Во всех районах с 1989 г. никому из беженцев не отказывали в срочноR медицинской помощи или амбулаторном лечении. Проблемы появились в 1992 г. в связи с постепенным введением платы за медицинское обслуживание. С 1995 г. в Краснодарском крае постепенно вводится система страховой медицины, а страхованию подлежат только постоянные жители (то есть жители, имеющие постоянную прописку) или постоянные работники предприятий и учреждений, кому страховку оформляет работодатель. Проблема с получением медицинской помощи пока не обострилась, поскольку новые формы предоставления и оплаты услуг внедряются на практике медленно и постепенно. Более того, сами медицинские работники в некоторых случаях делают для беженцев исключения. Так, многие из тех, кто успел оформить амбулаторные карты до 1992 г. (особенно в Апшеронском и Абинском районах), продолжают бесплатно пользоваться услугами районных поликлиник. Плату за обслуживание запрашивают с тех, кто приходит за помощью впервые1. В 1994 г. в разговорах всплывала тема дифференцированной оплаты для прописанных и непрописанных. Ряд информантов говорили о том, что в некоторых лечебных заведениях Крымского района за платные услуги с непрописанных берут большие суммы, чем с тех, кто имеет прописку. Однако нам не удалось найти практически ни одного конкретного подтверждения. Как рассказал нам Э.Аббасов, за прием у стоматолога 5-летней внучки он заплатил 6 тыс. руб. вместо 2 тыс., которые обычно берут с тех, кто прописан. Е.Н.Есипов, главврач Абинского района, прокомментировал требование дифференцированной оплаты в зависимости от прописки как превышение служебных полномочий, но сказал, что ему неизвестны подобные случаи в Абинском и Крымском районах. В Управлении здравоохранения администрации Краснодарского края нам подтвердили эту оценку, но объяснили, что стоматологическая клиника в Крымске является арендным предприятием и имеет право самостоятельно устанавливать условия оплаты своих услуг2. Государственные же лечебные учреждения обязаны взимать плату за услуги со всех клиентов в одинаковом размере — по расценкам, установленным краевым управлением здравоохранения. По словам Т.Г.Касаткиной и В.И.Тимошенко, платные услуги предоставляются учреждениями здравоохранения на основании нормативных документов Минздрава РФ, в частности приказов № 413, 146, 280 (от 1993—1994 гг.). В соответствии с приказом Минздрава № 280, граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь, как скорую и неотложную, так и плановую, гражданам СНГ на территории РФ бесплатно предоставляется только скорая и неотложная помощь. Лица без прописки не могут рассчитывать на бесплатное плановое лечение, в том числе инвалиды, участники войны, инвалиды войны, которые лишены также и права на частичную оплату и на освобождение от платы за лекарства. В 1995 г. в нескольких медицинских учреждениях с беженцев, не имеющих прописки, уже требовали либо предъявить страховой полис (который выдается только прописанным), либо оплатить предоставление услуги в полном объеме. Такие требования, в частности, предъявляются в Белореченской центральной городской больнице3 (Белореченск в числе первых трех районов края переходит на систему страховой медицины), в больницах Варениковского и Киевского с/о. Таким образом, после введения в полном объеме системы медицинского страхования турецкие беженцы, не имеющие прописки, могут оказаться в значительной степени оставленными без медицинской помощи. |