К предыдущей главе... К следующей главе...
С.В. ТАРАСЕВИЧ,
руководитель миграционной службы при правительстве города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Возможности по оказанию помощи в трудоустройстве вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Тема моего выступления сформулирована не совсем точно. Возможности оказания помощи — это тема более широкая; такой помощью занимается отнюдь не миграционная служба, а служба занятости и масса других организаций. Я просто скажу несколько слов о том, какие именно формы оказания помощи в трудоустройстве существуют для вынужденных переселенцев и беженцев.

Прежде всего общая ситуация. С 1 октября [1998 г.] в Петербурге и Ленинградской области действует объединенная служба, в которую вошли три миграционные службы: Петербурга, Ленинградской области и управление миграционного контроля по Ленинградской области и Петербургу. Теперь у нас существует единая структура для всего региона. За прошедший год в Петербурге получили статус около тысячи человек, в основном (более 95%) статус вынужденного переселенца, причем более 20% — это приехавшие из Казахстана. Примерно такая же ситуация в Ленинградской области.

Но общая ситуация на рынке труда в Петербурге и Ленинградской области различна. Если в Петербурге уровень безработицы официально составляет 1,2%, т.е. зарегистрировано безработных несколько более 30 тыс. человек, то в Ленинградской области эта цифра в среднем составляет около 4% и колеблется по разным районам от 0,2% до 11%. Интересно отметить, что практически все вынужденные переселенцы, которых мы ставим на учет в городе, переехали из Ленинградской области. Таким образом, происходит перетекание вынужденных мигрантов из области в город. И это понятно, потому что при всем нашем старании трудоустроить людей в сельской местности не получается, несмотря на то, что у нас довольно хорошие возможности благодаря договору, который мы заключили со службой занятости. Мы, во-первых, являемся клиентами их компьютерной сети, т.е. каждый день на компьютере миграционной службы отражаются вакансии, существующие в службе занятости, и мы предоставляем эту информацию любому, кто пожелает. Кроме того, ежемесячно мы получаем от комитета по занятости сводки по другим регионам России. Кстати, когда к нам приезжали из УВКБ, то интересовались: а живые ли это вакансии? И могли убедиться в том, что это действительно так.

Я буду называть цифры по 1998 г. Заявили миграционной службе о необходимости помощи в трудоустройстве всего 43 человека, т.е. 4,3% получивших статус. В основном это прибывшие из Средней Азии и Казахстана. По специальности они представляют собой три самые крупные группы: инженерные работники, техники и водители. Примерно такое же число беженцев и вынужденных переселенцев обратилось в тот же период в службу занятости — 62 человека: из них 41 женщина и 21 мужчина, т.е. женщин в два раза больше. Из них трудоустроено 14, прошли перепрофилирование 9, оформили досрочно пенсию 2, по другим причинам 22 человека снято с учета. В итоге на учете в службе занятости 16 человек, т.е. 0,05% от числа всех безработных и 0,7% от числа прошедших переучет вынужденных переселенцев. Это чрезвычайно низкий процент официально признанных безработных среди вынужденных переселенцев и беженцев. С одной стороны, это говорит о том, что вынужденные переселенцы и беженцы самостоятельно находят работу в таком мегаполисе, как Петербург, причем практически сразу, в силу, может быть, той повышенной мобильности, к которой их приучила жизнь. С другой стороны, это свидетельствует о том, что многие из них уже заранее имеют какие-то планы и перспективы в трудоустройстве.

Здесь говорилось о компактных поселениях, о создании рабочих мест через фонды и через общественные организации и о ряде других проектов. Это, безусловно, нужное и важное дело. Но мой вывод: для такого огромного города, как Петербург, нецелесообразно создавать какие-то специальные государственные механизмы для трудоустройства вынужденных переселенцев, потому что существует мощная служба занятости, и к ней нужно подключиться и использовать ее возможности; тогда мы сможем трудоустраивать и вынужденных переселенцев.

Договор миграционной службы с комитетом по занятости населения, о котором я уже упоминал, действует несколько лет. Он позволил нам создать единую информационную базу, пользоваться ею и таким образом оказывать помощь заинтересованным лицам.

Может быть, благодаря тому, что администрация Петербурга не закрывает глаза на проблемы вынужденной миграции, миграционная служба представлена в комиссии по социальной реформе при администрации города. Эта комиссия создана менее года назад, и занимается она сейчас в основном созданием социального реестра. Это, на мой взгляд, очень важное дело, которое позволяет оказывать адресную социальную помощь именно тем, кто больше всего в ней нуждается и при этом избежать ситуации, когда один человек получает помощь сразу в двадцати структурах, социальных или благотворительных, а другой, менее активный, не получает вообще никакой помощи. Когда будет создан социальный реестр для всех незащищенных групп населения Петербурга, тогда мы сможем сказать, что социальная помощь оказывается именно тем, кому она нужна, с учетом тех финансовых возможностей, которыми мы располагаем.

Сейчас у меня на согласовании распоряжение губернатора Петербурга о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в 1999 г. При нем Положение о порядке квотирования. И в этом Положении специальной строкой выделены вынужденные переселенцы и беженцы, т.е. записано, что к лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, отнесены беженцы и вынужденные переселенцы, дети беженцев и вынужденных переселенцев. Это первое. Второе. Миграционная служба Петербурга и Ленинградской области организует направление указанных лиц в соответствии с этими квотами по месту жительства для их регистрации. Это пример конкретного документа, встраивающего вынужденных переселенцев и беженцев в ту систему социальной помощи, которая действует в регионе. На мой взгляд, это самая правильная схема, поскольку существуют и другие социально незащищенные категории людей, которые также нуждаются в помощи. Мы должны четко сказать, какими социальными видами помощи пользуются вынужденные переселенцы. Кстати, такая же система существует в Великобритании и прекрасно действует. Там после получения беженцем статуса миграционные власти им не занимаются. Он идет в орган социальной защиты и получает свой номер социального страхования и все соответствующие льготы.

Следующий пример, о котором я хотел бы сказать, — программа по созданию и сохранению рабочих мест в Петербурге на 1997—2000 гг. Это большая программа, которая в сводном перечне мероприятий по ее реализации содержит, в частности, такой пункт, как “Развитие территориальной мобильности рабочей силы”. По двум подпунктам в качестве основного исполнителя выступает миграционная служба Петербурга. Это “Разработка системы независимых прогнозов развития отраслей и территорий с целью формирования будущих линий территориальной мобильности” и “Формирование системы целевых грантов на поиск работы для мигрантов, обладающих высоким профессиональным уровнем”.

Еще одно направление, которое мы начинаем развивать: создание базы данных об интеллектуальном и профессиональном потенциале мигрантов для использования их при осуществлении больших проектов. Я имею в виду строительство портов, кольцевой дороги, высокоскоростной магистрали и т.д. Естественно, что более эффективно привлекать туда людей, которые переселились из других мест и еще не нашли себе ни жилья, ни работы. А петербургский опыт свидетельствует о том, что сейчас к нам прибывают мигранты с более высоким уровнем образования, чем прежде. У нас уменьшилось на 7—8% число нетрудоспособных вынужденных переселенцев и беженцев и увеличилось примерно на такой же процент число семей с детьми; а это тот потенциал, который мы можем использовать. Кстати, если подвести баланс миграционных процессов в Петербурге, то мы получим небольшой плюс. И хотя процент вынужденных переселенцев по отношению к постоянному населению в Петербурге очень невелик, примерно 0,12%, в общей миграции число вынужденных переселенцев весьма значительно, 40%, а значит, эту тенденцию следует учитывать.

Вопрос. Нет ли у вас данных о том, сколько переселенцев из Казахстана к вам обращались за статусом и скольким вы его дали? В Вологде вообще отказывают беженцам и переселенцам из Казахстана в предоставлении статуса, ссылаясь на то, что есть договор между Ельциным и Назарбаевым о вечной дружбе, следовательно, не может быть из Казахстана беженцев. А в суде, когда рассматривалось дело о предоставлении статуса, представитель миграционной службы заявил: “Если мы предоставим статус, это будет вмешательство во внутренние дела Казахстана”.

Ответ. У нас процент отказов переселенцам из Казахстана не превышает среднего процента отказов прибывающим из других регионов. Но обратите внимание, что поток вынужденных переселенцев из Казахстана по крайней мере вдвое превышает число вынужденных переселенцев из других регионов. Мы не учитываем при предоставлении статуса дружеские отношения между президентами.

Вопрос. А требуете ли вы каких-то письменных подтверждений относительно преследований и гонений на национальной почве, по Казахстану в частности?

Ответ. Нет, конечно. Какие же справки?

Вопрос. Не было каких-то разъяснений ФМС в этом плане, на которые ссылаются наши миграционные службы?

Ответ. Я таких разъяснений не знаю. Мы должны действовать в соответствии с законом: если ситуация в том или ином регионе соответствует описанной в ст. 1 закона, то в соответствии с этим мы и действуем. Никаких директив или циркуляров ФМС на этот счет не существует. Другое дело, что это может оказывать общее влияние на международные отношения. Но они должны регулироваться в соответствии с реальными процессами.

К предыдущей главе... К следующей главе...