 
ОБРАЗОВАНИЕ
Дети беженцев, не
имеющих прописки, без
ограничений принимаются в
средние школы. После окончания
учебы они могут поступить в
профессионально-технические
училища, но доступ в
государственные средние
специальные и высшие учебные
заведения им закрыт из-за
отсутствия прописки.
Проблемы, связанные со
средней школой, едва ли могут
описываться в категориях
ущемления или нарушения прав.
Исключением можно считать
случаи, упомянутые некоторыми
нашими собеседниками, когда в
1990—1991 гг. выпускникам средних
школ не выдавались аттестаты
об окончании. К сожалению, мы не
смогли проверить эту
информацию и выяснить, на чем
был основан подобный отказ.
В средних школах для
турецких детей наиболее
серьезные проблемы возникали в
1989—1991 гг. в связи со слабым
владением ими русским языком.
Во многих школах сложилась
следующая тенденция: из детей
славянских национальностей
формируются классы «А» и «Б», а
детей турок-месхетинцев, армян,
езидов, курдов собирают
отдельно, в том числе в так
называемых классах коррекции.
Представители школьных
администраций и районных
отделов народного образования
высказывают мнение, что такой
подход облегчает работу
педагогам и позволяет детям
лучше адаптироваться к плохо
знакомой языковой среде.
Следует также
отметить, что многим детям
трудно учиться из-за
необходимости материально
помогать семье и работать на
поле, а также из-за
стесненности жилищных условий.
Десятки школьников-турок
оказываются вынужденными
бросать учебу ради работы.
В школе № 2 г. Крымска
из 750 учащихся более 100 — дети
турок, армян и езидов. По словам
директора школы Ф.Ф.Кормишина,
единственной проблемой
остается языковой барьер, так
как многие дети слабо знают
русский язык. По согласованию с
РОНО открыли классы коррекции,
куда направляют детей, хуже
знающих язык. В отличие от
обычных классов, где учатся по
30 человек, в таких классах по 18
детей. (Всего таких классов 6 —
с 1 по 4-й и два 5-х.)
Родители-турки высказывают
желание, чтобы их дети учились
вместе с русскими — для
скорейшего освоения языка.
Особых проблем с турецкими
детьми в плане нарушений
дисциплины нет, как не отмечено
и ссор на национальной почве.
Кормят детей, независимо от
наличия прописки, на одну и ту
же сумму. Среди членов
родительского комитета есть
турки. В настоящее время школа
сильно перегружена — в ней 30
комплектов, то есть в 1,5 раза
больше учащихся, чем положено.
В пос. Нижнебаканский
Крымского района из 10 первых
классов в школе — 4 «турецких»,
причем их ведут учителя-турки.
Что касается перегрузки, то в
нижнебаканской школе она
огромна — 60 комплектов.
В Ерике (Кубанский с/о,
Апшеронский район) в
школе-одиннадцатилетке № 10 в
1994 г. директор обещал открыть
группу обучения на турецком
языке с учителями-турками; нам
не удалось впоследствии
проверить, было ли выполнено
это обещание.
В Холмском —
ученики-турки с 1 по 3-й класс
собраны вместе и у них турецкий
учитель. Для учеников 5—7
классов, плохо знающих русский,
еще три года назад были созданы
группы коррекции. В Холмском в
основном живут
турки-месхетинцы, приехавшие
из Намангана, где мало русских
и где приходилось учиться в
узбекских школах, поэтому
проблема слабого владения
русским языком здесь особенно
остра. Проще обстоит дело в
пос. Ахтырский и в Абинске —
большинство турецких семей,
проживающих там, приехали из
Ташкентской области.
Таким образом,
несмотря на отмеченные
трудности, в средних школах
Краснодарского края делается
все возможное, чтобы дети
беженцев были включены в
процесс обучения. Однако мы не
можем дать окончательный ответ
на вопрос о том, насколько
оправданным является в каждом
конкретном случае разделение
детей «славянских» и
«неславянских»
национальностей и не
препятствует ли оно получению
детьми беженцев, в частности
турок-месхетинцев,
полноценного образования. У
нас сложилось впечатление, что
учителя в основном проявляют
терпимость,
заинтересованность и
творческую инициативу, и это
находит поддержку в краевых
органах народного образования.
Информация о том, что в
Крымском и Абинском районах
беженцев, не имеющих прописки,
не принимают в СПТУ, не
подтвердилась. В СПТУ № 23
Апшеронска учащиеся, не
имеющие прописки, вместо
диплома получают справки об
окончании училища, так как в
силу специфики этого учебного
заведения получение диплома
связано там с получением
водительских прав (см.выше). По
словам ведущего специалиста
краевого
учебно-производственного
отдела профессионального
образования В.Г.Царенкова, ему
неизвестны случаи отказа при
приеме в СПТУ, во всяком случае
ни индивидуальных, ни
коллективных обращений в отдел
по таким вопросам не было.
В государственные
вузы беженцы из-за отсутствия
паспортов и прописки поступать
не могут. Имеющие прописку
поступают в вузы, например, по
сообщению Б.Искендерова, в
Апшеронском районе в настоящее
время 7 турок-месхетинцев —
студенты. По свидетельству
главы Нижнебаканской
поселковой администрации
Т.А.Шапрынской, некоторые
выпускники школ поступили в
частные вузы.
Образование — одна из
проблем, заботящих
месхетинских лидеров и
активистов в наибольшей
степени. Они обеспокоены тем,
что в последние годы в десятки
раз снизилось число
турок-месхетинцев, получающих
среднее специальное и высшее
образование. Процесс
формирования интеллигенции
практически приостановился, и,
по их мнению, это равнозначно
снижению в ближайшем будущем
общего интеллектуального
уровня месхетинцев,
превращению их в народ
чернорабочих.
|