. Мужчин насильно заставили отращивать бороды,
не носить одежду из кожи и европейское платье, пять раз в день в обязательном
порядке молиться в мечети. Женщинам запретили учиться, работать, выходить из
дома без сопровождения родственников-мужчин, пользоваться косметикой, открывать
лицо и т.д. Нарушения пресекались жестко, если не сказать жестоко (человека за
ослушание могли побить палкой, отрубить ногу или руку, повесить, забросать
камнями). Запрещено было слушать музыку, смотреть кино, слушать радио, иметь
фотоаппараты и проигрыватели, фотографии, изображения животных и людей (даже в
виде игрушек), из библиотек было изъято и уничтожено около 20 млн. книг как не
соответствующих духу ислама. Повсеместно вводились шариатские суды, не
признававшие никаких законов и норм международного права, во главе которых часто
стояли люди без юридического образования. В таких судах человек не мог иметь
защитника, и приговор приводился в исполнение немедленно. Распространяемые
талибами нормы суды стали обращать и на помогающих стране европейцев, что
неоднократно приводило к скандалам и эвакуации представителей различных
гуманитарных организаций из Афганистана.
Единственное, за что местное
население могло быть благодарно талибам: на занятой ими территории прекратились
военные действия. Талибы разоружили местных полевых командиров, ослушание
грозило смертью. На дорогах перестали собирать многочисленные пошлины за охрану,
проезд стал более или менее безопасен. Талибы сами стали собирать налоги и
пытались наладить хозяйственную жизнь, хотя идущая гражданская война
препятствовала этому.
Не имея возможности нормально вести сельское хозяйство
(много полей было заминировано, ощущался недостаток тракторов и тяглового
скота), крестьяне стали практиковать самый простой способ заработка средств на
существование - сеять опийный мак. Если раньше опийный мак афганцы сеяли
практически только для внутреннего потребления, то теперь он стал экспортным
товаром, дающим доход в несколько раз больше, чем пшеница, которой обычно
засевалось до трех четвертей всех пахотных земель. Сбор опия требует большого
объема ручного труда, и этим занимаются все, включая детей, которых в нормальной
афганской семье обычно много.
Правительство талибов, на словах осуждая
производство наркотиков, на практике использовало ситуацию для увеличения своих
доходов, собирая с крестьян определенный налог с маковых посевов и используя
полученные средства для оплаты поставок вооружения и оплаты наемников. Этот
источник доходов показался привлекательным, сборы опия увеличивались, и в 1999
г. они достигли 4650 т, что составило чуть ли не 80% мирового производства. Опий
и вырабатываемый на его основе героин различными способами вывозился через
Пакистан, Иран и центрально-азиатские республики в Европу, США и даже Австралию,
что вызывало немалую тревогу у правительств соответствующих стран. Обращения ООН
к правительству талибов с просьбой прекратить производство наркотиков не
встречали должного отклика, хотя для вида в присутствии представителей
международных организаций в окрестностях Кандагара неоднократно уничтожалось
несколько гектаров посевов и закрывалось несколько лабораторий по производству
героина.
Такое положение дел вызывало недовольство США и европейских стран,
хотя в последние годы, после того как талибы заняли почти 90% территории и всеми
силами старались доказать мировому сообществу, что они имеют моральное и
юридическое право считаться легитимной властью страны, едва ли не большее
недовольство американцев вызывало то, что талибы отказывались выдать Осаму бен
Ладена, которого подозревали в организации нескольких террористических актов,
направленных против США. Ни предложенное вознаграждение в 5 млн. долларов, ни
обстрел предполагаемого района нахождения бен Ладена с женами, детьми и сотнями
охраны ракетами с американских кораблей не дали ожидаемого результата. Бен Ладен
свободно передвигался по стране, и создавалось впечатление, что Америка со всеми
ее спецслужбами не может (или не хочет) расквитаться со своим бывшим
воспитанником и союзником.
Трагедия 11 сентября ускорила развитие событий.
Вся мировая общественность выступила против терроризма, США получили возможность
без всякого труда обосноваться как в самом Афганистане, так и на территории
прилегающих к нему стран Центральной Азии. Правительство переходного периода
приехавшего из США Хамида Карзая стало делать первые шаги по нормализации
обстановки в стране. Десятки тонн гуманитарной помощи направляются в Афганистан,
в Кабуле с помощью Российской Федерации развернут госпиталь, в который ежедневно
обращаются сотни людей, давно не имевших возможности получить медицинскую
помощь. Рассматриваются планы оказания Афганистану значительной международной
помощи для восстановления народного хозяйства.
На данный момент главными
остаются две проблемы. Первая: как избежать возможной борьбы за власть между
отдельными политическими и этническими группировками. Признаки такой борьбы уже
наблюдаются: так, генерал Дустум, руководитель узбекских отрядов, контролирующий
большую часть северных провинций с месторождениями газа и нефти, недоволен тем,
что получил недостаточно власти; в районах Джалалабада и Гардеза начались стычки
между сторонниками нового правительства и местными ханами, а также между
отдельными племенами. Вторая проблема не менее важна: как и каким образом будет
оказываться предложенная помощь. Если средства будут выделяться через афганские
власти, то очень велика опасность растворения получаемых сумм среди множества
различных инстанций. Было бы разумнее создать нечто вроде международного
комитета по оказанию помощи Афганистану, который бы регулировал поступление
средств и мог бы оплачивать конкретную работу иностранных компаний по
строительству или восстановлению тех или иных объектов. В первую очередь
следовало бы создать перечень объектов, нуждающихся в восстановлении, с
указанием объемов работ, необходимости поставок оборудования и т.д., что помогло
бы точнее определить нужды страны и экономно расходовать выделяемые
средства.
В настоящее время страна находится в чрезвычайно трудном положении:
трехлетняя засуха привела к массовой гибели скота, особенно в южных районах,
неурожаю и необходимости поддерживать население (до получения урожая следующего
года). Нужно провести разминирование полей (по оценкам, в Афганистане поставлено
от 10 до 15 млн. различных мин, причем неизвестно, где их ставили), до этого
невозможно обрабатывать землю. Требуют восстановления сотни километров
оросительных сетей. В период войны было снято около 17 тыс. км телефонных и
телеграфных проводов, разрушены сотни мостов, не говоря уже о жилом фонде
крупных и мелких городов. Необходимо создать условия для возвращения беженцев,
которых в настоящее время в Иране насчитывается более 1 млн. человек, в
Пакистане - 1,3 млн. человек, и сотни тысяч в других странах.
Существует еще
одна реальная опасность: в стране остается достаточное количество сторонников
движения Талибан, которые не обойдут вниманием переходное правительство и
поддерживающих его иностранных солдат. Зимой, как правило, военные действия в
Афганистане не ведутся, горные дороги и перевалы становятся непроходимыми из-за
выпавшего снега, но с приходом весны противоборствующие силы обычно
активизируются, и борьба возобновляется с новой силой. Неизвестно, угрожает ли
подобное новой власти, но опасность такая существует. И если военные действия
возобновятся, то вместе с разногласиями в самом правительстве и продолжением
клановой борьбы за власть это может привести к ситуации, подобной той, которая
сложилась в 1995-1996 гг.
Во избежание таких явлений новое правительство
должно подумать над неким федеративным устройством страны, где районы
компактного проживания одной нации управлялись бы представителями этой же нации,
т.е. в южных районах правили бы пуштуны, в центральных - хазарейцы, в северных -
узбеки, туркмены и таджики, в Нуристане - нуристанцы. Центральная власть при
таком устройстве могла бы не заниматься вопросами самоуправления, сосредоточив
свои усилия на решении общенациональных проблем, в частности, строительстве
крупных объектов, нужных для нормального функционирования экономики. В противном
случае правительство, в котором нет человека, признанного лидером всеми
афганцами, столкнется в своем стремлении установить твердую централизованную
власть, которой были бы подвластны все регионы и племена, с неизбежным
сопротивлением местных руководителей.
Таким образом, можно констатировать,
что хотя в настоящее время движение Талибан в стране подавлено, перед
правительством неизбежно встанут как экономические, так и политические проблемы.
Причем если экономические проблемы можно будет решить, прибегнув к иностранной
помощи, то внутриполитические проблемы придется решать самим, своими силами, и
от выбора пути их решения будет зависеть будущее спокойствие и возможность
мирного существования Афганистана.