К предыдущей главе... К следующей главе...

 



ОБРАЗОВАНИЕ

Дети беженцев, не имеющих прописки, без ограничений принимаются в средние школы. После окончания учебы они могут поступить в профессионально-технические училища, но доступ в государственные средние специальные и высшие учебные заведения им закрыт из-за отсутствия прописки.

Проблемы, связанные со средней школой, едва ли могут описываться в категориях ущемления или нарушения прав. Исключением можно считать случаи, упомянутые некоторыми нашими собеседниками, когда в 1990—1991 гг. выпускникам средних школ не выдавались аттестаты об окончании. К сожалению, мы не смогли проверить эту информацию и выяснить, на чем был основан подобный отказ.

В средних школах для турецких детей наиболее серьезные проблемы возникали в 1989—1991 гг. в связи со слабым владением ими русским языком. Во многих школах сложилась следующая тенденция: из детей славянских национальностей формируются классы «А» и «Б», а детей турок-месхетинцев, армян, езидов, курдов собирают отдельно, в том числе в так называемых классах коррекции. Представители школьных администраций и районных отделов народного образования высказывают мнение, что такой подход облегчает работу педагогам и позволяет детям лучше адаптироваться к плохо знакомой языковой среде.

Следует также отметить, что многим детям трудно учиться из-за необходимости материально помогать семье и работать на поле, а также из-за стесненности жилищных условий. Десятки школьников-турок оказываются вынужденными бросать учебу ради работы.

В школе № 2 г. Крымска из 750 учащихся более 100 — дети турок, армян и езидов. По словам директора школы Ф.Ф.Кормишина, единственной проблемой остается языковой барьер, так как многие дети слабо знают русский язык. По согласованию с РОНО открыли классы коррекции, куда направляют детей, хуже знающих язык. В отличие от обычных классов, где учатся по 30 человек, в таких классах по 18 детей. (Всего таких классов 6 — с 1 по 4-й и два 5-х.) Родители-турки высказывают желание, чтобы их дети учились вместе с русскими — для скорейшего освоения языка. Особых проблем с турецкими детьми в плане нарушений дисциплины нет, как не отмечено и ссор на национальной почве. Кормят детей, независимо от наличия прописки, на одну и ту же сумму. Среди членов родительского комитета есть турки. В настоящее время школа сильно перегружена — в ней 30 комплектов, то есть в 1,5 раза больше учащихся, чем положено.

В пос. Нижнебаканский Крымского района из 10 первых классов в школе — 4 «турецких», причем их ведут учителя-турки. Что касается перегрузки, то в нижнебаканской школе она огромна — 60 комплектов.

В Ерике (Кубанский с/о, Апшеронский район) в школе-одиннадцатилетке № 10 в 1994 г. директор обещал открыть группу обучения на турецком языке с учителями-турками; нам не удалось впоследствии проверить, было ли выполнено это обещание.

В Холмском — ученики-турки с 1 по 3-й класс собраны вместе и у них турецкий учитель. Для учеников 5—7 классов, плохо знающих русский, еще три года назад были созданы группы коррекции. В Холмском в основном живут турки-месхетинцы, приехавшие из Намангана, где мало русских и где приходилось учиться в узбекских школах, поэтому проблема слабого владения русским языком здесь особенно остра. Проще обстоит дело в пос. Ахтырский и в Абинске — большинство турецких семей, проживающих там, приехали из Ташкентской области.

Таким образом, несмотря на отмеченные трудности, в средних школах Краснодарского края делается все возможное, чтобы дети беженцев были включены в процесс обучения. Однако мы не можем дать окончательный ответ на вопрос о том, насколько оправданным является в каждом конкретном случае разделение детей «славянских» и «неславянских» национальностей и не препятствует ли оно получению детьми беженцев, в частности турок-месхетинцев, полноценного образования. У нас сложилось впечатление, что учителя в основном проявляют терпимость, заинтересованность и творческую инициативу, и это находит поддержку в краевых органах народного образования.

Информация о том, что в Крымском и Абинском районах беженцев, не имеющих прописки, не принимают в СПТУ, не подтвердилась. В СПТУ № 23 Апшеронска учащиеся, не имеющие прописки, вместо диплома получают справки об окончании училища, так как в силу специфики этого учебного заведения получение диплома связано там с получением водительских прав (см.выше). По словам ведущего специалиста краевого учебно-производственного отдела профессионального образования В.Г.Царенкова, ему неизвестны случаи отказа при приеме в СПТУ, во всяком случае ни индивидуальных, ни коллективных обращений в отдел по таким вопросам не было.

В государственные вузы беженцы из-за отсутствия паспортов и прописки поступать не могут. Имеющие прописку поступают в вузы, например, по сообщению Б.Искендерова, в Апшеронском районе в настоящее время 7 турок-месхетинцев —  студенты. По свидетельству главы Нижнебаканской поселковой администрации Т.А.Шапрынской, некоторые выпускники школ поступили в частные вузы.

Образование — одна из проблем, заботящих месхетинских лидеров и активистов в наибольшей степени. Они обеспокоены тем, что в последние годы в десятки раз снизилось число турок-месхетинцев, получающих среднее специальное и высшее образование. Процесс формирования интеллигенции практически приостановился, и, по их мнению, это равнозначно снижению в ближайшем будущем общего интеллектуального уровня месхетинцев, превращению их в народ чернорабочих.